Влияние на память, подсознание и интуицию
Наблюдающая сдержанность не только способствует развитию вполне сознательной силы ума, но также открывает возможность влияния на структуру подсознания и питаемые им функции памяти и интуиции. Это становится возможным в особенности благодаря действию первых трех упомянутых выше факторов, а именно: благодаря усилению интенсивности и отчетливости сознания, а также благодаря расширению сферы его отношений, касающихся высших сознательных процессов. Также и их больший «суверенитет», приобретаемый в силу расширения свободы выбора, может иметь формирующее влияние на подпороговые процессы.
Если мы внимательно проследим за ясно воспринятыми объектами и впечатлениями от них до самой конечной фазы последних и дадим возможность этой фазе медленно завершиться, тогда эти впечатления, погрузившись в подсознание, несомненно, будут отличаться от неясных впечатлений и от впечатлений с оборвавшейся или расплывчатой конечной фазой. Мы можем считать весьма правдоподобным, что и внутри подсознания они останутся более отчетливыми и более «членораздельными», а потому окажутся более доступными для высших сфер сознания. Разумеется, пока они появляются лишь в одиночку, они могут затеряться в общем фоне и не повлияют на него сколько-нибудь заметным образом. Однако если эти отчетливые впечатления увеличиваются в числе благодаря сознательному содействию, их подпороговые влияния постепенно займут в сфере подсознательного особое место и смогут привлечь к себе и ассимилировать все большее число нормальных и ослабленных подсознательных процессов; притом это воздействие зависит от степени их силы и отчетливости, как и от широты ассоциативных связей (для вышеупомянутой «сферы отношений» этот факт является решающим). Дальнейшим и столь же существенным последствием в подсознании вредные и низкие тенденции находят сильное противодействие уже на этой подпороговой плоскости; а поэтому им реже удается совершать неожиданные вылазки в высшие слои сознания. Таким образом, практика правильного внимания может постепенно произвести глубоко идущее преобразование структурьспод-сознания незаметным способом в самых этих глубинных сферах, доступных разве только средствам психоанализа. Практикующий внимательность ученик бодрствует на пороге и не покидает своего поста.
Легче и точнее будут вспоминаться и те впечатления, которые вполне созрели: легче благодаря большей интенсивности сознания, которое порождает более сильную «энг-рамму»; точнее вследствие отчетливого охвата всех характерных признаков объекта, что уменьшает опасность искажений во время вспоминания. И многообразие отношений первоначального акта восприятия и сознания окажет двойное воздействие: на легкость вспоминания и на его точность. Ранее мы упомянули, что палийский термин «сати» означает как внимательность, так и мыслительную силу; и нам теперь надо установить здесь причинную связь между ними, а именно: укрепление силы мысли благодаря правильной внимательности5.
Когда все более обширные сферы подсознания поднимутся к ступени большей доступности и благодаря этому будет возведен крепкий и постоянно расширяющийся мостик между подсознанием и верхними слоями сознания, по этому мостику можно будет открыть беспрепятственное и безостановочное движение. Этот «поток» идет в обоих направлениях, так что происходит взаимное обогащение обеих сфер. Возникшая таким образом более тесная связь между верхними слоями сознания и подсознанием, которую мы выразили в этом образе (и он должен остаться не более, чем образом), означает, иначе говоря, что в подобном уме большее место займет интуиция. Потому что интуиция возникает не из пустоты (хотя ее внезапное появление кажется даром милосердия Божия), а вырастает из темной перегнойной почвы подсознания. Хорошую питательную среду для интуиции составят те упоминавшиеся выше более доступные нам особые области подсознания, скрывающие в себе воспоминания, происходящие из отчетливых, вполне созревших впечатлений. Здесь многообразие связей таких впечатлений окажется плодотворным. Потому что воспоминания, которые включают в себя также взаимосвязи и взаимоотношения, свойственные припоминаемым объектам, будут обладать более устойчиво организованным характером, нежели воспоминания о несвязанных, изолированных объектах. Они будут несравненно более сильными стимулами для интуитивной способности; последняя как раз и состоит в том, чтобы видеть и создавать новые взаимосвязи. Это относится также и к достижениям в области наук и искусств, которые могут точно так же обогатиться благодаря описанному здесь росту интуитивной способности. В тишине, в недрах подпороговых глубин совершается работа сосредоточивания и координации подсознательных осадков переживаний и познания, пока, наконец, не созреют ее результаты в виде «интуиции». Иногда прорыв интуиции может быть вызван совершенно незначительным будничным происшествием, поскольку оно при своем прежнем появлении приобрело благодаря наблюдательной сдержанности особое смысловое содержание и побудительную силу. Сдержанность и безмолвие во время чистого наблюдения дают возможность будничным мелочам раскрыть свое глубинное измерение и таким образом дать интуиции обильную пищу. Это относится также и к интуитивному прозрению, випассана, которое на буддийском пути спасения является главным инструментом внутренней работы освобождения. Буддийская традиция сообщает о многих случаях, когда монахи переживали решающий прорыв к полному прозрению или к полной святости не во время упражнений со своим долго культивировавшимся объектом медитации, а в совсем иных случаях, скажем при виде лесного пожара, миража, пузырей на поверхности воды или даже тогда, когда они спотыкались по дороге. Будничные события, благодаря которым приходит проявление интуиции, конечно, получают свой смысл и побудительную силу только под влиянием предшествующей близости практикующего с мелочами повседневной жизни. Но эта близость возникает точно так же вследствие вдумчивой сдержанности, вследствие бережного внимания к своим впечатлениям до самого их конца. Все это создает подпоро-говый резервуар легко доступных воспоминаний. И вот если такие впечатления были связаны, согласно предписаниям обучения, с познанием, они будут в состоянии стимулировать интуитивное прозрение и даже довести практикующего до полной зрелости в святости.
Однако медленное завершение впечатлений не только подготавливает питательную почву для интуиции, но также ее устойчивость, ее использование и даже ее повторное появление. С давних времен мы слышим жалобы вдохновенных людей на то, что проявления интуиции, сверкнув, исчезают с быстротой, а ковыляющая за ними мысль иногда только-только успевает уловить их последний слабый отблеск. Однако если приучить ум к наблюдающей сдержанности, приучить его следить за медленным развертыванием впечатлений, если благодаря этому и подсознание подверглось описанному выше влиянию, тогда интуитивное мгновенье может приобрести более медленный, более сильный и полностью развернутый ритм; тогда, несмотря на мимолетность, мы сможем ясно его воспринять и полностью использовать. Если затем мы будем провожать эти постепенно затихающие вспышки интуиции осторожным, равномерным, «качающимся » вниманием, иногда может оказаться возможным вновь поднять эти тонкие колебания мысли до их полного размаха и повторно привести их к наивысшему пункту.
Полное использование одного-единственного момента интуиции может иметь решающее значение для продвижения по спасающему пути учения Будды. Если же схватывающая способность ума слишком ослаблена или замедлена, это мгновенье интуитивного познающего прозрения может ускользнуть прежде, чем мы сумеем воспользоваться им в полной мере для труда внутреннего освобождения; и может случиться так, что это проявление интуиции или повторится лишь через несколько лет, или не повторится вообще в нынешней жизни практикующего. Обучение наблюдающей сдержанности облегчит, однако, задачу глубокого и полного схватывания мимолетного мгновенья интуиции.
Вышеизложенное поможет понять, почему старые мастера назвали в качестве одной из функций внимательности «неускользание», апилапаната.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВИДЕНЬЕ
«Мне хотелось бы суметь отвыкнуть от всего, суметь заново увидеть, заново услышать, заново почувствовать. Привычка пор-титнашу философию».
/Георг Христиан Аихтенберг/.
Раньше мы уже говорили об импульсивной спонтанности зла. При этом мы видели, как наблюдающая сдержанность противодействует непосредственности вредной или опрометчивой реакции и вместе с тем открывает возможность того непосредственного виденья, о котором хотим сейчас поговорить. Под непосредственным виденьем мы понимаем приобретение неискаженной картины действительности без примеси спонтанно возникающих страстей, эмоциональной и интеллектуальной предубежденности, а также ложных ассоциаций в качестве «средних членов».
СИЛА ПРИВЫЧКИ
Спонтанные реакции возникают не только вследствие страстных импульсов. Они также представляют собой очень быстрые действия привычек - и в этой форме оказывают сильное, далеко идущее влияние в хорошую или дурную сторону. Влияние в хорошую сторону проявляется в энергии практики, благодаря которой мы предохраняем однажды приобретенную способность от утраты или забывания и делаем ее своей собственностью. А влияние в дурную сторону выражено в насильственном характере привычки, в ее парализующем, отупляющем воздействии, в ее косности и недоступности влияниям. Вот этими отрицательными аспектами мы и хотим теперь заняться.
Привычка раскидывает свою густую сеть над обширными сферами нашей жизни, нашего мышления. Она стремится захватить в эту сеть все большее число мимолетных импульсов. Ибо и те склонности и желания, те настроения, которые появляются совершенно случайно, почти незаметно, могут в силу беспрепятственного повторения стать неискоренимой привычкой, автоматизмом, не подлежащим сомнению. Продолжительное повторение стремления к удовольствию создает привычку, которая в конце концов приобретает характер принуждения. Соответствующие привычные действия сначала могут совсем не быть подчеркнуто приятными или удовлетворяющими. При первом случае их проявления часто отказаться от них или даже заменить их противоположными не составляет никакой трудности. Но вследствие повторения привычное действие постепенно станет однозначным с «приятным», а мешающие непривычные факторы будут означать нечто «неприятное» или «враждебное». Привычные поступки или привычная точка зрения инстинктивно принимаются за «правильные», а непривычные-за «ложные» или «ошибочные». Связь устанавливается здесь не столько в силу самих функций или способов мышления, а в силу удобства рутины, в силу нерушимого продолжения полюбившейся привычки. Часто весьма значительная крепость этой связи прежде всего проявляется в упорном давлении привычки на внутреннюю жизнь; это давление ощущается как в телесной, так и в психической сфере. Следствием привычки оказывается затем устойчивость соответствующего образа мысли и поведения и направляемой ими воли; они приобретают несвойственную им тяжесть, столь сильную преувеличенную ценность, что мы в конце концов считаем их неоспоримыми притязаниями личности. В таком преувеличенном значении какая-нибудь первоначально неважная повседневная привычка погружается в глубинные слои подсознания и может очень значительно способствовать неподвижности установок характера и суждений, ограничивая возможности их развития. Таким образом сила привычки кует здесь новые оковы (и подчас делает это совсем незаметно!), порождает новые симпатии, антипатии, а вместе с ними выращивает побеги новых страданий.
В Поучении об «основаниях внимательности» сказано: «И те оковы, которые возникают, обусловленные этими двумя (т.е. органом чувств и объектом), также знает он. И как дело доходит до возникновения [каких-то] невозникавших оков, также знает он». Принимая во внимание эти слова текста, можно думать, что речь идет о важной стороне психики, о привычке, не подвергавшейся проверке, которая создает и укрепляет новые оковы.
Возрастающая роль принятых без размышления привычек поведения и мышления означает опасность для возможностей формирования и развития ума, тем более что образование привычек и без того обладает стремлением к распространению, особенно в наше время усиливающейся стандартизации и разделения труда. Формирование привычек дает возможность упростить работу, а это, естественно, делает их все более желательными в условиях все более и более усложняющейся цивилизации. Однако широкое распространение привычек имеет также глубокие корни в самой природе сознания. Многие активные его состояния, которым свойственна определенная степень энергии, обладают одной, конечно, не всегда бесспорной тенденцией - тенденцией к повторению. Эта тенденция к повторению обнаруживается не только в упомянутом выше стремлении к инертности, но также в своеобразной «воле к власти», а именно: в стремлении некоторых состояний сознания приобрести более сильное влияние; в желании периферических и недостаточно организованных центров - хотя бы очень скромном - стать такими центрами, которым должны подчиняться и к которым должны приноравливаться другие более слабые тенденции. Именно стремление таких «властолюбивых» состояний сознания стать господствующими свойствами характера часто оказывается центром образования новой личности в будущем состоянии. При виде этой воли к господству честолюбивой и эгоцентрической личности приходит на ум биологическая аналогия: такое же стремление к безграничному расширению болезненно измененных образований, например, раковых.
В уме человека существуют бесчисленные задатки для формирования новых центров личности во время повторных рождений. Нам следовало бы дать торжественный обет освободить все эти потенциальные живые существа от «ведущего колеса» существования в кругу бытия, как это выразил шестой патриарх дзэн.
При таких двойных глубоких корнях, какими являются воля к власти и стремление к инертности, формирование привычек никоим образом не нуждается в повторном преднамеренном подкреплении; оно может проявиться, когда соответствующая телесная или умственная деятельность совершается без размышлений, если она имеет вредный характер и не встречает внутреннего противодействия. Из незаметных задатков мелких дурных привычек возникает многое такое, что становится крепкими оковами, которые трудно разбить.
Сдержанность перед чистым наблюдением и при нем дает возможность непосредственно увидеть соответствующую внутреннюю или внешнюю ситуацию и благодаря этому открывает путь для новых решений, не подвергшихся влияниям привычек или тенденций к повторению. Так можно воспрепятствовать чисто автоматическому движению поступков и направленности мысли, постоянно пополняющих резервуар подсознательных тенденций новыми задатками мощных ростков вредных наклонностей, потому что уже в тот момент, когда эти ростки вбирают в себя свойственное сдержанности ощущение противодействия, они утрачивают значительную часть своей производительной силы, теряют тенденцию к повторению; а потому нам будет легче одержать над ними верх при следующем их появлении.
Не следует давать сказанному ошибочное толкование. Выражение: «Привычка - кормилица человека» не может и не должно совсем исчезнуть из нашей жизни. Однако смысл его в том, что сейчас, особенно под давлением нынешних требований жизни, если мы способны выполнять мелкие повседневные дела и профессиональные занятия рутинного характера как бы с половинным вниманием и все же достаточно надежно, этим достигается значительное упрощение деятельности и экономия сил. Однако и в равномерности привычного выполнения работы есть своя мертвая точка, в которой ее качество начинает понижаться. Рутина указывает также на появление усталости, если деятельность чересчур долго была лишена оживляющего стимула какого-нибудь нового интереса. После благотворного упрощения, а иногда и значительного улучшения действий «сила привычки» затем начинает проявлять свое отупляющее и парализующее влияние.
Итак, «мелкие привычки» никоим образом не следует «уничтожать ». Однако нам нужно было бы регулярно убеждаться в том, что мы сохраняем господство над ними, т.е. сможем и отказаться от них или изменить их, когда захотим. Это происходит благодаря тому, что мы время от времени направляем чистое (т.е. свободное от влияния привычек) наблюдение на соответствующие поступки или мысли -и таким образом достигаем непосредственного виденья. Этим самым свойственные нам с давних пор и уже надоевшие переживания, вещи и люди снова становятся свежими и впечатляющими. Мы снова достигаем отстраненности от них и от собственных на них реакций, снова вспоминаем, что можно действовать по-иному, иначе смотреть на вещи и на людей, реагировать на них не так, как до сих пор. Приобретенную таким образом способность непосредственного виденья мы затем можем и должны использовать также для того, чтобы разрушать ту или иную дурную привычку, чтобы проверять давно усвоенные оценки и, когда нужно, пересматривать их. Чем раньше мы примемся за это дело, тем легче нам удастся отучиться от них. Добытая таким образом способность отказываться от небольших привычек обнаружит свою важность, когда однажды дело коснется необходимости искоренить какую-нибудь действительно дурную привычку или перенести действительно глубокую и решительную перемену в жизни. Разрыхлить повседневную жизнь и повседневное мышление, придать им подвижность при помощи периодических отказов от привычек и вновь обретаемой непосредственности - это окажет освежающее влияние на жизнеощущение и умственную деятельность того, кто займется самовоспитанием. В разрыхленную почву окажется легче посадить семена медитативного воспитания психики - и довести их побеги до мощного роста.
АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Формирование привычных установок, оценок и решений происходит путем тесно связанных друг с другом и автоматически протекающих мысленных ассоциаций. Из тех вещей, идей, ситуаций и людей, с которыми мы встречаемся, мы подбираем определенные признаки и опознавательные знаки и ассоциируем их, т.е. более или менее тесно связываем с нашими же на них реакциями. При повторном возникновении тех же самых или сходных впечатлений последние будут ассоциироваться прежде всего с ранее отобранными отличительными признаками, а затем и с тогдашними реакциями. Эти признаки служат как бы сигналами, вызывающими стереотипные реакции и цепи реакций. Функции подобного рода избавляют человека от постоянно возобновляющегося напряжения, необходимого для того, чтобы тщательно проверить каждую отдельную фазу в цепи реакций и вынести по поводу этой фазы отдельное решение. Получается то же самое, что и во время разучивания каких-нибудь приемов, приносящих значительное упрощение труда и освобождающих энергию для других задач. Поэтому в истории развития человеческого ума ассоциативное мышление было большим шагом вперед по сравнению с миром восприятия изолированных впечатлений. Это был важный этап, ибо он открывал для человека возможность учиться на собственных переживаниях, извлекать из них общие выводы; этот этап привел его также к открытию и использованию причинных связей и закономерностей.
Однако наряду с такими большими преимуществами ассоциативное мышление таит в себе также значительные слабости и опасности, если его применять неправильно, без тщательной проверки.
1. В механизме ассоциативного мышления могут легко повторяться и сделаться привычными реакциями единичные ошибочные или неполные наблюдения, ложные предпосылки и предрассудки.
2. Ограниченность частными аспектами при наблюдении и вынесении суждения, которая была достаточной для целей какой-то отдельной ситуации, может оказаться недостаточной и невыгодной, если ее в силу механических ассоциаций перенести на другую обстановку.
3. Весьма нередки также случаи, когда ощущается сильная инстинктивная непрязнь к людям, вещам или местам -просто потому, что они каким-то образом напоминают неприятные переживания, не будучи, однако, непосредственно с ними связаны. Такие поверхностные и ошибочные ассоциации могут порождать сильное предубеждение, чреватое опасными последствиями.
Эти немногие примеры показывают, как сильно наши при-вычки,обусловленные ассоциациями, и сами эти ассоциации, формирующие новые привычки, нуждаются в регулярной критической проверке. Именно эта проверка опять-таки является важной функцией чистого наблюдения. Если мы в непосредственном виденье выйдем из принудительного повторения привычек и привычной перспективы, мы как бы дадим вещам возможность полностью высказаться и при этом услышим много такого, чего до сих пор не могли услышать из-за монотонной мелодии чистых ассоциаций.
И вот перед лицом вышеназванных опасностей, свойственных непроверенному ассоциативному мышлению, нам будет понятно, почему Будда так часто и настойчиво советует доходить до самой сути даже простых процессов. Так, в «Сутта-нипате» говорится:
«Понимая восприятия, он может пересечь поток,
Мудрец, незапятнанный никакими страстями».
/779/
«И в том, что мы всегда воспринимаем,
Будь то наверху, внизу или посредине,
Избегай наслаждения и привычки»
/1055/
«Если внимание утвердится уже у входной двери, где входят чувственные впечатления, тогда будет легче проверить всех, кто требует входа, легче задержать нежелательного назойливого гостя. Так можно обнаружить первоначальный блеск ума, паб~ хассарам читтам, так можно закрыть вход «приходящим замутнениям».
/ «Ангуттара-никая»/.
Поучение об «основаниях внимательности» предлагает обширную систему воспитания ума в свежем, непосредственном и неискаженном созерцании действительности; эта система охватывает телесную и психическую сферу пережива- | ний. Применение этого способа созерцания к самому себе, аджжхатта, к другим, бахиддхатта, и к обоим вместе (см. стр. 71) помогает раскрывать ложные представления и искусно от них избавляться, когда они появляются вследствие ошибочного ассоциативного мышления и не соответствующих действительности аналогий.
Главный источник ложных ассоциаций - это четыре ошибочных мнения, випалласа, букв, «четыре заблуждения», а именно:
1) мы принимаем непостоянное за постоянное;
2) мы принимаем страдание за счастье;
3) мы принимаем безличное и несубстанциональное за нечто неизменное и обладающее субстанциональностью;
4) мы принимаем нечистое и уродливое за чистое и прекрасное.
Эти заблуждения возникают вследствие односторонней и неполной оценки наблюдаемых объектов - вещей, людей и идей со всеми их свойствами, а также вследствие совершенно ложных представлений и их ассоциаций с нашими пристрастиями и ложными теориями. Однако если мы с помощью чистого наблюдения постепенно «оторвем» свои представления от этих четырех заблуждений, мы сможем осуществить постоянный прогресс в непосредственном и неискаженном созерцании действительности.
ВОЛНЕНИЕ
Волнение, самвега, в подлинно захватывающих случаях есть освобождающая сила, которая у учеников духовного воспитания преодолевает медлительность и косность, дает им возможность внести в работу стимулы, серьезность, постоянство.
Это волнение возникает в практике прозрения из непосредственного виденья собственных телесных и психических процессов, когда с возрастающей убедительностью в прямом переживании открываются их непостоянство, их насыщенность страданием и безличность.
Также и внешний мир, наше непосредственное окружение, полон волнующих явлений, хотя люди в большинстве своем их более не видят, поскольку привычка притупила у них глаза и сердце. Интеллектуальное и эмоциональное переживание истины учения Будды тоже постепенно утрачивает свою первоначальную свежесть и побудительную силу, если это переживание не видоизменяется постоянно и не обновляется в полноте действительности. Именно такую возможность открывает приобретенное благодаря чистому наблюдению непосредственное виденье. Оно заново оживляет привычные впечатления, так что они опять начинают беседовать с нами. Тогда при этой вновь обретенной бдительной впечатлительности повторное зрелище привычных страданий более не окажется притупляющим и ожесточающим фактом; как раз благодаря повторению подобные факты станут более сильным поводом к волнению. Таким поводом может оказаться давно знакомый нищий на углу улицы, мертвая бабочка или болезнь друга; этот повод вызовет в нас волнение и пробудит серьезное решение - неуклонно следовать по пути избавления от страданий.
Нам известен прекрасный старый рассказ о «выездах» принца Сиддхартхи, будущего Будды, во время которых он пережил решающие встречи со старостью, болезнью и смертью. Возможно, это изложение фактов вполне истинно; ибо мы знаем, что в жизни великих людей часто происходят символические события и встречи, которые производят в их жизни решающий поворот. Вся их жизнь благодаря этому приобретает символический характер, который не требует каких-либо пояснений при передаче. Однако, не лишая это старое повествование его глубокого смысла и истинности содержания, можно также предположить, что дело было в том, что юный принц уже раньше видел стариков, больных и мертвых. Но в тщательно охраняемом и искусственно изолированном «маленьком счастье», которым его окружил отец (символ унаследованных привычек), такое зрелище страданий, возможно, затронуло лишь его телесное зрение и не коснулось сердца. И вот только после того, как он вырвался из привычной обстановки, из золотой клетки своей жизни во дворце, он как бы впервые увидел страдание и оказался способен к волнению, толкнувшему его на путь к состоянию будды.
Это старинное повествование и его послание обращены также и к любому из нас, ныне живущих на Земле: чем более непосредственно, ясно и глубоко реагируют наши ум и сердце на переживание страдания, которое вырастает из привычных повседневных фактов, тем меньше его повторений потребуется для того, кто смотрит на страдание с бдительностью и пониманием, будь то в этой жизни или в будущих повторных рождениях. Потому старые мастера учения говорили:
«Именно здесь место для труда,
Именно здесь открывается Святой Путь;
И много источников волнения находится здесь.
Так пусть же взволнуют тебя волнующие вегци,
И, охваченный волнением, вступи в праведную
битву!».
Глава IX
Заключение