Подготовительные упражнения внимания
Однако, если мы занимаемся практикой без учителя и без предшествующего опыта медитации, было бы лучше до начала таких строгих упражнений в течение целого дня несколько недель позаниматься воспитанием общей внимательности в нормальных повседневных условиях. Это будет благоразумным и в том случае, если имеется возможность принять участие в строгом курсе медитации под руководством какого-нибудь учителя. Благодаря такой ранней подготовке мы ознакомимся с применением направленного внимания и научимся ценить то «содержание настроения», которое свойственно самообладанию. При этом отпадет также чувство робости и неуверенности, с которым начинающие зачастую приступают к практике медитации.
Можно начать эту подготовительную практику внимательности с чрезвычайно кратковременного устремления внимания на телесную и умственную деятельность - и повторять это несколько раз в день: при отходе ко сну, сразу после пробуждения, а также в течение дня - столько раз, сколько мы об этом вспомним. При этом особое внимание обращено на настроения, на выражение гнева, досады, требовательности и т.д. Успехи, достигаемые в преодолении таких вспышек, придадут уверенность и вместе с тем ободрят практикующего в предпринятой им методической практике. Кроме того, мы обращаем внимание на все, что представляется нам в виде новых впечатлений, а мало-помалу также и на само возникновение и исчезновение наблюдаемых процессов. Наконец мы посвящаем подготовительным упражнениям внимательности еще отдельные, строго ограниченные промежутки времени: от пятнадцати до тридцати минут. При них можно было бы попробовать упражняться с одним из главных объектов (лучше всего с дыханием), не смущаясь, если при этом не будет достигнута скорая и хорошая сосредоточенность; ибо здесь мы намерены приобрести лишь предварительное знакомство с направленным вниманием. Если по окончании такой подготовки мы возьмемся за методическую практику, тогда мы отведем для работы с главным и второстепенными объектами самое спокойное время дня - скорее всего ранние утренние часы или, если мы не слишком утомлены, один или несколько часов вечернего времени. Начав с короткого периода практики, мы постепенно переходим к нескольким часам, потом к половине дня; далее упражняемся в течение свободных дней или недель во время отпуска. В начале особенно желательно по возможности отставить в сторону другие занятия, свойственные свободному времени, а в течение строгой практики сократить общение до необходимого минимума. И если тогда дружеское общение и прочие помехи устранить все же не удастся, мы сознательно откладываем объект упражнений на неопределенное время; и как только помехи прекратятся, мы возобновим свои упражнения - «точно так, как человек поднимает с земли тюк, который на время сбросил с плеч» (Комментарий к Поучению).
В начале методических упражнений мы настраиваемся на серьезные и продолжительные усилия. Если мы не поддадимся первоначальной усталости или неудовольствию, мы вскоре найдем у себя новые резервы энергии. С другой стороны, разумеется, не следует доходить до крайностей переутомления; необходимо разрешать себе отдых, если продолжение упражнений несмотря на усталость не сулит нам никакого успеха. Также и во время отдыха можно и даже нужно продолжать практику внимательности, однако с другим объектом и с ненапряженным положением тела.
Избранный главный объект (дыхание или движение брюшной стенки) и второстепенные объекты (упражнения с ходьбой, «чувствую - сижу » и т.д.) сохраняются во всё время упражнений, и к ним не прибавляется ничего нового. «Новое» содержится в самих переживаниях во время упражнений; оно возникает из развивающегося прозревающего познания; а для тех, кто к нему не стремится, новое возникает из нового отношения к жизни и к самому себе. Разумеется, условия жизни и жилища в большом западном городе могут затруднить проведение строгого периода упражнений с его ограничениями и особыми требованиями или даже сделать его вообще невозможным. Поэтому бирманскому мастеру медитации достопочт. Махаси задали вопрос: можно ли ожидать прогресса, - и насколько, - если мы способны заниматься практикой лишь в течение коротких промежутков времени? Ответ был таков: некоторые ученики Махаси тоже занимаются практикой только в свободное время, когда они не связаны профессиональной деятельностью; и они достигли хороших результатов. Естественно, тогда продвижение вперед будет более долгим и трудным; столь же естественной окажется и его зависимость от способностей и упорства данного индивида.
При таких ограниченных возможностях практики, а также и продолжении ее по типу периодов строгой медитации описанная здесь программа практики должна быть приспособлена к данным обстоятельствам.
1. В подобных случаях вместо общей практики внимательности мы обеспечиваем возможно более высокий уровень внимательности и рассудительности в течение всего дня, согласовав его с потребностями профессиональной и частной жизни. Также и во время профессиональных занятий можно иметь возможность уделить несколько секунд или минут упражнениям внимательности по отношению к положению тела, дыханию или к другим объектам. Те упражнения, которые вызывают замедление каких-либо функций, как внимательное вставание или ходьба, конечно, необходимо ограничить свободным временем — и лишь той его частью, когда нам никто не мешает, когда за нами никто не наблюдает. Ибо мы принципиально избегаем возможности привлечь к себе внимание других людей какой-то переменой в своем поведении.
2. Каждый промежуток свободного времени, которым мы распологаем утром и вечером, когда нам никто не мешает, мы посвящаем упражнениям с главным объектом и второстепенными объектами. Здесь, даже и при кратковременных упражнениях, особенно важна регулярная практика.
Глава VII
Внимательность к дыханию,анапанасати
В указаниях относительно упражнений, данных в предыдущей главе, в качестве объекта внимания были избраны подъем и опускание брюшной стенки. Но у практикующего может возникнуть желание предпочесть этому объекту внимательность по отношению к дыханию - или для прямого развития прозрения, или для предварительного достижения состояния углубленности, джхана. Возможно также наличие особой телесной конституции, при которой окажется, что дыхание воспринимается более регулярно и отчетливо, чем движение брюшной стенки. Конечно, в таких случаях в качестве объекта следует предпочесть дыхание. И вот для тех лиц, которые по какой-либо причине сделают подобный выбор, здесь нужно дать краткие советы относительно практики внимательности к дыханию, анапанасати. Эти советы послужат также дополнением к общим замечаниям в главе IV. Нижеследующее изложение опирается на четыре упражнения внимательности к дыханию, данные в Поучении. Другой метод практики, начинающийся со счета дыханий, подробно изложен в «Вишуддхи-магга».
Для внимательности к дыханию, особенно если при этом целью является достижение углубленности, джхана, в качестве сидячей позы явно предпочтительна поза «лотос» с полностью скрещенными ногами. Также и в Поучении при изложении этого упражнения определенно упоминается лишь такая поза. Вместе с тем в странах Запада такой способ сиденья, хотя он и весьма удобен, не следует рассматривать как обязательный; в особенности он не важен, если целью является развитие прозрения. Поэтому при затруднениях с позой «лотос» практикующий может воспользоваться одной из альтернативных сидячих поз, которые были описаны ранее в главе VI.
Мы уже указывали на то, что никоим образом не следует оказывать влияние на естественное протекание дыхания (гл. IV). Нельзя ни задерживать его, ни преднамеренно углублять или втискивать в какой-то определенный ритм. Единственная задача здесь заключается в том, чтобы во время упражнения спокойно и внимательно следить за ходом дыхания, не делая перерывов или хотя бы (в качестве первого приближения к этому) не допуская незаметных перерывов, фиксированным пунктом внимания являются ноздри, о которые ударяется вдыхаемый воздух. Не следует оставлять этого наблюдательного пункта, потому что именно здесь легко заметить входящий и выходящий поток дыхания, вдох и выдох. Не нужно следовать за дыханием в его пути сквозь тело, потому что это отвлекло бы внимание на различные стадии и помешало бы сосредоточению. Точное место, где дыхание ударяется в ноздри, может меняться; например, оно может оказаться расположенным между левой и правой ноздрей. Возможно, мы заметим это, однако не следует обращать на данное обстоятельство особого внимания; мы по мере необходимости констатируем дыхание там, где оно отчетливо ощущается.
Также и в том случае, если внимание твердо удерживается на фиксированном пункте ноздрей, несмотря на это вследствие легкого давления вдыхаемого воздуха может периферически ощущаться путь, по которому воздух проходит через тело. Чувственные восприятия, коими здесь являются ощущения давления, имеют действительный радиус действия над избранным центром, вызывающим наш интерес. Для обозначения этого обстоятельства и отношения к нему медитирующего в старой буддийской литературе имеется один хороший пример: если человек хочет распилить бревно, он будет удерживать внимание на месте соприкосновения зубьев пилы с деревом; хотя он замечает и движение пилы взад и вперед, он не обращает особого внимания на него. Точно так же и при этом упражнении следует остановить внимание на месте соприкосновения с телом, т.е. на ноздрях, не отвлекаясь слабо воспринимаемыми ощущениями вхождения дыхания в тело и выхода из него.
Иногда начинающий делает ошибку в этом упражнении, полагая, что при направленном внимании тело должно находиться в напряжении, а ум - в пристрастном настроении, например заполненным настойчивыми мыслями, как: «Сейчас я медитирую» или «Сейчас я должен сосредоточиться на дыхании». Точно так же любое чересчур резкое или подчеркнуто преднамеренное обращение к дыханию нарушит этот чувствительный телесный процесс и помешает необходимой при нем спокойной соразмерности внимания. Чтобы избегнуть подобной ошибочной настроенности, надо, как уже отмечалось, иметь в виду, что дыхание в самом деле существует здесь независимо от наших целей медитации, что нам нужно только наблюдать за ним. Чем более непринужденно будет наше направленное внимание следовать за дыханием, тем легче будет спокойно и устойчиво следить за его ходом.
В части Поучения, касающейся внимательности к дыханию, говорится: «Делая долгий вдох, знает он: я делаю долгий вдох... Делая короткий вдох, знает он: я делаю короткий вдох». Это не должно означать, что надо преднамеренно делать дыхание более долгим или коротким; напротив, следует обращать внимание лишь на то, каким является дыхание в каждый данный момент наблюдения: сравнительно более долгим или коротким. Естественное ощущение установится в ходе практики; станут также отчетливыми и другие особенности всего процесса.
Благодаря регулярным упражнениям медитирующий должен прежде всего приобрести способность удерживать внимание на дыхании долгое время без перерывов или, в начале упражнений, без незаметных перерывов. Если он способен на это в течение приблизительно двадцати минут и не испытывает затруднений, он заметит дальнейшие детали процесса дыхания. Например, для него станет более отчетливым тот факт, что даже текущий момент каждого отдельного вдоха или выдоха имеет длительность во времени, в которой ясно выступают фазы - начальная, средняя и конечная.
Теперь практикующий, может быть, заметит, что его внимание охватывает эти три фазы с неравномерной остротой и ясностью. Ему бросится в глаза, что при той или иной фазе внимание бывает слабым или совсем прерывается. Медлительные натуры, например, могут пропустить начальную фазу нового цикла дыхания, поскольку они все еще заняты конечной фазой предыдущего цикла; причиной замедленной реакции может быть также утомление. Беспокойные натуры опять-таки могут из опасений, как бы не пропустить начало следующего дыхательного цикла, не уделить должного внимания конечной фазе предыдущего; или же поводом для этого может оказаться даже кратковременное беспокойство ума. Такие колебания внимания вследствие медлительности или нетерпенья служат иллюстрацией к предостережению, которое в различных формах встречается в буддийских писаниях: «не отставать и не обгонять » (Сутта-нипатта» 8 и след.).
Эта приобретенная способность отмечать такие тонкие различия в остроте внимания может рассматриваться как первый успех в практике, указывающий на усиление сосредоточенности и утончение внимательности. Наблюдения будут также полезны для самопознания медитирующего, для настройки его умственных задатков и темперамента на хорошо сбалансированное продвижение в практике, при котором он избегнет двух крайностей: вялости и чрезмерного рвения.
Теперь, когда мы заметили такие колебания внимания во время отдельного вдоха или выдоха, у нас установится желание и стремление устранить эти недостатки и сохранять равномерно явную внимательность в течение всех трех фаз. Если это будет достигнуто, тогда мы осуществили третье из данных в Поучении упражнений: «Ощущая все тело (дыхания), я буду вдыхать и выдыхать». Именно такая беспрерывно продолжающаяся последовательность внимания производит усиление внимательности и сосредоточенности, равно как и всей структуры сознания.
Подобное двойное стремление медитирующего - к непрерывному наблюдению течения дыхания и к равномерной остроте внимания при отдельных фазах - может оставить после себя совсем незначительное напряжение или беспокойство в процессе дыхания и в наблюдающем за ним процессе сознания. Хотя оно слабо, оно не ускользнет от обостренной внимательности. И это в свою очередь вызовет спонтанное желание и стремление устранить и эти последние следы беспокойства, привести тело к еще большему спокойствию и освободить его от напряжения. Такова задача четвертого упражнения в Поучении: «С успокоенной телесной функцией (дыхания) я буду делать вдох и выдох». Конечно, потребуются продолжительные старания, пока все эти стадии практики станут до некоторой степени прочным приобретением медитирующего, пока он достигнет настоящей близости с ним. Но когда такая близость достигнута, можно ожидать дальнейшего продвижения.
И на этой стадии практики, на стадии успокоения дыхания, происходит разделение между двумя главными путями буддийской медитации: спокойствием ума и прозрением.
Желая сперва достичь глубокой медитации, джхана, на пути спокойствия ума, саматха, мы должны далее трудиться над последней стадией успокоения ума, чтобы еще более утончить дыхание. Хотя и здесь также внимательность должна охватывать все три фазы процесса дыхания без каких-либо просветов, после достижения этой стадии и способности утончить дыхание медитирующему не надо уделять данной фазе сколько-нибудь особое внимание. Ему не следует, например, следить с подчеркнутой внимательностью за начальным и конечным пунктом течения дыхания, хотя они должны естественно оставаться равномерными и ясными. Любая отдельная чересчур обостренная деятельность ума была бы здесь лишь препятствием; напротив, стремящийся к углубленности должен отвлечься от волнообразного ритма дыхания, не прерывая его избирательным вниманием или размышлением. Затем постепенно его умственная сосредоточенность выиграет в силе и глубине; и как признак этого возникает простой «последовательный образ ума», патиб-хага-нимитта, нечто вроде светящейся точки, или звезды, которая возвещает полную сосредоточенность в углубленности, аппана-джхана. Однако усложненные или «драматизированные» образные представления или «видения» не являются признаком прогресса. Их необходимо тщательно отмечать и устранять из ума, пока они не набрали силы.
Если мы посвящаем достижению углубленности всё рабочее время упражнения или его половину, тогда кроме главного упражнения мы занимаемся также упражнениями общей внимательности, как это описано выше. Однако при этом необходимо избегать аналитического внимания, свойственного прозрению, и продолжительных напряженных размышлений. Здесь «общая внимательность» служит исключительно бдительности ума, его успокоению и устранению мешающих впечатлений.
После достижения углубленности необходимо для полного ее использования непосредственно присоединить к ней созерцание с прозрением, т.е. во время углубленности нужно созерцать существующие телесные и душевные процессы в свете трех признаков бытия, а именно: видеть, что они непостоянны, полны страдания, безличны.
Тот же, кто после достижения четвертой ступени практики, успокоения внимания, хочет идти по прямому пути прозрения, випассана, - направляет свое внимание на отдельные фазы дыхательного цикла, особенно на его начало и конец. Такой поворот внимательности должен производиться в одинаковой степени осторожно и твердо. Потому что здесь не требуются какие-нибудь подчеркнутые волевые усилия или мыслительные действия, которые только помешали бы достигнутой степени сосредоточенности. Во время уже успокоившегося дыхания, за которым мы внимательно следим, достаточно совсем легкой настроенности на начальное и конечное мгновенье, чтобы дать практике направленность на прозрение, а не на углубленность. И здесь также необходимо выполнять упражнения второстепенной и общей внимательности, описанные в главе шестой.
Затем в течение упражнения становится отчетливо видно, что тут протекают два различных процесса: телесный процесс дыхания (или движения брюшной стенки), рупа, и психический процесс, нама, процесс внимательной устремленности или познания телесного процесса. Хотя это различие кажется само собой разумеющимся с теоретической точки зрения, ум, еще не прошедший обучения, будет во время упражнения целиком поглощен телесным объектом и не обратит внимания на психическую составную часть. Однако в ходе упражнения благодаря обостренной внимательности установится и укрепится осознание обоих процессов; а затем дыхание или движение брюшной стенки будет регулярно представляться чистому наблюдению как парный процесс, т.е. телесный и психический - дыхание и знание о нем, опять дыхание и знание о нем и т.д.
При продолжительной практике придет время, когда мы заметим, что конечная фаза вдоха или выдоха (или подъема и опускания брюшной стенки) стала особенно явственной и выразительной, тогда как другие как бы отступают. Демаркационная линия между концом одного процесса и началом следующего сделается весьма очевидной, и это осознаваемое от момента к моменту переживание исчезновения и ухода, мгновенной смерти отдельного процесса оставит в душе медитирующего глубокое, прямо-таки потрясающее впечатление. Здесь отличительное качество бытия, его мимолетность, станет непосредственным переживанием. Тот, кто дошел до этого пункта практики, может ожидать дальнейшего прогресса.
Оба результата практики - осознание парности протекания дыхания и преобладание конечной фазы - суть естественные последствия развития более зрелой внимательности и сосредоточенности. Они устанавливаются в том случае, если благодаря постоянной серьезной практике уровень внимательности и ясности сознания оказался достаточно высоким. Таким образом, они не могут быть порождены преднамеренно или вызваны «по желанию»; интеллектуальное предвосхищение этих результатов останется бесплодным. При словесных наставлениях мастер медитации никогда не будет говорить о той или другой ступени, еще не достигнутой практикующим. Однако в изложении в форме книги целесообразно дать тем, кто практикуется без личного руководства, некоторые знаки пути и критерии прогресса. Хотя практика под руководством опытного мастера медитации является предпочтительной, всё же серьезный, решительный человек способен и в одиночку добиться хороших успехов, если при этом он останется бдительным и самокритичным, избегая двух крайностей: вялости и чрезмерного усердия. Тот, кто сохраняет моральное и умственное равновесие, при этом методе практики не должен опасаться никаких неожиданностей.
Глава VIII
Действенная сила Внимательности
В предыдущих главах мы попытались нарисовать картину радиуса действия правильного внимания, который распространяется от использования в повседневной жизни до высочайшей цели учения Будды - освобождения от страданий. Поэтому внимательность выступает в буддийских писаниях не только в качестве «умственной способности», ин-дрия, обладающей явным контролирующим влиянием, но также и в качестве «духовной силы», бала, которую при ее полном развитии не смогут поколебать силы противодействия (таково само определение «духовной силы» в буддийской традиции).
Эта столь далеко и глубоко распространяющаяся действующая сила дает результаты уже в фазе упражнений в чистом наблюдении. Она поступает главным образом из четырех источников:
1) из упорядочивающей и потому называющей функции чистого наблюдения;
2) из ненасильственного, непринужденного образа действий;
3) из способности сдержанности и безмолвия;
4) из способности непосредственного виденья.