Классификация, типы и задачи экспериментальных исследований
Тема 5 Экспериментальные исследования
Классификация, типы и задачи эксперимента. Постановка и организация эксперимента. Основные эксперименты в пищевой промышленности. Искусственный эксперимент. Преобразующий (созидающий) эксперимент. Констатирующий эксперимент. Контролирующий эксперимент. Поисковый эксперимент. Решающий эксперимент. Лабораторный эксперимент. Натурный эксперимент. Вещественный эксперимент. Пассивный эксперимент. Активный эксперимент. Одно- и многофакторные эксперименты. Разработка методик эксперимента. Постановка цели и задач. Выбор варьирующих факторов. Выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Математические методы обработки и анализ опытных данных.
Классификация, типы и задачи экспериментальных исследований
Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Само слово эксперимент происходит от лат. experimentutn — проба, опыт.
В научном языке и исследовательской работе термин «эксперимент» обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.
Само по себе понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий в целях осуществления того или иного явления и по возможности наиболее частого, т. е. не осложняемого другими явлениями. Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов,проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.
Постановка и организация эксперимента определяются его назначением.
Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются химическими, биологическими, физическими, психологическими, социальными и т. п.
Эксперименты различаются:
1. по способу формирования условий - естественные и искусственные;
2. по целям исследования - преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие;
3. по организации проведения - лабораторные, натурные, полевые, производственные и т.п.;
4. по структуре изучаемых объектов и явлений - простые, сложные;
5. по характеру внешних воздействий на объект исследования - вещественные, энергетические, информационные;
6. по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования - обычный и модельный;
7. по типу моделей, исследуемых в эксперименте – материальный и мысленный;
8. по контролируемым величинам - пассивный и активный;
9. по числу варьируемых факторов – однофакторный и многофакторный;
10. по ожидаемым результатам – качественный и количественный;
11. по характеру изучаемых объектов или явлений - технологические, социометрические и т. п.
Конечно, для классификации могут быть использованы и другие признаки.
Обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом.
Ответственный момент — установление точности измерений и погрешностей.
Тема 5 Экспериментальные исследования
Классификация, типы и задачи эксперимента. Постановка и организация эксперимента. Основные эксперименты в пищевой промышленности. Искусственный эксперимент. Преобразующий (созидающий) эксперимент. Констатирующий эксперимент. Контролирующий эксперимент. Поисковый эксперимент. Решающий эксперимент. Лабораторный эксперимент. Натурный эксперимент. Вещественный эксперимент. Пассивный эксперимент. Активный эксперимент. Одно- и многофакторные эксперименты. Разработка методик эксперимента. Постановка цели и задач. Выбор варьирующих факторов. Выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Математические методы обработки и анализ опытных данных.
Классификация, типы и задачи экспериментальных исследований
Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Само слово эксперимент происходит от лат. experimentutn — проба, опыт.
В научном языке и исследовательской работе термин «эксперимент» обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.
Само по себе понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий в целях осуществления того или иного явления и по возможности наиболее частого, т. е. не осложняемого другими явлениями. Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов,проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.
Постановка и организация эксперимента определяются его назначением.
Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются химическими, биологическими, физическими, психологическими, социальными и т. п.
Эксперименты различаются:
1. по способу формирования условий - естественные и искусственные;
2. по целям исследования - преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие;
3. по организации проведения - лабораторные, натурные, полевые, производственные и т.п.;
4. по структуре изучаемых объектов и явлений - простые, сложные;
5. по характеру внешних воздействий на объект исследования - вещественные, энергетические, информационные;
6. по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования - обычный и модельный;
7. по типу моделей, исследуемых в эксперименте – материальный и мысленный;
8. по контролируемым величинам - пассивный и активный;
9. по числу варьируемых факторов – однофакторный и многофакторный;
10. по ожидаемым результатам – качественный и количественный;
11. по характеру изучаемых объектов или явлений - технологические, социометрические и т. п.
Конечно, для классификации могут быть использованы и другие признаки.