Лет: средний школьный возраст

Кризис 13 лет(подростковый кризис, кризис социального развития)
Причины:
Переход от «детства» к «взрослости»:
1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
2. Развитие духовности и интеллектуального потенциала.
3. Выбор и подготовка к профессии.
Проявления:
1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
2. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению.
3. Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу.
4. Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью.
5. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.
6. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Вместе с тем обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников.
7. Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде.
8. Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет.
Два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. «Я уже не ребенок».
2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «Я ребенок и хочу оставаться им».
И то, и другое - варианты самоопределения. С точки зрения развития благоприятным оказывается именно первый вариант.
Смысл (новообразования):
1. Познание себя как такового, начало становления личности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.
2. «Чувство взрослости».

Отрочество: средний школьный возраст, подросток 10(11) – 14(15) лет
Новообразования
Чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке»
Появление вторичных половых признаков. Самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, приобретает стабильный характер. Выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе.
Формирование «Мы»-концепции
Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.
Формирование референтных групп
Участники что-то делают сообща. Ценности и мнения референтной группы подросток признает своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Высокая конформность: к мнению группы и ее лидера относятся некритически, инакомыслие исключено.
Социальная ситуация развития
Освоение норм и отношений между людьми
Резкое возмужание организма, внезапное увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Период выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Романтические отношения со сверстниками другого пола.
Ведущая деятельность
Интимно-личностное общение со сверстниками
Своеобразная форма воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Ведущие функции
Абстрактно-логическое мышление
Период повышенной активности, значительного роста энергии; период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Развития познавательных процессов: становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого и произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.
Творчество
Выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).



Наши рекомендации