Путь к человечеству более высокого уровня.
Упомянутая выше вторая ступень развития внимания, т.е. точное, но еще находящееся под воздействием многих предрассудков познание предмета, уже стала прочным приобретением человеческого сознания. Она дает полную возможность дальшейшего развития многообразных переживаний во всей их полноте и широте, а также их эгоистического использования для достижения материальных целей. Однако вследствие такого распространения внимания в ширину современной цивилизации угрожает опасность чрезмерной специализации, биологические последствия которой известны: они проявляются в дегенерации и постепенном вырождении расы, как это произошло в случаях гибели доисторических рас гигантов с их мощно развитыми физическими телами и недоразвитыми мозгами. Наоборот, для современных людей опасность заключается в чрезмерном развитии мозга и его преимущественного употребления в погоне за наслаждениями или для удовлетворения жажды власти. Сопутствующая этому опасность заключается в том, что человечество однажды станет жертвой того, что создано его собственным «сверхмозгом» - убийственных и разрушительных открытий и «развлечений», которые уничтожают дух. Может вновь повториться та же ситуация, которая изложена в полном глубокого смысла мифе о вавилонской башне - о разрушившемся техническом чуде, строители которого не понимали друг друга, а потому не придумали ничего лучшего, чем взаимное истребление.
Спасительным средством, способным предотвратить подобное чрезмерное развитие мозга, ведущее к катастрофе, является средний путь Будды, который явственно прослеживается в излагаемом здесь курсе духовного воспитания. Это как бы вечный страж; и если только к нему прислушиваться, он сможет спасти человечество от крушения на скалах крайностей.
Если человечество будет продолжать свое движение исключительно в плоскости второй ступени развития психики и внимания, ему придется ожидать лишь застоя или катастрофы. Только благодаря новому продвижению в области более ясного и интенсивного сознания, т.е. благодаря изменению качества внимания, можно опять внести в нынешнюю психическую структуру элемент движения и развития. Это способно дать излагаемое здесь духовное обучение, возведенное на прочном фундаменте столь же возвышенного, сколь и реалистичного морального учения - именно такого, какое мы находим в учении Будды.
Правильное внимание, или «сатипаттхана», объяснено Буддой со всей полнотой: это путь к освобождению ума, а потому — путь к подлинному величию человека. Это путь к развитию более высокого и наивысшего человечества, путь к истинному сверхчеловеку, о котором мечтали столь многие благородные умы и к которому существует столь много ошибочных устремлений. В древнем буддийском писании нам оставлен диалог, заслуживающий серьезного внимания. Сарипутта, один из главных учеников Будды, спросил:
«Господин, столько разговоров о «великом человеке». Так каким же образом, о господин, определить, что такое великий человек?
- О Сарипутта, говорю тебе, с освобожденным разумом есть великий человек; с неосвобожденным разумом, говорю я, нет великого человека.
Как же тогда, о Сарипутта, ум становится освобожденным?
Когда, о Сарипутта, монах, находясь в теле, погружен в созерцание тела, старательный, обладающий ясным познанием, внимательный, стремящийся к преодолению алчности и печали по отношению к миру. У него, который, находясь в теле, погружен в созерцание тела, ум освобожден, очищен от прилипших к нему склонностей. Находясь в чувстве, он погружен в созерцание чувства, находясь в уме, - погружен в созерцание ума, находясь в объектах ума, погружен в созерцание объектов ума, старательный, с ясным пониманием, внимательный.
Так, о Сарипутта, освобождается ум. С освобожденным умом, говорю я, есть великий человек; с неосвобожденным умом, говорю я, нет великого человека».
/«Самъютта-никая», 47,II/
Глава II
Сатипаттхана
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
Прежде чем начинать изложение этого метода духовного воспитания, нам следует дать некоторую общую информацию. Прежде всего остановимся на значении палийского слова «сатипаттхана»; под таким названием этот метод известен в буддийских странах Востока; а теперь он получил известность и на Западе, как название того поучения Будды, которое является основным текстом данного метода.
«Сатипаттхана» — это научное понятие языка пали, на котором передано самое древнее изложение учения Будды. Слово «сатипаттхана» - сложное. Первая его составная часть, «сати», имеет основное значение - «память»; в небуддийском санскрите в этом значении широко употреблялось слово «смрити». Однако в писаниях палийского буддизма такое значение встречается весьма редко. В общеупотребительном буддийском понимании существительное «сати » скорее означает просто способность вспомнить прошлое. Здесь преобладающий смысл слова — бдительное внимание, направленное на данный момент, ясное осознание и понимание, так что лучше всего перевести его словом «внимательность». Попытки передать его смысл в старых немецких переводах словами «прозрение», «протекание», «вспоминание » или даже «благоговение » следует считать неудовлетворительными.
Вторая составная часть слова, «паттхана », согласно древним комментариям, может быть объяснена двояко. Во-первых, как «основание», потому что именно четыре главных объекта внимания (тело, чувства, состояние сознания и объекты ума) составляют его основу и «главное место»; во-вторых, это слово можно понимать как сокращение слова «упаттхана», что буквально означает «стояние на самом близком месте». В таком случае оно имеет смысл удерживания внимания на настоящем моменте. В пользу подобного объяснения говорит то обстоятельство, что родственные формы слова очень часто употребляются в соединении с «сати», например, «упаттхита-сати», или «внимание, удерживаемое на настоящем моменте»; а в самой «Сатипаттха-на-сутте» мы встречаем фразу «сатим паримукхам упатта-хапетва», т.е. «внимание, удерживающее в себе настоящий момент» (или «удерживающееся в настоящем моменте»). В одной старой экзегетической работе, представляющей собой подстрочный комментарий к поучению, дается следующее объяснение: «После восприятия объектов не следует упускать из виду обстановку; это и есть удержание на настоящем, упаттхана». В буддийском санскрите наше поучение соответственно называется: «Смрити-упастхана-сутра». Однако желая добиться более понятного и простого языка в переводе, мы избрали здесь - в отличие от первого издания книги - термин «основания внимательности ».