Что такое чистое наблюдение?
Чистое наблюдение есть ясное и неотвлекаемое наблюдение того, что действительно происходит в данный момент, наблюдение сиюминутного переживания, внешнего или внутреннего. Это непосредственное созерцание телесного и психического процесса своей собственной сущности в той мере, в какой этот процесс отражается в зеркале нашего внимания. Такое наблюдение считается «чистым» потому, что наблюдатель считается «чистым» по отношению к объекту, не становится на какую-либо точку зрения, одобренную чувством, волей или мышлением, не производит никаких действий, направленных на объект. Это, как следовало бы здесь выразиться, просто «чистые факты». Если, однако, теперь к первоначальной чистой регистрации фактов сразу же присоединяются еще и оценки и другие реакции из прошлого опыта, тогда и сами эти реакции необходимо точно также немедленно сделать объектом чистого наблюдения. Приобретенная таким образом внутренняя свобода по отношению к объекту благодаря постоянным упражнениям мало-помалу станет привычным наней строением, которое при необходимости будет легко вызвать. Едва ли нужно особенно подчеркнуть то обстоятельство, что это чистое наблюдение нельзя рекомендовать почти для всех жизненных ситуаций; разумеется, оно не годится для таких случаев, где требуется принятие решения на словах или на деле где необходимо действовать по плану. Здесь же - место для ясности познания, о чем мы поговорим позднее. Однако как раз в таких ситуациях, которые требуют активного ответа, чистое наблюдение способно выполнять важную подготовительную функцию, которая придает решению большую надежность, а действию - большую уверенность в успехе.
Здесь мы рекомендуем чистое наблюдение в качестве методического упражнения в течение установленных для этого кратких промежутков свободного времени, а также для применения, возможно, и в повседневной деловой обстановке, в такие моменты, когда человек способен на короткий срок, скажем, на одну минуту, отвлечься от своей деятельности; или им можно воспользоваться перед важными решениями, включив несколько минут упражнения в чистом наблюдении в процесс обдумывания.
ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ
Каждый труд требует основательности, если у вас есть намерение достичь цели; это в особенности справедливо по отношению к такой высокой и трудной задаче, рабочий план которой лежит на благородном восьмеричном пути, ведущем к избавлению от страданий. В каждую из восьми ступеней этого пути включено правильное внимание; наряду со своими функциями оно вносит в практику тот необходимый элемент основательности, который может столь значительно способствовать развитию других ступе пути. «Отсутствие поверхностности » - так названо в буддийском писании одно из характерных свойств внимательности; а в позитивной формулировке это - не что иное, как именно основательность. Точно так же при методическом развитии внимания естественно должна проявиться более высокая степень основательности. Недостаток основательности противоречил бы самому духу правильного внимания и лишил бы работу по его развитию всякой надежды на успех. Подобно тому, как небрежно и неправильно заложенный фундамент должен подвергнуть опасности все здание, так и при духовном воспитании благоприятное действие тщательного труда по закладке основания распространяется далеко в будущее.
Поэтому правильное внимание восходит к самому началу: оно начинается «снизу», ибо, как говорится в изречении Лао-цзы, «возвышается из глубины». Благодаря чистому наблюдению внимание спускается к самым корням вещей: и с точки зрения духовного процесса это означает, что внимание направляется прежде всего на ту упомянутую выше первую фазу процесса восприятия, где ум все еще обладает чистотой по отношению к воспринимаемым объектам. Обычно эта стадия имеет едва заметную длительность и в лучшем случае дает нам лишь мимолетные, неполные и ошибочные представления о предметах. Задача следующей фазы восприятия исправить и дополнить это первое впечатление. Но так обстоит дело далеко не всегда. Слишком часто первые впечатления со всеми их недостатками принимаются без проверки, и к ним прибавляются новые, далеко идущие искажения, соответствующие более сложному характеру второй фазы. Затем на основе таких ошибочных, неполных и пропитанных всевозможными предубеждениями восприятий делаются ошибочные выводы и принимаются решения, зачастую имеющие важное значение. Такие образы восприятия, подчас окрашенные страданием и тесно с ним связанные, могут вновь и вновь разрушать здание морального развития и практики медитации.
И вот тут-то вступает в действие чистое наблюдение в качестве сознательного стремления укрепить первую, чисто рецептивную фазу восприятия, благодаря чему сохранится лучшая возможность правильного выполнения ее важной функции. Чистое наблюдение доказывает основательность своего образа действий, тщательно подготавливая и очищая почву, на которой впоследствии можно будет прочно построить первую фазу следующего психического этапа. Своей очищающей и просветляющей функцией чистое наблюдение служит той целевой установке метода, о которой говорится в начале поучения - «очищению сущности», а это и есть, согласно комментарию, очищение и просветление психики. Весьма важным для такой основательности метода оказывается приобретение чистого объекта.