Функция упорядочения и называния
Если мы, не имея предварительного опыта в духовном воспитании или медитации, обратим свой взор внутрь, особенно на множество мелких мыслей и чувств, пролетающих друг за другом, которые составляют большую часть ежедневной деятельности ума, нам чаще всего представится малоприятное зрелище, а именно: беспорядок и путаница, каких мы, наверно, не стали бы терпеть в своем жилище. По нынешней литературе, описывающей «поток сознания» (Джеймс Джойс и др.), каждый человек сегодня в состоянии близко познакомиться с точной картиной спутанного и болтливого мира мысли; однако зачастую оказывается, что для него легче увидеть такую картину в книгах, а не в самонаблюдении. Ибо последнее все еще вызывает опасения у многих людей, поскольку они полагают, что любой взор, направленный внутрь, будет чем-то «ненормальным», болезненным; но такое отношение к самонаблюдению в значительной мере вызвано еще и тем, что открывающееся зрелище оказывается малоприятным для самочувствия направленного мышления при максимальной мощности его работы. И все-таки столкновение с этими малопрезентабельными аспектами нашего ума неизбежно, если мы хотим увидеть всю задачу, которую нам предстоит выполнить, если наше стремление к ясности ума, к его очищению и развитию должны иметь надежную и глубокую основу.
А в практике чистого наблюдения это зрелище текущих, разорванных мыслей и чувств хорошо выдерживается, несмотря на мучительную для самочувствия оболочку «я». Потому что в чистом наблюдении нет никакого отождествления с каким бы то ни было содержанием сознания, высоким или низким; состояния сознания проходят перед наблюдающим взором, как поток прохожих на оживленной улице; при этом сохраняется внутренняя отстраненность от них, и отрицательные впечатления оказываются лишенными своего жала. Случай для такого самонаблюдения представляется, например, во время перерыва главного упражнения, вследствие внешних помех, блуждания мыслей и т.п. Таким образом, и эти противодействующие факторы могут найти применение в медитации.
Какое же зрелище открывается нам, когда мы направляем свой взор внутрь? Прежде всего мы отмечаем множество чувственных восприятий - зрительных, звуковых, обонятельных и т.д., которые почти непрерывно, как бы на заднем плане, проходят через наш ум. В огромном большинстве они бывают неотчетливыми и фрагментарными, а поэтому остаются незамеченными. Однако некоторые из них основываются на ошибочных восприятиях или неверных выводах; а те, которые представляются несколько более отчетливыми, могут оказаться связанными с мимолетными настроениями и чувствами. Не будучи осознаны нами, такие непроверенные впечатления часто влияют на наши решения и суждения и искажают их. Конечно, все эти подспудные впечатления не должны стать сколько-нибудь постоянным или даже только регулярным объектом направленного внимания. Однако иногда нам следовало бы бросать на них взгляд; потому что если мы игнорируем их существование и предоставляем их самим себе, они могут значительно расстроить надежность наших полусознательных восприятий и нарушить ясность ума.
В еще большей степени, чем к мимолетным подспудным чувственным впечатлениям, все сказанное относится к тем более отчетливым, но все же незрелым восприятиям, мыслям, чувствам, суждениям и т.д., которые тесно связаны с нашим целенаправленным мышлением и потому сильно на него влияют. Также и здесь мы встречаем в изобилии неотчетливые, неполные и ошибочные чувственные восприятия, ложные ассоциации и непроверенные выводы из мыслей и чувств. В дальнейшем мы установим, как часто последовательность наших мыслей оказывается разорванной и они находят безвременный конец или вследствие собственной слабости, или по причине недостаточной сосредоточенности, или из-за недостаточной смелости в признании своих последствий. Точно так же обстоит дело с жизнью наших чувств и воли. Какое множество благородных чувств и намерений кончается лишь кратковременными, слабыми вспышками, не претворяясь в волевой акт, в действие или в ясное понимание!
Тысячи неопределенных мыслей и настроений, мгновенных желаний и страстей пересекаются в нашем уме и перебивают друг друга, подобно невыдержанным спорщикам, которые не дают друг другу слова сказать. Все это в итоге производит неблагоприятное влияние на общий уровень сознания. Если такие неясные и разорванные функции ума остаются непроверенными и, слившись с ошибочными суждениями или страстями, погружаются в подсознание, откуда могут вырваться в любое время, тогда они роковым образом усиливают непредсказуемость и недостоверность всех решений и выводов на будущее, а с ними - и всего характера в целом. Они могут также привести к неконтролируемым привычным мысленным образам, которые будет трудно искоренить.
О подлинной силе и ясности сознания в целом нельзя судить только на основании ограниченного отрезка сознания, ярко освещенного направленной волей или на основании его максимальной мощности. Одинаково важным является возрастающий или уменьшающийся объем находящихся в полутьме областей сознания, о которых мы здесь упоминали.
Именно эта ежедневная небрежность в мыслях, словах и делах, пренебрежение ума к самому себе - они в течение многих лет жизни и, согласно Будде, на протяжении многих жизней создали и допустили состояние внутреннего беспорядка и спутанности. Старые буддийские мастера говорили:
«По небрежности возникает много грязи, целая куча мусора. Так бывает, когда в доме каждый день накапливается только чуточка грязи; а если грязь возрастает из года в год, как раз и соберется большая ее куча.»
/Комментарий к «Суттанипате»/
Именно в этих невычищенных углах нашей внутренней сущности обитают наши опаснейшие враги; оттуда они совершают на нас неожиданные набеги и почти всегда одерживают победу. Мир полутьмы создает благоприятную питательную почву для алчности и ненависти всех степеней, а также для третьего и самого опасного и сильного из трех признаков, «корня всех недугов», акусала-мула, ослеплен-ности, которая получает точно такую же сильную поддержку из этих темных и затемненных сфер.
Все попытки искоренить эти три главные пятна на нашем уме или решительно их ослабить, попытки справиться с алчностью, ненавистью и ослеплением, должны кончаться неудачей до тех пор, пока эти качества находят беспрепятственно убежище и опору в таких неконтролируемых областях сознания. Как же можем мы помочь делу? Обычно мы стараемся игнорировать эти подсознательные или полусознательные процессы и полагаемся на противодействующие силы направленного полного сознания. Однако такой образ действий недостаточно глубок. Для того, чтобы действенно встретить неконтролируемые течения психики, мы должны прежде всего с ними ознакомиться при помощи чистого наблюдения. И этот акт чистого наблюдения одновременно является действенным средством защиты. Потому что там, куда падает яркий свет внимательности, не могут существовать состояния сумерек сознания. Здесь важным действующим принципом оказывается тот простой факт, что две мысли не могут существовать в уме одновременно; там, где утвердилось внимательное наблюдение, нет места для спутанной или нездоровой мысли.
Во время спокойного наблюдения сложной формации постепенно отчетливо выступают ее отдельные составные части, и их можно определить в их своеобразии и в соотношении с целым; таким образом приобретает ясность структура формации. Точно так же чистое наблюдение выполняет функцию упорядочения и пояснения при тех запутанных скоплениях неотчетливых мыслей и импульсов, которые пересекаются в сумерках сознания. Тогда станут более отчетливо видны отдельные нити структуры, происхождение и протекание различных процессов; вместе с тем эти процессы окажутся более доступными для упорядочивающей, регулирующей и формирующей работы по воспитанию ума.
В течение десятилетий нынешней жизни и через все неисчислимые периоды времени прошлых странствий нашей сущности в глубине человеческого ума сформировалась тесно сотканная, даже как бы свалянная сеть инстинктивных реакций и умственных привычек, которые более не подвергаются сомнению. Именно оттуда проистекают установки и привычки, которые непременно должны воспрепятствовать органическому внутреннему росту за пределы их узкой сферы. И как раз здесь чистое наблюдение в своей упорядочивающей функции разрыхляет эту плотную ткань; при этом оно раскрывает часто лишь внешние мотивы и добавочные оправдания глубинных импульсов и обусловленности; оно обнажает их истинные корни, зачастую скрывающиеся лишь в очень глубоких или запутанных мысленных или инстинктивных ассоциациях. Сила чистого наблюдения обнаруживается, таким образом, в виде отчетливых прорывов в этой структуре, которая кажется столь недоступной и замкнутой; и меч мудрости способен расширить эти разрывы. Отчетливость внутренних связей и вместе с тем их доступность для наблюдения, их выявление во всей обусловленности и изменчивости лишают все склонности, побуждения и привычки и даже весь материальный мир их самоочевидности. Многие люди находятся под таким сильным впечатлением «тяжести суровых фактов», что медлят взятьсяч за методическое воспитание ума, сомневаясь в возможности успеха. Но эта простая практика чистого наблюдения уже через короткое время дает возможность рассеять подобные колебания и сомнения - и приносит практикующему обоснованную уверенность.
Упорядочивающая и регулирующая функция чистого наблюдения принадлежит к тому «очищению сущности», которое Поучение ставит на первое место в качестве задачи и результата практики внимательности. Старый комментарий говорит об этом так: «В текстах сказано, что запятнанный ум загрязняет и сущность, а просветление ума очищает ее («Самъютта-никая», 22,100). Такое просветление как раз и осуществляется при помощи этого пути сатипаттхана».
Называние. Выделение и определение объектов в упорядочивающей функции чистого наблюдения осуществляется, как и в каждой умственной деятельности, словесной формулировкой, т.е. в виде называния определяемого процесса. В словесной магии так называемых первобытных людей есть зерно истины: назвать вещи их правильными именами значит овладеть ими, по крайней мере в некоторых случаях-Так же и во многих сказках повторяется один и тот же мотив, когда сила некоего демона оказывается разрушенной, если человек мужественно противостоит ему и произносит его имя.
Подтверждение этому практикующий часто найдет в регистрирующей и называющей функции чистого наблюдения. «Демоны» сумерек сознания в особенности не переносят простого вопроса, выясняющего их имена, не говоря уже об узнавании этих имен; и иногда уже этого оказывается достаточно, чтобы парализовать их мощь. Спокойный взор внимания выгоняет их из углов и укрытий на пугающий их свет сознания, где они теряют самоуверенность и большую часть своей силы. Хотя в этой фазе практики их существование еще далеко не «поставлено под вопрос», а лишь земечено и названо, они все же полагают, что должны «дать ответ»; благодаря этому мы уже многое выиграли.
Если внезапно на поверхность сознания всплывают нежелательные или неблагородные мысли, если они к тому же оказываются лишь мимолетными и неотчетливыми, это не совсем приятно для чувства собственного достоинства практикующего. Поэтому подобные мысли зачастую не называют их собственными именами, а отбрасывают их в сторону без проверки и без противодействия. Иногда также скрывают их подлинные имена, т.е. подлинную природу, пользуясь готовыми обоснованиями и оправданиями, чтобы придать им «респектабельность ». Если мы таким образом снова и снова будем отделываться от них, тогда, вследствие аккумулирования подсознательной силы давления,эта неблагородная тенденция обязательно усилится. С другой стороны, воля в противодействии им ослабеет; возрастет стремление уклониться от моральных решений, и духовно-моральная самооценка сделается более обманчивой. А если человек привыкнет отмечать эти мимолетные нездоровые мысли или их вереницы и ясно их называть, тогда он будет все больше отвыкать от обоих методов уклонения - от игнорирования и приукрашивания, тогда он при виде собственных психических процессов не станет совершать пристрастный отбор из общей их массы. Такое столкновение пробудит и усилит внутреннее противодействие вредным тенденциям и состояниям спутанности и неясности ума. Хотя мы и не станем полными их господами, все же они при своих повторных появлениях будут становиться слабее, ибо принесут с собой впечатление противодействия, т.е. воспоминание о нем; а потому встречи с ними окажутся для нас более легкими. Здесь мы приобретаем в качестве союзника силу стыда; поскольку за ней скрывается уважение к себе, эта сила в действительности не так уж и мала, если знать, как ею правильно воспользоваться. И, таким образом, «называние» оказывается простым, однако психологически тонким вспомогательным средством построения характера.
Естественно, контролирование и называние следует обращать также в сторону хороших и продуктивных мыслей и импульсов. Благодаря невнимательности к ним многие наклонности к добру пропадают незамеченными и неиспользованными.
Правильное внимание дает возможность употребить для своего прогресса все внешние происшествия и внутренние процессы. Даже все нездоровое может послужить отправным пунктом для избавления от нездоровья, если при помощи констатирования и называния его преобразовать в объект наблюдения и познания. Уже один этот факт означает внутреннюю отстраненность от дурного качества.
В Поучении методы констатирования и называния упомянуты не менее четырех раз при помощи прямой речи внутри текста:
1. «Если монах испытывает радостное чувство, тогда он знает: я испытываю радостное чувство».
2. «Вот, знает монах об охваченном желанием уме: охвачен желанием ум».
3. «Вот, знает монах, если в нем существует чувственное желание: во мне есть чувственное желание».
4. «Вот, знает монах, если внутри него существует член просветления — внимательность: член просветления - внимательность - существует внутри меня».
В заключение следует указать на то, что упорядочение и называние психических процессов представляют собой необходимое предварительное условие для того проникновения в их истинные свойства, которые и являются задачей прозрения, випассана. Обе эти функции помогают разрушить указанную иллюзию однородности, компактности и субстанциональности отдельных процессов сознания, распознать своеобразие и ограниченность их нынешнего функционирования и ясно понять их мгновенное возникновение и исчезновение.
«НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЙ» И НЕПРИНУЖДЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЧИСТОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Мир, в котором мы живем, наше окружение и внутренняя сфера, полон неприятных впечатлений, промахов и конфликтов. Из собственного горького опыта человек узнает, что он недостаточно силен для того, чтобы встретить в открытом бою любую отдельную внешнюю противодействующую силу и одержать над нею решительную победу. Он знает, что в окружающем его мире не сможет получить то, чего ему хотелось бы, что в его внутреннем мире, внутри его ума, порывы страстей, настроения и фантазии слишком часто одерживают верх над голосами благоразумия, сознания долга и высоких идеалов. Опыт учит его также и тому, что нежелательное положение зачастую ухудшается, если по отношению к нему применяется чрезмерное давление. Страсти усиливаются при попытках насильственного их подавления; спор приобретает новую пищу в упорных противоречиях; и помехи от обращенного против них гнева не исчезают, а только усиливаются.
Таким образом, человек вновь и вновь оказывается перед теми ситуациями, где оказывается не в состоянии силой добиться того, чего желает. Однако существует путь, на котором внешнее и внутреннее сопротивление можно пре-
одолеть без принуждения, ненасильственными средствами. Последние часто имеют успех там, где ничего не дает насильственный образ действий. Такой путь непринужденного мастерства в жизни и в воспитании ума есть сатипаттха-на, путь правильного внимания. При методическом применении чистого наблюдения, а также действий, являющихся следствием прозрения (стр. 56 и след.), постепенно полностью раскрываются неиспользованные возможности свободного от насилия образа жизни и свободной деятельности ума, становятся очевидными их поразительные, обширные, плодотворные последствия. Здесь в этой связи мы, разумеется, заняты главным образом влиянием на воспитание ума и на прогресс в медитации. Однако читателю будет нетрудно самому найти применение чистому наблюдению в других
областях жизни.
Помехи, проявляющиеся во время практики медитации и препятствующие ей, бывают в основном трех видов:
1. Внешние помехи: шум, перерывы из-за прихода гостей и т.д.
2. Отвлечения ума, клеша - желания, гнев, раздражение, беспокойство, нетерпение, недовольство, леность и т.д.
3. Блуждающие мысли и грезы.
Появление таких отвлечений наряду с сонливостью - это основная трудность начала практики при попытках медитации. Даже те медитирующие, которые имеют хорошую подготовку во всех теоретических деталях избранного объекта медитации, часто не обладают никакими знаниями о том, как эффективно справляться с такими помехами. Будучи совершенно не подготовленными, они смогут противодействовать этим помехам лишь непродуманными, беспомощными и неэффективными способами. Сначала неопытный медитирующий попытается мимоходом отделаться от помех, а если это ему не удастся, он попробует подавить их насильно при помощи напряжения воли. Но в большинстве случаев ему не удается и это. Ибо в особенности внутренние помехи подобны назойливым мухам, которых выгоняют, размахивая руками, а они спустя короткое время возвращаются. Такое насильственное выдворение вторгающихся мыслей оставляет затем после себя в уме медитирующего чувство раздражения, беззащитности и внутреннего беспокойства, которое создает для медитации дополнительные препятствия. Если то же самое обстоятельство повторится несколько раз в течение одного периода медитации, данное препятствие может побудить медитирующего прекратить этот сеанс медитации. А если он и в последующих занятиях медитацией испытает аналогичные переживания, он будет обескуражен и в конце концов склонится к опрометчивому решению - прекратить дальнейшие попытки в области медитации, поскольку сочтет себя неспособным к практике или сильно усомнится в самом методе и его цели.
Поэтому как для успеха в практической жизни, так и для успеха в медитации решающим фактором оказывается то, каким образом мы беремся за дело при начальных трудностях; большую важность приобретает и вопрос о том, способны ли мы вообще справиться с этими затруднениями.
Прекрасно говорит об этом древнекитайская книга мудрости «И-Цзин»: «В хаосе первоначальных трудностей уже заложен порядок. Поэтому в такие времена благородный муж должен перед началом предприятия расчленить и упорядочить неясную полноту - как разматывают шелковые нити из клубка и привязывают их к веревкам... Если в начале предприятия мы сталкиваемся с препятствиями, тогда нельзя желать силой добиться успеха; необходимо предусмотрительно углубиться в себя. Но нельзя допускать, чтобы мы оказались сбиты с толку; нужно долго и упорно не спускать глаз со своей цели».
Лучшее средство борьбы с начальными трудностями, как фактическое, так и психологическое, - это, естественно, первоначальный успех. Этот первоначальный успех создает возможность свободного от принуждения способа практики чистого наблюдения, для которого любой появляющийся объект будет правильным, потому что с каждым объектом, даже с констатированием своего беспокойства, можно достичь полезных результатов, дающих непосредственное удовлетворение. Это ободрит практикующего и послужит исходным пунктом для дальнейшего продвижения.
Конечно, если мы впервые столкнулись с этими помехами тогда, когда они возникли во время медитации, будет слишком поздно. Нужно заблаговременно внутренне к ним подготовиться и знать средство защиты.
В преодолении помех медитации нужно начинать с правильной установки ума. Прежде всего необходимо уяснить и трезво принять тот факт, что упомянутые выше три мешающих элемента суть обитатели того мира, в котором мы живем; и наше неодобрительное к ним отношение ничего не изменит. Мы должны быть готовы заключить с некоторыми из них мирный компромисс, а для защиты от других научиться осмотрительным и эффективным действиям. При правильной настроенности ума его отношение к помехам будет менее напряженным; и постепенно он освободится от чувства неприязни к ним, которое само является дополнительной помехой.
1. Поскольку медитирующий не является единственным обитателем этого густонаселенного мира, ему нельзя всегда целиком и полностью отключиться от внешних помех, таких как шум, тревога, перерывы из-за посетителей и т.д. Естественно, мы постараемся избежать их появления или как-то их устранить, однако негодование было бы ложной и бесполезной реакцией и, как мы сказали выше, дополнительной помехой. Мы не в состоянии всегда жить в «башне из слоновой кости», возвышаясь над охваченными беспокойством людьми и пребывая в искусственном уединении; смысл правильной медитации состоит в том, что она никоим образом не предлагает практикующему временного убежища и забвения мира. Реалистическая медитация, напротив, имеет своей задачей укрепление человеческого духа внутри нашего мира, очищение его и развитие всех его возможностей, чтобы сделать его способным выдержать натиск именно этого мира, понять мир, внутренне овладеть им и в конце концов превзойти его. И вот этому нашему миру как раз и принадлежат все те разнообразные внешние помехи, которые столь значительно увеличились в количестве благодаря городской цивилизации. Поэтому необходимо, чтобы мы включили столкновение с ними в воспитание своего ума.
2. Бирманский мастер сатипаттхана Махаси-саядо сказал: «Для мирянина, не достигшего освобождения, неизбежным является повторение зрелища загрязненности его ума, будь то в моральном или в функциональном отношении. Необходимо отмечать ее и хорошо знать, чтобы можно было применить против нее подходящее средство из области сатипаттхана. Если мы таким образом не забываем об этой загрязненности, часто уже в силу одного этого факта она окажетсяч более слабой и менее долговечной, так что будет легче полностью ее подчинить. Поэтому знать загрязненность своего ума и обстоятельства ее проявления для практикующего не менее важно, чем знать свои хорошие мысли. Таким образом сами наши слабости могут стать для нас мастером-учителем. Поэтому когда мы встретимсяч с ними, не надо ни смущаться, ни падать духом».
3. Третья группа нежелательных захватчиков сознания -это мечты и разнообразные блуждающие мысли. Мечты могут состоять из образов памяти близкого или более далекого прошлого, в том числе и таких, которые выходят из подсознания; это также мысли о будущем: планы, фантазирование, страхи и надежды; мимолетные восприятия во время медитации тоже способны бесконечно продолжать тканье паутины грез и мечтаний. Как только внимательность и сосредоточенность ослабевают, обычно сейчас же включаются блуждающие мысли и фантазия - и заполняют пустоту в уме. Хотя, рассматриваемые в отдельности, они слабы и незаметны, однако благодаря частоте и настойчивости своих проявлений они оказываются значительным препятствием для медитации; и это случается не только у начинающих, но также и во всех тех случаях, когда ум беспокоен, рассеян или находится в состоянии летаргии. Хотя впоследствии они полностью исчезают только тогда, когда врата ума охраняются безошибочным вниманием человека, достигшего святости, арахатта, все же мы можем и сейчас добиться далеко идущего контроля над блуждающими мыслями даже в течение длительных периодов медитации.
Все эти упомянутые выше факты должны стать предметом особой важности, поскольку они определяют наше внутреннее поведение по отношению к помехам при медитации. Благодаря такому реалистическому подходу мы будем лучше подготовлены к появлению помех во время медитации. Далее, существуют три метода противодействия им, которые применяются один за другим, т.е. когда один из примененных в нужном случае метод оказался безуспешным, применяют другой. Эти три метода суть три способа применения чистого наблюдения; они различаются между собой по степени внимательности и по силе ее сосредоточенности на помехах. Основное правило поведения здесь таково: не уделять помехе больше внимания, не придавать ей большего значения, чем этого требуют обстоятельства.
1. Прежде всего коротко и сжато констатируем наличие помехи, не подчеркивая ее и не углубляясь в детали. Затем сразу возвращаем внимание к предмету медитации, и это возвращение может оказаться вполне успешным, если помеха была слабой или если нарушенное ею сосредоточение ума было достаточно сильным. На данной стадии особенно важно, чтобы мы не начинали «разговора» с помехой, тем более не спорили с нею. Если мы избегнем этого образа действий, мы не дадим мешающему нам пришельцу никакой дополнительной почвы для долгой задержки. И достаточно часто помеха исчезает с быстротой, как посетитель, не получивший теплого приема. Такое скорое избавление от какой-то помехи часто дает возможность вернуться к объекту медитации, не нарушая внутреннего спокойствия. Ненасильственное средство защиты здесь заключается в том, чтобы уделять помехе лишь минимум наиболее спокойного и делового внимания.
2. Если, однако, помеха продолжает действовать, тогда нужно повторно терпеливо применять все тот же метод краткого констатирования. Может случиться, что помеха исчезнет, истощив свою энергию или найдя естественный конец. Необходимое настроение ума заключается в том, чтобы невзирая ни на что встречать задержавшуюся мысль решительным и повторным «нет», спокойным, но твердым отказом отвлечься или позволить себе раздражение. Это настроение терпенья и твердости. Способность бдительного наблюдения здесь подкрепляется способностью терпеливого ожидания и решением не сдавать своих позиций.
Оба приведенных выше метода будут, в общем, успешными средствами борьбы с блуждающими мыслями и фантазиями, которые были и остаются слабыми, когда их изолируют, направляя на них внимание. Но и при двух других видах помех, при внешней и внутренней загрязненности ума, мы так же часто будем иметь успех.
3. Если же по какой-либо причине действующая помеха продолжает упорствовать и все-таки не отступает, необходимо направить на нее нераздельное внимание, принять ее и использовать в качестве объекта внимательности и познания. Таким образом помеха медитации становится законным ее объектом. То, что первоначально мешало медитации, теперь превращается в средство ее поощрения. Можно сохранять этот новый объект до тех пор, пока не исчезнет внешнее или внутреннее побуждение принять его; тогда мы возвращаемся к первоначальному объекту медитации. Но если этот новый объект - который более не является отвлекающей «помехой» - окажется плодотворной темой для практики, можно удерживать его в течение всего сеанса медитации.
Если, например, нам мешает долгий лай собаки, мы направляем на него свое безраздельное внимание, однако ограничиваем его звуками - и отличаем это восприятие звука от собственных на него реакций, например от гнева. А если гнев или блуждающие мысли, которые ассоциируются с лаем собаки, уже появились в сознании, они кратко отмечаются в своем особом качестве и выводятся из ума.
Также и в этом случае мы остаемся в рамках практики сатипаттхана, а именно: «созерцания объектов ума», в том смысле, какой выражен в следующем месте текста: «Он познаёт ухо и звук, а также оковы (здесь - гнев), которые возникают, обусловленные ими обоими».
При первом появлении лай, вероятно, будет непосредственно связан с представлением или понятием «собака». Но как только на него будет направлено чистое наблюдение, мы отбросим понятие «собака» и сосредоточимся исключительно на чистом звуке. В его подъеме и падении, как при выдохе и исчезновении, удаяббая, телесного процесса, - и благодаря этому обеспечить понимание в видимой форме принципа непостоянства, одного из главных свойств существования.
Аналогичный подход мы применяем и по отношению к загрязненности ума. Ум может быть загрязнен желанием, гневом, беспокойством, рассеянностью и т.д. Мы ясно и спокойно их рассматриваем, сохраняя внутреннюю отдаленность. Мы различаем их первое появление от повторного, а также от реакции на них в виде уступчивости, недовольства, раздражительности и т.д. При этом мы пользуемся действенной силой называния и отчетливого констатирования. В повторно возвращающихся волнах таких нежелательных состояний ума мы постепенно научимся различать градации «более сильных» и «слабых» влияний - и сможем сделать еще другие полезные наблюдения, относящиеся к возникновению и протеканию загрязненности ума. Даже если эта внутренняя отдаленность от собственной загрязненности удается лишь частично и временно, она все же будет способствовать ослаблению этой загрязненности.
Эта практика соответствует разделу о «созерцании объектов ума», дхамманупассана, и «состояний» ума, читтану-пассана. К первым относятся, например, препятствия. Это столь же простое, сколь и действенное превращение отрицательных переживаний, т.е. помех и нежелательных состояний ума, в предметы медитации, способствующие познанию, можно рассматривать как наивысший пункт ненасильственной действующей силы. Подобный метод - использовать все переживания как помощь на пути к внутреннему очищению и освобождению от страданий - характерен для духа практики сатипаттхана. Противники становятся друзьями; ибо все эти отрицательные переживания превращаются в учителей, а учителей обычно принято считать друзьями.
Мы не можем здесь упустить случая привести цитату из замечательной книжечки английской писательницы Кэтрин Батлер Хатэвэй «Маленький слесарь»:
«Меня приводит в ужас невежество и страсть к расточительству среди людей, которые предпочитают просто отбрасывать не нравящиеся им вещи. Они отбрасывают переживания, людей, браки, жизненные ситуации и многое другое просто потому, что все это им не нравится. Но если ты отбрасываешь какую-то вещь, с ней покончено. Представь себе, что из всего, чем ты владеешь, у тебя теперь ничего нет. Представь себе, что твои руки пусты, и в них нет ничего, что они могли бы употребить в работе. Однако почти все вещи, которые мы опрометчиво выбрасываем, можно при помощи небольшой магии превратить в их прямую противоположность... Все же большинство людей не думает о том, что почти в каждом плохом положении существует возможность превращения, благодаря чему нежелательное можно заменить желаемым».
Именно такой магической силой обладает сатипаттхана.
Мы уже сказали, что три вида помех невозможно навсегда устранить или исключить. Они принадлежат миру, в котором мы живем; их приход и уход в значительной мере подчинен их собственным закономерностям, не зависящим от нашего одобрения или неодобрения. Однако при помощи чистого наблюдения мы можем воспрепятствовать тому, чтобы эти помехи взяли над нами верх и оттеснили нас с нашей внутренней позиции. Если мы стоим на надежной почве правильного внимания, тогда мы повторяем в весьма умеренном размере, но, в сущности, одинаковым способом ту историческую ситуацию под деревом просветления, когда Мара, противник, тщетно пытался вытеснить аскета Готаму с его места. Полагаясь на силу внимательности, и мы можем с уверенностью повторить те слова, которые Будда произнес незадолго до своего просветления:
«Не должен Мара оттеснить меня с этого места!». /«Паддхана-сутта», «Сутта-нипатта»/. Наше не подлежащее утрате преимущество в столкновении с нежелательными мыслями — это то простое обстоятельство, что и всегда в каждый данный момент в сознании может существовать лишь одна-единственная мысль, и нет двух одновременных моментов сознания. Следовательно, пока длится чистое наблюдение, никакая помеха, никакая загрязненность ума, никакая нездоровая мысль не способны к существованию. Итак, если мы привыкли к тому, чтобы снова и снова включать чистое наблюдение в последовательность нежелательных впечатлений или в ряд вредных мыслей, мы постепенно почувствуем под ногами твердую почву, так что никогда больше не увлечемся с легкостью каким-нибудь потоком жизни. Если мы утвердимся на этой прочной основе, на своем внутреннем потенциальном «месте просветления» и будем расширять его и дальше, - мы в конце концов сможем защитить его от всех вражеских нападений и ложных притязаний.
СДЕРЖАННОСТЬ И БЕЗМОЛВИЕ
Для полного развития духовных возможностей человека требуется сотрудничество и равновесие двух дополняющих друг друга сил: активирующей и сдерживающей. Как проницательный знаток человеческой души, Будда признал эту необходимость и выразил ее в своем учении о «равновесии (пяти) душевных способностей», индрия саматта1. В этой связи важно, чтобы способность энергии, вирьяиндрия, и способность сосредоточенности ума, или спокойствие, са-мадхиндрия, были развиты в одинаковой степени. Далее, из семи членов просветления рекомендуется развитие трех, стимулирующих активность ума2, и трех других, способ- , ствующих его успокоению3. В обоих случаях среди психичес- | ких способностей и «членов просветления» особое место занимает внимательность, которая не только должна следить за их соразмерностью, но также действенно способствовать укреплению как активирующей, так и сдерживающей и успокаивающей силы.
Хотя внимательность, по-видимому, обладает пассивной природой, она все же является и значительным активизирующим фактором. Ибо внимательность воспитывает бдительность и подвижность ума, его способность к действию и реагированию, необходимые для всякой целенаправленной деятельности. В данном случае нас, однако, главным образом интересует сдерживающая функция внимательности; и вот мы хотим исследовать вопрос о том, как эта функция помогает задачам воспитания и освобождения ума.
Чистое наблюдение содействует сдержанности и безмолвию ума, которые так важны и благотворны среди неистовых побуждений к ускоренным действиям вне и внутри нас, к вмешательству, суждениям, оценкам. Оно придает человеку способность пренебречь действиями и суждениями, пока точное наблюдение фактов и разумное размышление не покажут, действительно ли вещи, ситуации или люди таковы, какими они кажутся или какими мы их представляем. Чистое наблюдение вносит в импульсивность мыслей, чувств, слов и поступков здоровую медлительность. Оно учит получению «импульса уединения среди насилия» (Ницше), учит избегать осложнений из-за ненужного вмешательства.
Китайская мудрость говорит об этом:
«Во всяком начале вещей и во всяком их конце нет ничего прекраснее безмолвия»
/«Сю Гуа», древний комментарий к «И-Дзин»/'.
В свете учения Будды подлинный «конец вещей» имеет место лишь в конце повторных рождений благодаря освобождению от иллюзий, благодаря ниббане, что означает также «угасание формообразования» или «создавания бытия», санкхаранам вупассано. Это и есть высочайшая и совершенная сдержанность. Конец формообразования происходит, однако, вместе с концом форм, конец образования - вместе с концом образов, с концом вещей в силу окончания материализации. Под«образами», «формами» и «материализацией» мы здесь подразумеваем мироутверждающее, миросоздающее кармическое действие. Утихание этой карми