Что такое чистое наблюдение?

Чистое наблюдение есть ясное и неотвлекаемое наблюдение того, что действительно происходит в данный момент, наблю­дение сиюминутного переживания, внешнего или внутреннего. Это непосредственное созерцание телесного и психического процесса своей собственной сущности в той мере, в какой этот процесс отражается в зеркале нашего внимания. Такое на­блюдение считается «чистым» потому, что наблюдатель счи­тается «чистым» по отношению к объекту, не становится на какую-либо точку зрения, одобренную чувством, волей или мышлением, не производит никаких действий, направленных на объект. Это, как следовало бы здесь выразиться, просто «чистые факты». Если, однако, теперь к первоначальной чи­стой регистрации фактов сразу же присоединяются еще и оценки и другие реакции из прошлого опыта, тогда и сами эти реакции необходимо точно также немедленно сделать объектом чистого наблюдения. Приобретенная таким образом внут­ренняя свобода по отношению к объекту благодаря посто­янным упражнениям мало-помалу станет привычным наней строением, которое при необходимости будет легко вызвать. Едва ли нужно особенно подчеркнуть то обстоятельство, что это чистое наблюдение нельзя рекомендовать почти для всех жизненных ситуаций; разумеется, оно не годится для таких случаев, где требуется принятие решения на словах или на деле где необходимо действовать по плану. Здесь же - место для ясности познания, о чем мы поговорим позднее. Однако как раз в таких ситуациях, которые требуют актив­ного ответа, чистое наблюдение способно выполнять важ­ную подготовительную функцию, которая придает реше­нию большую надежность, а действию - большую уве­ренность в успехе.

Здесь мы рекомендуем чистое наблюдение в качестве методического упражнения в течение установленных для этого кратких промежутков свободного времени, а также для применения, возможно, и в повседневной деловой об­становке, в такие моменты, когда человек способен на ко­роткий срок, скажем, на одну минуту, отвлечься от своей деятельности; или им можно воспользоваться перед важны­ми решениями, включив несколько минут упражнения в чис­том наблюдении в процесс обдумывания.

ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ

Каждый труд требует основательности, если у вас есть наме­рение достичь цели; это в особенности справедливо по от­ношению к такой высокой и трудной задаче, рабочий план которой лежит на благородном восьмеричном пути, веду­щем к избавлению от страданий. В каждую из восьми ступе­ней этого пути включено правильное внимание; наряду со своими функциями оно вносит в практику тот необходимый элемент основательности, который может столь значительно способствовать развитию других ступе пути. «Отсутствие поверхностности » - так названо в буддийском писании одно из характерных свойств внимательности; а в позитивной формулировке это - не что иное, как именно основательность. Точно так же при методическом развитии внимания есте­ственно должна проявиться более высокая степень основа­тельности. Недостаток основательности противоречил бы самому духу правильного внимания и лишил бы работу по его развитию всякой надежды на успех. Подобно тому, как небрежно и неправильно заложенный фундамент должен подвергнуть опасности все здание, так и при духовном вос­питании благоприятное действие тщательного труда по зак­ладке основания распространяется далеко в будущее.

Поэтому правильное внимание восходит к самому нача­лу: оно начинается «снизу», ибо, как говорится в изречении Лао-цзы, «возвышается из глубины». Благодаря чистому наблюдению внимание спускается к самым корням вещей: и с точки зрения духовного процесса это означает, что внима­ние направляется прежде всего на ту упомянутую выше пер­вую фазу процесса восприятия, где ум все еще обладает чистотой по отношению к воспринимаемым объектам. Обыч­но эта стадия имеет едва заметную длительность и в лучшем случае дает нам лишь мимолетные, неполные и ошибочные представления о предметах. Задача следующей фазы вос­приятия исправить и дополнить это первое впечатление. Но так обстоит дело далеко не всегда. Слишком часто первые впечатления со всеми их недостатками принимаются без проверки, и к ним прибавляются новые, далеко идущие ис­кажения, соответствующие более сложному характеру вто­рой фазы. Затем на основе таких ошибочных, неполных и пропитанных всевозможными предубеждениями восприятий делаются ошибочные выводы и принимаются решения, зачас­тую имеющие важное значение. Такие образы восприятия, подчас окрашенные страданием и тесно с ним связанные, могут вновь и вновь разрушать здание морального развития и практики медитации.

И вот тут-то вступает в действие чистое наблюдение в качестве сознательного стремления укрепить первую, чисто рецептивную фазу восприятия, благодаря чему сохранится лучшая возможность правильного выполнения ее важной функции. Чистое наблюдение доказывает основательность своего образа действий, тщательно подготавливая и очищая почву, на которой впоследствии можно будет прочно построить первую фазу следующего психического этапа. Своей очищающей и просветляющей функцией чистое наблюдение служит той целевой установке метода, о которой говорится в начале поучения - «очищению сущности», а это и есть, согласно комментарию, очищение и просветление психики. Весьма важным для такой основательности метода ока­зывается приобретение чистого объекта.

Наши рекомендации