История развития экспериментального метода в психологии.

История экспериментальной психологии - это фактически история психологической науки в целом.

середина XVIII – середина XIX в. Процесс становления психологии как экспериментальной науки, в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. X. Вольф, 1732 г. «Эмпирическая психология», а в 1734 г. – «Рациональную психологию».

В первой четверти XIX в. философ И. Ф. Гербарт (1776-1841) провозгласил психологию наукой, которая должна основываться на опыте метафизики и математики. Правда, он признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике. Идеи Гербарта оказали сильнейшее влияние на признанных основоположников экспериментальной психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

середина XIX в. появление экспериментальной психологии. Густав Теодор Фехнер (1801-1887).он задался целью с помощью экспериментальных и математических методов доказать идентичность духа и материи, двух сторон действительности. Он исходил из мысли, что, измерив физическую (материальную) сторону, можно измерить и психическую (идеальную) сторону реальности. Стоит лишь найти закон их соотношения.

В своих исследованиях он опирался на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета проф. Э. Г. Вебером зависимость между ощущением и раздражителем. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, по сути представляющей собой экспериментальную психологию того времени. Фехнер получил в науке почетное звание «отец психофизики».труд Фехнера «Элементы психофизики» 1860 г., по праву считается первым трудом по ЭП.

Вильгельм Вундт (1832-1920).первым профессиональным психологом. организации первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879),

Задачей ЭП, по Вундту, является точный анализ индивидуального сознания при помощи точно регулируемого самонаблюдения.

именно Вундт иего школа определили дальнейшее развитие психологии по пути эксперимента.

Герман Эббингауз (1850–1909), не разделявший взглядов Вундта на самонаблюдение как исследовательский метод. Под влиянием психофизики Фехнера он выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. В этом случае достоверным показателем является не высказывание испытуемого о его переживаниях, а его реальные достижения в той или иной предлагаемой экспериментатором деятельности. Испытуемого даже и не спрашивали о его субъективных впечатлениях.

И. М. Сеченов (1829-1905), выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики.

90-е годы XIX в. знаменуются расширением инструментальной базы психологии: к традиционному «исследовательскому» эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей первого было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека или группу людей. Фактически это различные испытания, результаты которых дают основание судить об уровне развития тех или иных качеств человека. Иначе говоря, в ЭП на правах ее полноправного метода вошел тест. Его главным достоинством с самого начала была практическая направленность.

Родоначальником тестовых методик считается психолог Джеймс МаккинКеттелл (1860–1944), С легкой руки Мака Кеттелла тест становится ведущим психодиагностическим методом.

В России конца XIX – начала XX в. в экспериментальной психологии наиболее заметная фигура – Г. И. Челпанов (1862-1936). - активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов.

Общая характеристика эксперимента: определение понятия, особенности метода, основные элементы и уровни.

эксперимент как специфический научный метод, наиболее точный метода в психологии.

Определение

Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений

Особенности

1.«субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Конкретизацией этой особенности психологического эксперимента является инструкция испытуемому, даваемая в подавляющем большинстве экспериментальных работ в психологии.

2.дает возможность внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению.

Наши рекомендации