Вопрос №9. Особенности научных публикаций, характерные для психологов.
Внешние атрибуты текста, характерные для психологов, отличаются от публикаций в др. науках (историки и литературоведы, философы, психологи; например: Мадиган, Джонсон и Линтон, 1995):
1. Язык: строгость, простота и прозрачность изложения материала. Избегание творческой или необычной манеры изложения материала: читатель не оценит ваши литературные усилия, а непонимание очень вероятно; это снижает впечатление о серьезности работы.
2. Цитаты: в психологии принято цитирование (<= чем 1 цитата на 3000 слов).
Прямое цитирование и пересказ. Обязательность ссылки: не стоит бояться большого количества ссылок: наоборот, их малое количество всегда настораживает. Особо: ссылки на обзорные работы! Лучше перебор в ссылках, чем упрек в плагиате.
3. Грамматические формы. Страдательный залог в третьем лице, а не действительный залог в первом. Употребление безличных глагольных форм.
Употребление временных форм в различных частях работы: прошедшее время во введении и методах, настоящее – в результатах и обсуждении.
4. Подзаголовки:
Ø Средство стандартного структурирования отчета при введении новых тем.
Ø Упрощение перехода к новым темам.
Ø Краткость текста.
Ø Средство облегчения понимания и интерпретации содержания.
Ø Формирование целевых установки на восприятие содержания.
5. Сноски:
Ø Прояснение сложного вопроса или добавление некоторой информации, связанной с основной темой. Например, отсыл к приложению.
Ø Дискурсивные сноски – это примечание, уводящее в сторону от обсуждаемого вопроса.
6. Расхождение во мнениях с цитируемыми мнениями др. авторов:
Ø Отказ от прямых оценок и выпадов.
Ø Излишняя корректность в оценках.
Ø Максимальное исключение личностного аспекта в оценки обсуждаемого факта.
Основные идеи: 1) спор д.б. чрезвычайно корректен; 2) оппонент не может вам ответить.
7. Употребление слов-оговорок, придающих вероятностный характер заключениям исследователей (находится в согласии, служит подтверждением, может рассматриваться, по-видимому подтверждает, может быть оценено как, на наш взгляд и др.):
Ø Преимущественное использование при обсуждении результатов, выводов, сравнении своих данных с теорией, оценка степени подтверждения теории собственными данными.
Ø Следствие отсутствия строгих теорий в психологии. Необходимость не быть излишне догматичным, негибким.
Вопрос 10. Основные составные части научной публикации по психологии (эмпирическое исследование). Краткая характеристика. Общий объем статьи, примерный объем основных частей статьи.
В зависимости от уровня знаний — теоретического или эмпирического — различают теоретические и эмпирические статьи.
Теоретические научные статьи включают результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Если статья имеет теоретический характер, чаще всего она строится по следующей схеме: автор вначале приводит основные положения, мысли, которые в дальнейшем будут подвергнуты анализу с последующим выводом.
Эмпирические научные статьи, используя ряд теоретических методов, в основном опираются на практические методы измерения, наблюдения, эксперимента и т. п.
Основные составные части научной публикации по психологии:
1. Название (заголовок).
2. Аннотация.
3. Ключевые слова.
4. Введение.
5. Обзор литературы.
6. Основная часть - методология, результаты.
7. Выводы и дальнейшие перспективы исследования.
Список литературы
Название
Название (заголовок) — обозначение структурной части основного текста произведения (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.) или издания.
Основное требование к названию статьи — краткость и ясность. Максимальная длина заголовка — 10—12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.
При переводе заглавия статьи на английский язык не должно использоваться никаких транслитераций с русского языка, кроме непереводимых названий собственных имен, приборов и др. объектов, имеющих собственные названия; также не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам.
Аннотация
Аннотация — это не зависимый от статьи источник информации. Ее пишут после завершения работы над основным текстом статьи. Она включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. В ней указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Рекомендуемый объем — 100 – 250 слов на русском и английском языках.
Аннотация выполняет следующие функции:
* позволяет определить основное содержание статьи, его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту публикации;
* предоставляет информацию о статье и устраняет необходимость чтения ее полного текста в случае, если статья представляет для читателя второстепенный интерес;
* используется в информационных, в том числе автоматизированных, системах для поиска документов и информации.
Ключевые слова: Ключевые слова выражают основное смысловое содержание статьи, служат ориентиром для читателя и используются для поиска статей в электронных базах. Размещаются после аннотации в количестве 4—8 слов, приводятся на русском и английском языках. Должны отражать дисциплину (область науки, в рамках которой написана статья), тему, цель, объект исследования.
Введение – 15%.:Введение призвано дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью предпринято исследование. Во введении в обязательном порядке четко формулируются:
1. цель и объект предпринятого автором исследования. актуальность и новизна.
2. Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации. Это способность результатов работы быть применимыми для решения достаточно значи-мых научно-практических задач.
3. Новизна — это то, что отличает результат данной работы от результатов, полученных другими авторами.
Обзор литературы:Обзор литературы представляет собой теоретическое ядро исследования. Его цель — изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Предпочтительным является не просто перечисление предшествующих исследований, но их критический обзор, обобщение основных точек зрения.
Основная часть – 70%
Методология – 30%
В данном разделе описывается последовательность выполнения исследования и обосновывается выбор используемых методов.
Результаты – 40%
В этой части статьи должен быть представлен авторский аналитический, систематизированный статистический материал.
По объему эта часть занимает центральное место в научной статье. Это основной раздел, цель которого заключается в том, чтобы при помощи анализа, обобщения и разъяснения данных доказать рабочую гипотезу (гипотезы). Результаты при необходимости подтверждаются иллюстрациями — таблицами, графиками, рисунками, которые представляют исходный материал или доказательства в свернутом виде. Результаты исследования должны быть изложены кратко, при этом содержать достаточно информации для оценки сделанных выводов, также должно быть очевидно, почему для анализа выбраны именно эти данные.
Обсуждение результатов, выводы – 15%
Заключение содержит краткую формулировку результатов исследования. В нем в сжатом виде повторяются главные мысли основной части работы. В этом разделе необходимо сопоставить полученные результаты с обозначенной в начале работы целью. В заключении суммируются ре-зультаты осмысления темы, делаются выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из работы, подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области. В заключительную часть статьи желательно включить попытки прогноза развития рассмотренных вопросов. Общий объем – 17…20 с (40000 знаков с пробелами), включая рисунки, таблицы, список использованной литературы.