Психология познавательных процессов: память, внимание, мышление, интеллект, речь
Лекция № 3
Психология познавательных процессов: память, внимание, мышление, интеллект, речь
Цель: сформировать представления о «памяти», «внимании». Познакомить студентов с видами памяти и внимания, сформировать представления о «мышлении», «интеллекте», «речи». Познакомить студентов с видами мышления интеллектом с их свойствами.
План:
1. Общее понятие о памяти. Виды памяти.
2. Забывание и запоминание
3. Понятие о внимании. Виды внимания и его основные свойства.
4. Виды мышления и основные мыслительные операции.
5. Формы логического мышления и его различия.
6. Классификация типов мышления.
7. Интеллект
8. Речь
Общее понятие о памяти
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.
Это одна из самых популярных психических особенностей человека. Сразу скажем: она того заслуживает. Недаром еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью 9 муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Кстати сказать, имя этой богини дало название памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражение: «мнемическая направленность», «мнемическая задача», «мнемическая деятельность». Все это о памяти.
Именно память позволяет человеку быть тем, чем он является, действовать в окружающем мире, осознавать свое собственное «Я», учиться, любить. Недаром часто вместо «разлюбил» говорят – « позабыл». «Без памяти, – писал Рубинштейн, – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.
В качестве основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:
1. По характеру преобладающей психической активности. В этом случае память делят на:
– двигательную;
– эмоциональную;
– словесно-логическую;
– образную, которая в свою очередь бывает:
а) зрительная,
б) слуховая,
в) осязательная
г) обонятельная,
д) вкусовая
2. По наличию цели запомнить:
– непроизвольная,
– произвольная.
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала:
– кратковременная,
– долговременная,
– оперативная.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.
Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональнаяпамять – это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память –это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.
Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами – это виды особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.
Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эндемической (яркие образы) памятью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, переводя взгляд с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии.
Словесно-логическая память – наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, словесно-логической. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.
В зависимости от целей деятельности память бывает непроизвольной и произвольной
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако, в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Любая информация запечатлевается, прежде всего в кратковременной памяти, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин.), после чего информация может забыться полностью, либо перейти в долговременную память.
Долговременнаяпамять обеспечивает длительное сохранение информации; в ней хранится весь наш опыт, все приобретенные значения.
Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти. Всякая мыслительная деятельность состоит из ряда «операций». Допустим, вы хотите умножить 17 на 13. Сначала вы умножаете 17 на 10, получаете 170 и этот результат запоминаете. Затем, умножаете 17 на 3, получаете 51 и этот результат тоже запоминаете. Затем складываете 170 и 51. Ясно, что промежуточные результаты вам надо было помнить только до тех пор, пока не был получен окончательный. Для промежуточных операций и нужна оперативная память.
Запоминаниеможно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Какие же условия важны для хорошего запоминания? Прежде всего, желание – одно из важнейших проявлений воли человека, оно является могучим организатором психических процессов. Понимание – необходимое условие осмысленного запоминания.
Забывание и запоминание
Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем белее глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым он становится для человека. В принципе, забывание – явление целесообразное. Запоминание резко снижается в утомленном состоянии.
Мнемические приемы запоминания – это специальные приемы для облегчения запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.).
2. Ритмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (напр., для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова – чтобы запомнить медицинские термины «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пронесла»).
4. Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить.
5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вы все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив свою комнату, – все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
6. Метод тренировки зрительной памяти – метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 сек., стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 сек., дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предметы и так повторите несколько раз.
Понятие о внимании
Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает.
Поэтому, внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Представьте себе ребенка, увлеченного процессом рисования. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят взрослые, не откликается, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается или, отвлекаясь от всего остального.
Приведенный пример свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки». Представьте, что вы находитесь на каком-нибудь празднестве и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между теми гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым, упуская нить прежнего разговора. Вы настроились на вторую группу и отключаетесь от первой. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что о нас думают другие гости, определили изменение направления вашего внимания.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается, и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать и сохранить этот выбор.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем так же сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях, поэтому внимательного слушателя легко отличить от невнимательного.
Интеллект
В настоящее время имеется множество определений интеллекта. Долгое время существовало разные мнения относительно интеллекта, интеллект сугубо наследственная черта, связанная со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Поэтому показателем эффективности интеллекта служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач. В то же время, ученые разработавшие первые тесты на интеллект (Binet, Simon 1905), считали, что человек, обладающий интеллектом, правильно судит, понимает, размышляет и, благодаря здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни.
Интеллект – (от лат.intellectus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида и жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности.
Сегодня большинство психологов рассматривает интеллект как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.
Выделяют три формы интеллектуального поведения:
– вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать почитанное);
– способность решать проблемы;
– практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).
Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. У человека имеются еще в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач адаптации.
Таких специфических способностей интеллекта называют 7:
– счетная;
– вербальная гибкость,
– вербальное восприятие;
– пространственная ориентация;
– память;
– способность к рассуждению;
– быстрота восприятия.
Факторы интеллектуального развития:
Врожденные факторы:
– генетические;
– хромосомные аномалии (болезнь Дауна);
– нарушение питания плода;
– заболевания в период беременности;
– употребление матерью лекарственных и др. веществ (особ. антибиотики).
Факторы окружающей среды:
– питание;
– психическая стимуляция (в детских домах, отставание в двигательной и речевой сфере, т.к. общение сведено к минимуму);
– влияние числа детей в семье (чем больше детей, тем ниже коэффициент интеллектуальности; первенцы более развиты);
– социальное положение (I,Q – коэффициент интеллектуальности; у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в обеспеченных семьях примерно на 20% выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями).
Интеллект, как познавательная деятельность человека включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллект обобщает все психические познавательные процессы: внимание, мышление, память, восприятие и др. Интеллект, как и другие способности человека, не есть некая постоянная величина, развитие способностей происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки – это зависит от условий его жизни, воспитания и обучения. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.
Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Мышление – это интеллект в действии.
РЕЧЬ
Речь стоит особняком в ряду остальных психических процессов. Спецификой речи является то, что именно в ней культурная составляющая имеет наибольший вес. Посредством речи реальность как бы удваивается: наряду с объективно существующими явлениями возникают их обозначения, которые и фиксируются в речи. Языковое значение позволяет сократить информацию, установить сложную сеть бессознательных ассоциативных связей. За счет этого происходит все больший выход за пределы непосредственно данного чувственного опыта и переход на уровень всё более сложного, абстрактного знания. В слове информация фиксируется, сокращается, одновременно обогащаясь за счет установления многочисленных связей.
В языке закреплено наше понимание окружающего мира. И наше понимание самих себя осуществляется, преимущественно, в рамках речевых представлений. Даже мышление «про себя» – есть, по большей части, речевой диалог – диалог с собой. Поэтому, посредством изучения речи возможен выход на исследование личностных особенностей человека, его представлений о себе, о своем настоящем и будущем.
Традиционно изучают целостный поток речи (речь письменную, речь устную) и отдельные элементы речи (значения отдельных слов, смысловую организацию речи).
Речь может служить показателем эмоционального состояния, вербального интеллекта, особенностей личности.
Эмоциональное состояние диагностируется через:
а) экспрессивные характеристики
- темп,
- громкость,
- интонации,
- модуляции (прерывистость, устойчивость);
б) содержательные характеристики
- построение фраз (длина, количество информации в сообщении),
- использование слов эмоционального характера («чудесно, великолепно, отвратительно»; добавление суффиксов: ярчайший, редчайший, малюсенький и т.п.)
- использование определённых речевых оборотов, характерных лексических единиц (междометия, прилагательные, нецензурные выражения),
- использование метафор, гипербол и т.д.
- тематика высказывания.
Показателями вербального интеллекта являются:
- словарный запас (кол-во слов в активном словаре, их разнообразие),
- адекватность употребления слов,
- сложность вербальных элементов (абстрактность, обобщённость),
- организация речевого материала (построение фраз и предложений),
- точность, адекватность и полнота выражения мысли (ясность, доступность)
- образность речи.
Особенности личности также отражаются в речи. Для их исследования анализируют:
- объём речевой продукции (многословие, общительность),
- длина предложений (интуитивный склад),
- логическая стройность,
- образность,
- личные местоимения,
- категорические суждения,
- содержание.
Лекция № 3
Психология познавательных процессов: память, внимание, мышление, интеллект, речь
Цель: сформировать представления о «памяти», «внимании». Познакомить студентов с видами памяти и внимания, сформировать представления о «мышлении», «интеллекте», «речи». Познакомить студентов с видами мышления интеллектом с их свойствами.
План:
1. Общее понятие о памяти. Виды памяти.
2. Забывание и запоминание
3. Понятие о внимании. Виды внимания и его основные свойства.
4. Виды мышления и основные мыслительные операции.
5. Формы логического мышления и его различия.
6. Классификация типов мышления.
7. Интеллект
8. Речь
Общее понятие о памяти
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.
Это одна из самых популярных психических особенностей человека. Сразу скажем: она того заслуживает. Недаром еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью 9 муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Кстати сказать, имя этой богини дало название памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражение: «мнемическая направленность», «мнемическая задача», «мнемическая деятельность». Все это о памяти.
Именно память позволяет человеку быть тем, чем он является, действовать в окружающем мире, осознавать свое собственное «Я», учиться, любить. Недаром часто вместо «разлюбил» говорят – « позабыл». «Без памяти, – писал Рубинштейн, – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.
В качестве основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:
1. По характеру преобладающей психической активности. В этом случае память делят на:
– двигательную;
– эмоциональную;
– словесно-логическую;
– образную, которая в свою очередь бывает:
а) зрительная,
б) слуховая,
в) осязательная
г) обонятельная,
д) вкусовая
2. По наличию цели запомнить:
– непроизвольная,
– произвольная.
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала:
– кратковременная,
– долговременная,
– оперативная.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.
Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональнаяпамять – это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память –это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.
Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами – это виды особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.
Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эндемической (яркие образы) памятью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, переводя взгляд с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии.
Словесно-логическая память – наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, словесно-логической. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.
В зависимости от целей деятельности память бывает непроизвольной и произвольной
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако, в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Любая информация запечатлевается, прежде всего в кратковременной памяти, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин.), после чего информация может забыться полностью, либо перейти в долговременную память.
Долговременнаяпамять обеспечивает длительное сохранение информации; в ней хранится весь наш опыт, все приобретенные значения.
Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти. Всякая мыслительная деятельность состоит из ряда «операций». Допустим, вы хотите умножить 17 на 13. Сначала вы умножаете 17 на 10, получаете 170 и этот результат запоминаете. Затем, умножаете 17 на 3, получаете 51 и этот результат тоже запоминаете. Затем складываете 170 и 51. Ясно, что промежуточные результаты вам надо было помнить только до тех пор, пока не был получен окончательный. Для промежуточных операций и нужна оперативная память.
Запоминаниеможно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Какие же условия важны для хорошего запоминания? Прежде всего, желание – одно из важнейших проявлений воли человека, оно является могучим организатором психических процессов. Понимание – необходимое условие осмысленного запоминания.
Забывание и запоминание
Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем белее глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым он становится для человека. В принципе, забывание – явление целесообразное. Запоминание резко снижается в утомленном состоянии.
Мнемические приемы запоминания – это специальные приемы для облегчения запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.).
2. Ритмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (напр., для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова – чтобы запомнить медицинские термины «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пронесла»).
4. Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить.
5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вы все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив свою комнату, – все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
6. Метод тренировки зрительной памяти – метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 сек., стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 сек., дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предметы и так повторите несколько раз.
Понятие о внимании
Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает.
Поэтому, внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Представьте себе ребенка, увлеченного процессом рисования. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят взрослые, не откликается, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается или, отвлекаясь от всего остального.
Приведенный пример свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки». Представьте, что вы находитесь на каком-нибудь празднестве и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между теми гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым, упуская нить прежнего разговора. Вы настроились на вторую группу и отключаетесь от первой. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что о нас думают другие гости, определили изменение направления вашего внимания.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается, и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать и сохранить этот выбор.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем так же сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях, поэтому внимательного слушателя легко отличить от невнимательного.