Упорядочивание действий в пространстве с помощью рассказа
Предметы, располагаемые последовательно в ящичках (или последовательные рисунки схемы ):
Схема: девочка — девочка с лопатой — девочка с лопатой и формочкой — девочка с песочным пирожком.
Ящички: кукла — лопатка — формочка — нарисованный пирожок.
Речевое сопровождение к действиям:
1. Девочка; лопата; формочка; пирожок (параллельно действиям).
2. Девочка гуляет; взяла лопатку; взяла формочку; сделала пирожок.
3. Девочка на прогулке; взяла лопату, зачерпнула песок; взяла формочку, высыпала песок; перевернула формочку (позднее — «получился»), пирожок.
Комментарии. Прежде всего ребенок должен научиться ориентироваться в последовательности действий для получения определенного результата. Часть процессов при этом охватывается ежедневными режимными процедурами. В разборе остальных ребенку помогут упорядоченные специальным образом ящички с предметами и схемы. Вынимаем из очередного ящичка предмет, ребенок может составить связный рассказ о своих действиях (действиях куклы). Вы также можете учить ребенка самого составлять план-схему, используя аппликации. А также для этих целей можно использовать ящички, маркированные специальным образом (можно взять три ящичка; «утро», «день», «вечер» или «игровая», «ванная» и «кухня» — и раскладывать выданные предметы согласно времени и месту их использования).
Пространственное ориентирование «Где девочка (мальчик)?»
Предметы, располагаемые, последовательно в ящичках (или последовательные рисунки схемы):
1. Схема: детская комната (позднее детская площадка), на которой помимо мебели нарисован и сам ребенок. На схему наносится аппликация девочки (мальчика): девочка слева от ребенка на схеме — девочка справа от ребенка — девочка позади (впереди) ребенка.
2. Добавляем еще один ориентир в систему координат: девочка справа от ребенка около телевизора — девочка слева от ребенка позади кровати — девочка позади ребенка на кресле.
Речевое сопровождение к действиям:
1. Девочка слева (позднее - «...от меня»); девочка справа (от меня); девочка позади (меня); девочка впереди (меня).
2. Девочка справа от меня около телевизора; девочка слева от меня позади кровати; девочка позади меня на кресле (и т. д. с предлогами «в», «под», «над», «между»).
Комментарии. Начинайте с простых схем, где началом координат будет выступать сам ребенок (расчет положения остальных вещей исчисляйте от положения самого ребенка (его обозначения на схеме)). Начиная работу со схемой, расскажите ребенку обо всех ее нюансах, деталях, найдите сходство между схемой и комнатой ребенка в натуральную величину: укажите пальчиком ребенка его прототип, девочку, которая будет двигаться по картинке, мебель-ориентир. Ориентируясь в положении девочки относительно прототипа, используйте руки ребенка: та, которой ест, — правая (указывает правое направление) — просите ребенка вытянуть ее, если девочка переместилась вправо от прототипа. Если ребенку будет сложно сразу начинать играть в эту игру, попробуйте сначала изучить руки ребенка, а затем, разделив с их помощью тело малыша на две стороны (левую и правую), укажите местоположение вышивки на платье, кармашка, браслетика, родинки и т. д. По мере изучения ребенком предлогов и наречий переходите к построению новых схем, иллюстрирующих нахождение лица или предмета в определенной системе координат.
Логика и геометрия
Предметы, располагаемые последовательно в ящичках (или последовательные рисунки схемы). 3 ящичка - в каждом по карандашу; отдельно показывайте ребенку три карточки, иллюстрирующие создание из карандашей буквы «Н», «И» или «П»
Речевое сопровождение к действиям:
1. Карандаш, еще карандаш, еще карандаш.
2. Беру карандаш, беру еще карандаш и т. д.
3. Беру карандаш и кладу и т. д.
4. Беру карандаш и кладу вертикально (наискосок, горизонтально) (позднее — «сторону буквы “Н”») и т. д.
Комментарии. Это упражнение особенно полезно для борьбы со стереотипными движениями. Если ваш малыш привык стучать карандашами об пол, погладьте его ладошки, чтобы расслабить, или дайте ребенку снять напряжение с рук в воде (помойте ручки), песке (погрузив в него руки), работая с массой для лепки. А после из тех же карандашей смастерите буквы согласно предложенной схеме. Карандаши берите и кладите по одному. Как только ребенок совершил действие с карандашом, на схеме ярким маркером обозначьте ту линию, которую ребенок сделал с его помощью.
Когда придет время и вы решите выучить с ребенком цифры, вы можете обратиться не только к ящичкам, разложенным в специальной последовательности дома на полке, но и к тем, которые используют в магазине в качестве камер хранения. Возьмите за правило, приходя в магазин, складывать вещи в ячейки, сначала под номером один, потом под номером два и т. д. Возвращаясь из отдела с покупками, просите кроху искать тот ящичек, номер которого указан на бирке ключа.
Однако мало выучить цифры, ими необходимо уметь оперировать, осознавая, что число не только обозначение принадлежности (как ключ и ящик к нему), но есть сумма, абстрактный показатель количества. Поэтому, заинтересовав ребенка «магазинной» практикой, приступайте к усложнению заданий дома.
Для обеспечения наглядности и развития интереса малыша предварительно устройте ребенку небольшой сюрприз: пронумеруйте себе пальцы одной руки (позже двух) и, постепенно загибая по одному, продемонстрируйте, как изменяется их количество. Загнули один из пяти пальчиков — спросите ребенка, сколько пальчиков осталось. И помогите с ответом, указав пальцем свободной от нумерации руки на цифру, указанную на следующем после загнутого пальце (4). Назовите цифру, пересчитайте оставшиеся пальчики для проверки (4 пальчика осталось).
Более сложную игру можно организовать с ящичками, складывая в них предметы согласно числу, изображенному на фасаде: в первый один, во второй — два и т. д. Не забывайте вслух считать предметы, комментировать действия. А через некоторое время расставьте пронумерованные ящички вразнобой и попытайтесь сравнить содержимое ящичков между собой (где больше/ больше всего, где меньше, где один).
Таким образом, малыш сначала на практике наглядно познакомится с видом цифр, затем узнает их предназначение, сущность и научится это использовать. Развитие логики мысли будет способствовать систематизации действий и упорядочиванию речи малыша. У ребенка будут развиваться способности работы по инструкции, способности к воспроизведению информации о действиях, местоположении и т. д. Иными словами, ваши занятия создадут крохе все условия для воспроизведения упорядоченного рассказа.
Организация игр
На данном этапе, уяснив для себя основные речевые формы и простые структуры построения предложения, ребенок учится гибкости речи, грамотному и свободному оперированию ею. Кроме того, он начинает понимать пока сложные для его восприятия конструкции: предложений расширенного содержания, сложноподчиненные предложения, альтернативные и другие вопросы.
Итак, основные задачи речевого развития на данном этапе:
1. Достижение гибкости в восприятии и воспроизведении речи, отход от речевых штампов, удлинение фраз.
2. Понимание и воспроизведение сложных грамматических структур, требующих работы абстрактного мышления, внимания, логики (предложений сложноподчиненных, с обилием прилагательных, деепричастий; предложений, употребляемых в отличном от настоящего времени).
3. Понимание и воспроизводство вопросов (с использованием вопросных слов, без использования вопросных слов, в том числе альтернативных, требующих сравнения предметов и чувств, к ним испытываемых).
Различные забавы расширяют кругозор крохи, стимулируют познание свойств вещей и предметов. Таким образом, на прочном фундаменте появляются все новые сооружения, украшающие речь ребенка, наделяющие ее подробностями, эмоциями, дополнениями. И самое важное, на этапе игр начинает развиваться мастерство диалоговой речи. То, о чем мы поговорим далее более подробно.
Однако стоит понимать, что без прочного фундамента у дома не будет и крыши, поэтому ни в коем случае нельзя «перепрыгивать» этап строительства речи штамповой, о которой мы говорили в предыдущих пунктах первой главы.
В развивающие речь игры малыш должен начинать играть постепенно. Вначале игра с ребенком не должна сильно напрягать его мышление: она по-прежнему будет выполнять роль строителя фундамента, «штампователя» фраз.
Но постепенно, е развитием речевого прогресса и ростом познавательного интереса, концентрации внимания ребенка, необходимо плавно отходить от штампов, удлинять фразы, осваивать понимание обращенной к ребенку речи, употребленной в разных временах, сослагательном наклонении, вопросах, развивать память, внимание, абстрактное мышление, которые помогут сводить информацию в единый рассказ, участвовать в диалогах.
Мышление ребенка должно осваивать все более сложные задачи, чтобы не допустить отставания в развитии психических функций. Поэтому в играх повторяйте все то, что было наработано в рамках отработки навыков самообслуживания. Но привносите в игры и новые развивающие мышление элементы, не останавливайтесь на достигнутом.
Основные направления на данном этапе работы с ребенком в рамках развития психических функций:
§ множественное и единственное число;
§ предлоги, наречия и местоимения;
§ цвета, геометрические формы;
§ система времени (календарь);
§ степени сравнения, сортировка, обобщение и т. д.
Мышление ребенка со временем должно приобретать гибкость и способность к мгновенному реагированию на ситуацию, поэтому регулярно пополняйте словарный запас малыша, расширяя его кругозор. Неуклонно двигайтесь вперед, ставя перед ним новые и старые задачи на базе новых уже внебытовых ситуаций:
§ изучайте свойства внебытовых предметов (бьющийся, хрупкий, прочный);
§ расширяйте кругозор и «банальную эрудицию» (из чего сделан, к какой группе относится, кто по профессии, для чего используется);
§ знакомьте ребенка с последовательностью действии в новых для него ситуациях (ситуациях, остающихся «за кадром» его домашней жизни);
§ оттачивайте группировку, обобщение на базе новых понятии (транспорт, одежда, времена года);
§ осваивайте сравнение, в том числе абстрактных понятий (красивее, любимее, вкуснее);
§ проверяйте понимание речи, задавая ребенку вопросы и т. д.
Расширяем кругозор
Начинайте познавательные игры с ребенком с того уровня, который он сам демонстрирует. Работа должна вестись индивидуально и медленно, без резких скачков. Ребенка с задержкой речи ни в коем случае нельзя подгонять, искусственно ускоряя его возможность приятия информации.
По-прежнему опирайтесь на то, что является имуществом ребенка с ЗР. Это прежде всего хорошая механическая память (поэтому продолжайте использовать схемы, ящички и руки ребенка в работе).
Изучайте новый материал по темам, чтобы облегчить его усвоение (животные: домашние животные, животные лесов средней полосы, африканские животные, северных районов). Связывайте информацию, полученную в рамках одной темы, также с информацией из других тем, показывая системность знаний, взаимопроникаемость.
Изучая одну тему, оттачивайте ее материал и в играх, и в разговорах, и в просмотре телепередач, мультфильмов, и в чтении книг. Не только давайте информацию ребенку, но и стремитесь наладить обратную связь, получить озвученные русским языком эмоции крохи по данному вопросу: задавайте вопросы, уточняйте, спрашивайте примеры, интересуйтесь мнением. У ребенка уже должно хватить словарного запаса, чтобы вам ответить, поэтому заставляйте его мышление работать, «думать» на русском языке, не допуская в нем хаоса.
Например, если вы изучаете с малышом тему моря, покажите ему характерную картинку (лучше в натуре, но за отсутствием последней подойдет и нарисованный пейзаж): парусная яхта качается на волнах, за штурвалом стоит капитан, над судном летают чайки. И начинайте беседу: какое море (холодное, мокрое, соленое); что плывет по морю (лодка, корабль, судно); что развевается над кораблем (парус); какого он цвета (белого), зачем кораблю парус (чтобы плыть), как плывет лодка, если у нее нет паруса (матросы гребут веслами), кто за штурвалом (капитан), во что он одет (полосатая майка— тельняшка), почему над морем летают чайки (ловят рыбку) и т.д.
Для облегчения восприятия материала в качестве подсказки к вопросам во время просмотра картинки можно опускать руку ребенка поочередно в тазик с соленой, холодной водой, демонстрировать малышу отдельно картинки с тельняшкой, чайкой и рыбкой, используя ящички.
Изучив тему (по картинке), закрепляйте материал в загадках: они развивают абстрактное мышление. Но загадывайте ребенку только те предметы и явления, в которых он хорошо ориентируется, и теми словами, которые ему понятны по смыслу. Последнее означает, что ребенок знает не только наименование загаданного предмета, но и его назначение, устройство, имеет представление о смежных загаданному предметах и явлениях, умеет их сопоставлять.
Первые загадки должны быть максимально просты и примитивны (кто рычит? кто мычит? кто любит грызть косточки?). Используйте для их формулировки те слова, которые ребенку хорошо известны, не прибегая к тем грамматическим формам, которые ребенок еще плохо воспринимает (придаточное предложение, сослагательное наклонение). Загадки в данном случае будут служить еще и средством проверки гибкости знаний, умения ребенка ими оперировать.
Обращайтесь к «пройденным» материалам (картинкам), в процессе изучения группировки предметов. Например, вы можете просить ребенка показать вам на картинке отдельно всех животных, транспорт или инструменты. После такой «разминки», положите перед ребенком новую картинку: все инструменты, расположенные по кругу. Указывая на пилу, совершайте рукой ребенка характерные движения (и повторяйте «пила пилит»), перейдя к топору, начинайте «рубить» («топор рубит») и так далее по кругу. Восприятие нового предмета в данном случае должно идти совместно с характерным действием, которое он производит. Иначе ребенок не поймет смысла понятий «пила» и «топор». Теперь попытайтесь найти в круге те инструменты, которые присутствовали на первой картинке «Море».
Глаза и руки ребенка должны работать вместе, чтобы активизировать его мышление.
Чтобы закрепить полученные знания об инструментах, организуйте игру с ящичками: разложите картинки (или пластмассовые игрушки) с изображением инструментов в ящички, и пусть, вытаскивая их поочередно, малыш называет вам сначала сам предмет, а потом и его характерное действие. Более сложную игру с инструментами в ящичках мы рассмотрим ниже.
Если ваш малыш трудно идет на контакт, предпочитая одиночество, попытайтесь проникнуть в его внутренний мир, прежде чем предлагать «полезную» игру с ящичками. Например, купите раскладной домик-палатку и, расположившись в ней вдвоем, немного поговорите друг с другом. Попытайтесь наладить с ребенком контакт: поймайте его взгляд, похлопайте в ладоши, повторяя знакомый стих. А после отработки привычных «заданий» предложите перейти к новой игре.
Малышам с повышенным тонусом верхних конечностей очень трудно расслабить руки и отвлечься от стереотипных движений во время занятий, поэтому привлекайте руки к беседе любым приемлемым способом: хлопайте в ладоши в такт речи (можно придумать и отстукивать ритм, перекладывая стихи и сказки на получившуюся «музыку») или дублируйте жестами фразы. Подобными манипуляциями вы не только «успокоите» руки малыша, но и усилите запоминание. Например, используя ритмичные хлопки, можно напомнить ребенку текст и даже скорректировать речевые дефекты.
Если у вас есть домашний театр, обязательно используйте его, чтобы рассказать ребенку сказку (особенно в раннем возрасте или на начальном этапе обучения речи). Прослушивание сказки в режиме наглядности — лучшее занятие для ребенка с ЗР. Потому как именно сказка, прочтенная таким образом, помогает ребенку логически связать речь в предложении и рассказ, объединенный общим смыслом, — освоить логику речи. Сказка помогает вдуматься в последовательность действий, уясняя результат каждого, развивает абстрактное мышление. В то же время сказка учит осознанному действию, переведению эмоций и впечатлений в речь (которая будет повторена столько раз, сколько необходимо для запоминания).
При этом новых героев вашей постановки доставайте из последовательно выстроенных ящичков: позднее ребенок должен делать это сам, осознанно участвуя в процессе. В первых сказках действия должны сменять друг друга быстро (достающая из ящичков новые фигуры рука ребенка должна действовать регулярно), действия должны быть понятны ребенку (а значит, связаны с бытовыми ситуациями). А сама сказка лучше всего, если будет короткой и ясной. Во время ее прочтения внимание ребенка не должно отвлекать ничего вокруг: поэтому уберите все игрушки из комнаты, обратите малыша спиной к возможным раздражителям. Текст первых сказок следует переписать заново: простыми понятными фразами, которые вами постепенно будут усложняться. Если вы прочитали сказку ребенку уже несколько раз, тяните время, ожидая, что малыш сам воспроизведет знакомый односложный текст: помогайте ему жестами, мимикой, воспроизводите начальные звуки слова, но не работайте на опережение.
Повторяйте сказку одними и теми же словами, которые ребенок будет запоминать, соотнося с происходящим действием, и постепенно учиться повторять за вами (примеры смотрите ниже, а подробности того, как рассказать сказку ребенку читайте в п. 1.6).
Примеры игр для детей с ЗР
Игра «Я и мальчик (девочка)»
Предметы, располагаемые последовательно в ящичках (или последовательные рисунки схемы). Картинки: дом и изображение ребенка — дорога и изображение ребенка — дорога, изображение ребенка и его знакомого — ребенок и знакомый берутся за руки ребенок и знакомый наклонились к цветку— ребенок и знакомый заходят в магазин.
Речевое сопровождение к действиям:
1. Я; иду; Петя (имя знакомого); здороваюсь (или «привет» — спрашивайте, что делает на картинке сам ребенок); цветок; магазин.
2. Я иду; Петя идет; даю руку; рву цветок и т.д.
3. Я выхожу (позднее — «выхожу из дома»); я встречаю Петю; я здороваюсь с Петей; мы срываем цветок; мы заходим в магазин.
Комментарии. Перед началом игры обрисуйте ребенку ситуацию в целом, проговорите сюжет (используя при этом целую картинку-схему): например, Вова идет с подружкой (мамой, бабушкой) в магазин, детский сад или на прогулку, попутно собирает цветы. Затем спрячьте целую картинку и начинайте работать с фрагментами, которые будут подсказывать ребенку развитие сюжета, находясь каждый в своем ящичке. Доставая новую картинку, ребенок будет полностью фокусировать свое внимание на новой ситуации, ее описании, предыдущие и последующие действия при этом его не будут отвлекать. Выступая в данной игре в роли комментатора, малыш получает возможность отработать логику построения спонтанных предложений. Данная игра помогает освоить самоидентификацию детям с ЗР. Познакомьте малыша с его двойником, ваш ребенок будет говорить за своего «протеже». Вы за второго героя (обговорите с ребенком, кто им будет: знакомый, мама или папа, а может, бабушка).