Проблема функции «Исключающего ИЛИ»

Один из самых пессимистических результатов М.Л. Минского гласит, что однослойный персептрон не может воспроизвести такую простую функцию, как «Исключающее ИЛИ». Это функция от двух аргументов, каждый из которых может быть нулем или единицей. Она принимает значение единицы, когда один из аргументов равен единице (но не оба). Проблему можно проиллюстрировать с помощью однослойной однонейронной системы с двумя входами, показанной на рисунке:

Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru

Обозначим один вход через Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , а другой через Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , тогда все их возможные комбинации будут состоять из четырех точек на плоскости Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , как показано на рисунке ниже. Например, точка Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru и Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru обозначена на рисунке как точка Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru . Таблица показывает требуемую связь между входами и выходом, где входные комбинации, которые должны давать нулевой выход, помечены Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru и Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , единичный выход - Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru и Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru .

Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru

Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru

В сети на первом рисунке функция Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru является обычным порогом, так что OUT принимает значение 0, когда NET меньше 0,5, и 1 в случае, когда NET больше или равно 0,5. Нейрон выполняет следующее вычисление:

Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru (1)

Никакая комбинация значений двух весов не может дать соотношения между входом и выходом, задаваемого таблице. Чтобы понять это ограничение, зафиксируем Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru на величине порога 0,5. Сеть в этом случае описывается уравнением (2). Это уравнение линейно по Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru и Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , т. е. все значения по Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru и Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , удовлетворяющие этому уравнению, будут лежать на некоторой прямой в плоскости Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru .

Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru (2)

Любые входные значения для Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru и Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru на этой линии будут давать пороговое значение 0,5 для Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru . Входные значения с одной стороны прямой обеспечат значения Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru больше порога, следовательно, Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru . Входные значения по другую сторону прямой обеспечат значения NET меньше порога, делая Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru равным 0. Изменения значений Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru и порога будут менять наклон и положение прямой. Для того чтобы сеть реализовала функцию ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, заданную таблице, нужно расположить прямую так, чтобы точки Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru были с одной стороны прямой, а точки Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru — с другой. Попытавшись нарисовать такую прямую на втором рисунке, убеждаемся, что это невозможно. Это означает, что какие бы значения ни приписывались весам и порогу, сеть неспособна воспроизвести соотношение между входом и выходом, требуемое для представления функции ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ. Взглянув на задачу с другой точки зрения, рассмотрим Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru как поверхность над плоскостью Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru . Каждая точка этой поверхности находится над соответствующей точкой плоскости Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru на расстоянии, равном значению Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru в этой точке. Можно показать, что наклон этой Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru -поверхности одинаков для всей поверхности Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru . Все точки, в которых значение Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru равно величине порога, проектируются на линию уровня плоскости Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru (см. рисунок ниже).

Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru

Ясно, что все точки по одну сторону пороговой прямой проецируются в значения Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru большие порога, а точки по другую сторону дадут меньшие значения Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru . Таким образом, пороговая прямая разбивает плоскость Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru на две области. Во всех точках по одну сторону пороговой прямой значение Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru равно единице, по другую сторону — нулю.

Карты Кохонена.

Самоорганизующиеся карты Кохонена – одна из разновидностей нейросетевых алгоритмов. Основные отличия данной технологии от остальных нейросетей является то, что обучение этой структуры происходит без учителя.

Нейросети данного типа применяются для решения различных задач начиная от прогнозирования до восстановления пропущенных данных. Алгоритм функционирования самообучающихся карт (Self Organizing Maps – SOM) представляет собой один из вариантов кластеризации многомерных векторов. Примером таких алгоритмов может служить алгоритм k-ближайших средних (c-means). Важным отличием алгоритма SOM является то, что в нем все нейроны (узлы, центры классов…) упорядочены в некоторую структуру (обычно двумерную сетку). При этом в ходе обучения модифицируется не только нейрон-победитель, но и его соседи, но в меньшей степени. За счет этого SOM можно считать одним из методов проецирования многомерного пространства в пространство с более низкой размерностью. При использовании этого алгоритма вектора, схожие в исходном пространстве, оказываются рядом и на полученной карте.

Структура

SOM подразумевает использование упорядоченной структуры нейронов. Обычно используются одно и двумерные сетки. При этом каждый нейрон представляет собой n-мерный вектор-столбец Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru , где n определяется размерностью исходного пространства (размерностью входных векторов). Применение одно и двумерных сеток связано с тем, что возникают проблемы при отображении пространственных структур большей размерности (при этом опять возникают проблемы с понижением размерности до двумерной, представимой на мониторе).

Обычно нейроны располагаются в узлах двумерной сетки с прямоугольными или шестиугольными ячейками. При этом, как было сказано выше, нейроны также взаимодействуют друг с другом. Величина этого взаимодействия определяется расстоянием между нейронами на карте. На рисунке 1 дан пример расстояния для шестиугольной и четырехугольной сеток.

Проблема функции «Исключающего ИЛИ» - student2.ru
Расстояние между нейронами на карте для шестиугольной (а) и четырехугольной (б) сеток. При этом легко заметить, что для шестиугольной сетки расстояние между нейронами больше совпадает с евклидовым расстоянием, чем для четырехугольной сетки.

При этом количество нейронов в сетке определяет степень детализации результата работы алгоритма, и в конечном счете от этого зависит точность обобщающей способности карты.

Наши рекомендации