Как оборудовать комнату ребенка?
Для чего нужны ящички?
Комната малыша, так же как и все места общего пользования, к которым ребенок имеет доступ, должна быть оборудована специальным удобным для развития ребенка образом. Так, чтобы малыш мог сам взять для себя одежду, туалетные принадлежности, другие необходимые ему предметы, совершить с ними ежедневные манипуляции и вернуть их на место.
Например, вы можете выделить в комнате ребенка определенное место для низкой полочки, на которой будут установлены несколько небольших пластмассовых или картонных ящичков. Перед каждой процедурой заполняйте ящички необходимыми предметами, располагая их в логической последовательности, в которой ребенок будет использовать их в рамках процедуры самообслуживания. Подобную технику применяют для работы со слепоглухонемыми малышами, у которых по другой причине, однако также затруднено восприятие информации на слух. Запомнить названия предметов и действий им помогают движения рук, которые в определенном месте всегда находят нужный предмет, узнаваемый ими на ощупь. Именно поэтому слепые люди в своем доме всегда поддерживают идеальную чистоту и порядок. Последнему правилу придется следовать и родителям детей с задержкой речи.
По образу и подобию развивающей среды для ребенка, имеющего проблемы со зрением или слухом, попытаемся создать благоприятствующую развитию среду обитания ребенку с ЗР.
Итак, на низкой полочке в детской комнате у вас будут располагаться ящички, которые практически никогда не будут пустовать, в разное время заполняясь разнообразным содержимым.
Далее, на с. 40, представлены несколько схем заполнения ящичков в детской, ванной комнате, прихожей, кухне и т. д.
Да, ряд из ящичков следует установить и в прихожей, и в игровой, и в ванной комнате, и на кухне. Готовясь к приему пищи, малыш, как в студенческой столовой, будет продвигаться с подносом вдоль стола, кладя на свой поднос из специальных ящичков сначала ложку, потом салфетку, следом тарелку с первым, вторым и компот. Каждое его действие, естественно, вы будете контролировать и обязательно сопровождать комментарием. Комментарий сначала будет коротким («компот», «ложка», «пюре», «суп», «помидор»), затем, когда малыш научится повторять за вами упомянутые слова, — более расширенным («беру компот», «беру ложку», «беру пюре» и т. д.). Позднее также постепенно расширяйте речевой репертуар: например, когда ребенок научится говорить «беру ложку», измените фразу на «беру ложку и кладу ложку», с последующим «...кладу ложку на поднос» (при этом слова должны идти с действиями абсолютно синхронно).
Постепенно усложняйте задания. Если сначала в ящичках лежали однородные предметы: в ложках — ложки, в вилках - вилки, то позднее вы можете перемешать вилки и ложки или столовые и чайные ложки и давать инструкцию по выбору предмета определенного размера и формы («беру ложку» — малыш выбирает ложку из вороха приборов).
Ориентируйтесь всегда на возможности своего ребенка. Если вы видите определенный прогресс в развитии крохи, вы можете постепенно отступать от штампов и начинать приучать ребенка обобщать информацию (главное, не делать этого раньше времени: пока малыш еле-еле выговаривает одно слово, обозначая этим свою просьбу, с экспериментами лучше повременить).
Пример другого задания. Например, выложив в ящичек вместо томатов овощную смесь (томаты с огурцами и редисом), потрогайте рукой ребенка каждый вид овоща в отдельности, назвав его, а после обозначьте совокупность обобщающим термином — «овощи», кладя раскрытую ладонь ребенка на все предметы в ящичке сразу. После дайте инструкцию выбрать из овощей, например, огурец или привычный томат. Если малыш упорно молчит, не тяните паузу бесконечно: исполните инструкцию, но не сами, а его руками, порадуйтесь вместе с малышом.
Руки ребенка — активный инструмент познания, которое у малыша с ЗР затруднено в отсутствие речи. Поэтому используйте ладошки малыша всякий раз совместно с речью, акцентируя внимание крохи, вычленяя информацию, упорядочивая ее. Предмет, который ощупывает ребенок в данный момент времени, должен всегда соответствовать произнесенному на этот момент слову. Точно так же как и привычное или в данный момент упомянутое в речи действие с предметом (для лопаты - копание, для ложки — черпание, для шапки — надевание), вы всегда должны «очертить» руками ребенка, чтобы облегчить восприятие нового слова крохой, усилить его запоминание. .
Постоянно исполняемые действия могут помочь ребенку, обедая, выучить несколько активных выражений, запомнить определения (овощи, фрукты, названия блюд), научиться сортировать предметы и даже освоить способ приготовления пищи. Последнее — особенно ценное достижение, поскольку ребенку с ЗР очень важно уяснить логику взаимосвязанного процесса или действия от причины к следствию (в рецепте — от ингредиентов к готовому блюду; в сказке — от завязки к финалу).
Поэтому в свободное время привлекайте ребенка к приготовлению несложных блюд, точно так же используя ящички, в которых будут заранее разложены- ингредиенты в порядке необходимости их использования.
Необходимо особенно выделить, что все действия ребенок должен совершать, активно работая руками: ощупывать предметы в ящичках, изучая их форму, материал, текстуру и т. д. Первое время обязательно помогайте ребенку: стоя позади малыша, берите в свои руки его правую руку и выполняйте необходимые действия так, как если бы ваш ребенок был слеп.
Из-за дефицита внимания и отсутствия мотивации к общению, малыш действительно может оставаться слеп к новой информации, с трудом ее усваивая и запоминая. Ваша задача — усилить его внимание, концентрируя его на объекте, действии с ним, взаимосвязанном процессе превращения одного предмета в другой. Старайтесь выделить объект рукой ребенка и назвать его, пока ручка крохи не отпустила предмет (т. е. внимание ребенка не переключилось).
Управляя таким образом вниманием ребенка, вы имеете больше шансов добиться от него обратной связи.
Кроме того, постоянно задействуя в познавательном процессе руки ребенка, вы также имеете возможность воздействовать на речевые центры малыша, активизируя их работу. Работа с руками помогает устранить дисгармоничный тонус в верхних конечностях: нейтрализовать излишний, восстановить недостаточный.
Точно так же должны быть организованы процедуры утреннего туалета. Оборудуйте в ванной комнате определенную полочку для малыша или поставьте ящички на скамеечку. В каждом ящичке должна находиться одна вещь: зубная щетка, паста, полотенце, расческа, туалетная бумага — все, чем пользуется в данной комнате ваш малыш. Порядок предметов не должен меняться; а его логика должна отражать последовательность действий ребенка. Малыш должен выбирать из ряда предложенных ему предметов необходимый в данный момент (причем первым — предмет из первого ящичка), и брать второй и последующий, возвратив первый на место.
Вид ящичков, в которых будут последовательно разложены предметы, должен отражать некую схему выполнения определенного законченного процесса. В начале обучения ребенка работе с ящичками вы можете для наглядности сочетать их применение с использованием кратких картинок-схем, которые можете рисовать вместе с ребенком. Вешайте (или ставьте) рядом с пластмассовыми ящичками картонные плакаты, на которых будет кратко изображена необходимая последовательность действий.
Содержание каждой картинки на плакате должно соответствовать определенному содержимому ящичков. Если в них у вас лежат зубной порошок, щетка и полотенце, те же предметы (действия с ними) через указывающую стрелочку изображайте и на картоне. Пусть вас не смущает дублирование: инструкция, задействовавшая сразу два анализатора (зрительный и осязательный), запомнится ребенком лучше. Сначала поводите пальцем ребенка по картинкам, называя кратко либо существительные, на них изображенные, либо глаголы действия, которые с этими предметами можно совершить. Затем начинайте ощупывать предметы, сопоставляя их с картинкой. Иначе говоря, учите мышление ребенка воспринять абстракцию, логику процесса, изображенную символами. Впоследствии владение техникой чтения символов вашему ребенку очень пригодится (при изучении азбуки, счета, логических конструкций).
Постепенно усложняйте схемы. Если сначала на них были нарисованы предметы, теперь изображайте ребенка, ими орудующего: учите кроху «читать» главное, вычленять информацию из массива, который постепенно будет обрастать подробностями. Схемы, перенесенные из ванной, спальни, кухни, можно рассматривать и в нестандартных ситуациях (в транспорте, на прогулке), восстанавливая последовательность событий, на них изображенных (взял мыло, открыл кран, намылил руки, смыл мыло с рук водой, закрыл кран, вытер полотенцем — не забывайте ни одно из необходимых действий!), или выясняя название самого процесса, заключенного в совместной работе с группой предметов (мытье рук). Показывайте малышу картинки в строгой последовательности, комментируя, не забывайте производить адекватные изображению действия руками ребенка, помогая ему воспроизводить из памяти информацию. Подобными занятиями вы будете учить малыша абстрактному логическому мышлению.
Позднее пробуйте по схемам ставить спектакли с участием куклы и других предметов. Дайте ребенку в руки куклу и покажите картинку-сценарий, по которому кукла с помощью ребенка будет последовательно работать с предметами в ящичках. Малыш будет брать из ряда специально заготовленных ящичков необходимую вещь и производить действия с этим предметом. По окончании спектакля закрепите понимание ребенком усвоенной информации. Произносите фразы без показа картинки-инструкции, малыш должен будет продемонстрировать вам действие на слух. Помогите ребенку вспомнить значение произнесенной инструкции, работая мимикой, своими руками и руками ребенка (подробнее об играх с ребенком читайте в следующем пункте).
Цепочки, из которых будут выстроены ящички, постепенно по мере роста способностей ребенка должны удлиняться. Если в начале обучения в них участвовало три емкости (и соответственно три предмета), то через некоторое время, убедившись в понимании ребенком процесса работы, вы можете довести количество последовательно используемых предметов (и действий с ними) до 6—10.
Если ребенок уже хорошо изучил процесс, пусть пробует без ваших подсказок последовательно орудовать предметами из ящичков, создавая процесс, продукт и т. д. Но не давайте при этом ребенку молчать, он должен хотя бы одним словом комментировать каждое свое действие.
И наконец, когда ваш малыш уже полюбит ящички и работу с ними, предложите ему игру «Угадай действие». Разложите в последовательно расставленные в шеренгу ящички предметы, используя которые в данной последовательности можно получить определенный продукт, действие, изобразить ситуацию (например, цепочку из овощей завершите картинкой с кастрюлей борща). И пусть малыш пытается отгадать, что нужно совершить с этими предметами и что из этого получится. Не забывайте подсказывать ребенку комментариями, сопровождаемыми активной жестикуляцией, мимикой, а в случае необходимости можете сделать подсказку рукой ребенка.
Кстати говоря, специальные маленькие пластмассовые ящички можно купить в любом посудном магазине. Также вы можете получить нужную вам тару, обрезав картонную коробку или, наоборот, склеив из плотного картона квадратную форму с небольшими бортами. Кроме того, чтобы привлечь внимание ребенка, вы можете оклеить картонные ящички цветной бумагой и использовать для каждого предмета свой цвет, облегчая запоминание последних. Позднее, изучая с ребенком цифры или буквы, можно приклеивать их на бортики коробочек в соответствии с необходимой последовательностью действий ребенка.
Кто-то может возразить, зачем практически не говорящему ребенку цифры и буквы. Сделав небольшое отступление, поясню данный момент. Дело в том, что отсутствие речи всегда тормозит процесс познания. Дети, обладающие речью, познают в раннем детстве легко и непринужденно огромное количество информации. Ребенок с ЗР, в силу отсутствия у него речи как инструмента познания, порой просто не в силах воспринять такой объем данных, отсюда развитие его, затормаживаясь, часто становится негармоничным. В основном тормозятся способности мышления ребенка оперировать данными: группировать, обобщать, сортировать, выстраивать в определенной последовательности.
Вот почему в рамках развития логических способностей крохи вы должны сделать акцент на изучении ребенком доступных его пониманию последовательных процессов (одевание, еда, утренний туалет). Эти процессы наглядны (что немаловажно для ребенка, абстрактное мышление которого работает слабо), эти процессы повторяются изо дня в день (закрепляясь, уточняясь по мере проработки) — поэтому данные бытовые процессы должны стать основой, на которой вы будете развивать речь и интеллектуальные, в том числе логические возможности ребенка с ЗР.
Необходимо напомнить, что смысл развития речи у ребенка заключается еще и в том, чтобы свести к минимуму возможную задержку психического развития малыша. А для этого вашему ребенку необходимо будет усиленно работать не только над речью, но и над своей эрудицией, способностями к логике, обобщению, сравнению и т. д., дабы тренировать свое мышление, расширять свой кругозор, не допуская отставания развития психических функций на фоне отсутствия речи.
Время, когда малыш может (в данном случае только при усиленной работе родителей) получать и усваивать максимум знаний в единицу времени, уже никогда не повторится. Поэтому ваша задача обеспечить максимальное восприятие информации ребенком уже сейчас. Другое дело, что делать это необходимо так, чтобы малыш смог усвоить эту информацию. То есть руководствоваться в обучении крохи принципами последовательности.
Кладите каждый кирпичик знаний на сухой окрепший фундамент, а не на сырой, не успевший схватится цемент. Иначе стены вашего здания под названием «интеллект ребенка» могут внезапно просесть, не выдержав тяжести быстро возводимых стен, и вы снова окажетесь у разбитого корыта - там, где начинали.
Не гонитесь за быстрыми результатами, но и не сидите сложа руки. Занимайте время ребенка, обеспечивая ему одновременно и динамику, и постоянство. Только в такой связке оба этих фактора оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Динамика в данном случае означает разнообразие способов отработки штампа, физическое движение во время обучения, постоянную проверку понимания ребенком речи, задавание простых вопросов. Постоянство обозначает стабильность режимных моментов, использование методик, подходов, многократное повторение изученного.
Используя время интенсивно, а не экстенсивно, вы можете добиться больших успехов. И обязательно хвалите кроху, поощряйте его «на его языке» (объятиями, поцелуями, поглаживаниями) и на том, который вы от него хотите услышать (поясняя свой восторг).
Слова упорядочивают пространство — среду обитания ребенка. Переводя свои эмоции, действия и ощущения в слова в настоящем, прошедшем и будущем времени, ребенок получает возможность выстроить схему своего пространства. Нейтрализуя мыслительный хаос, речь облегчает понимание многих вещей и делает доступным процесс дальнейшего познания, наработки информации об этом мире.
Ящички — как вы, наверное, успели догадаться, символично изображают ячейки памяти ребенка, с которыми по причине некоторой дисгармонии развития малыша (дефицита внимания) необходимо работать индивидуально, но обязательно после закладку в них информации связывать логическими цепочками-связками.
Ниже представлены некоторые схемы работы с ящичками.
Примерные схемы заполнения ящичков,