Правильное внимание - суть буддийского учения о психике

Исходный пункт, самая суть спасающего послания Будды, а также его узловой и конечный пункт заключены в учении об уме, и их можно сформулировать в одной короткой фразе: будь бдителен! Таким образом внимательность выполняет те же самые функции, которые мы относим к учению Будды об уме в его общем смысле. Итак, что же такое внимание?

Это тот самый ключ к познанию мира, который открывает сокровенные его тайны, стало быть, - исходный пункт этого познания; безотказно действующий инструмент формирова­ния ума, т.е. узловой пункт познания; признак достигнутого освобождения ума, следовательно, наивысший, конечный пункт познания.

Поэтому Будда с полным правом называет развитие вни­мания «единственным путем».

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

Хотя внимание столь же высоко ценится Буддой и имеет такие важные последствия, оно, однако, не есть какое-то мистическое состояние психики, понятное и доступное лишь немногим избранным. Наоборот, внимание в своей элемен­тарной видимой форме - это одна из основных функций сознания, без которой невозможно какое бы то ни было восприятие объектов. В том случае, если появляется какой-нибудь достаточно сильный стимул, внешний или внутрен­ний, пробуждается и внимание - именно прежде всего в своей простейшей форме: сначала мы просто замечаем объект, наша психика как бы впервые прикасается к нему. При этом сознание пробивается сквозь инертный, темный поток подсознания; во время бодрственного процесса это явление происходит ежесекундно, бесчисленное множество раз. Начальная функция внимания, как первой реакции на раздражение внешних чувств, представляет собой все еще довольно примитивный процесс; тем не менее она имеет оп­ределенное значение, как первое проявление «я», как выс­вобождение сознания из-под своей подсознательной основы. Когда мы таким образом впервые замечаем предмет, мы получаем лишь самый общий и еще весьма неотчетливый его образ. Если затем у нас пробудился интерес к этому предме­ту, или его воздействие на органы чувств оказалось доста­точно сильным, на отдельные детали его направляется обо­стренное внимание. Оно занято не только различными осо­бенностями, но также и его отношением к познающему субъекту; благодаря этому становится возможной сравни­тельная классификация восприятий, соотнесение их с пре­жними переживаниями, так называемая ассоциация. Эта важная фаза развития психики указывает также на тесную связь внимания с мышлением в их взаимоотношениях уже внутри первых восприятий. На пали внимание и мышление обозначаются одним и тем же словом «сати». Без мысли­тельной способности внимание было бы занято лишь изолированными, не связанными между собой фактами, как это имеет место большей частью в случаях восприятия у живот­ных. Из вытекающего на этой ступени ощущения личност-ности восприятия и неверных ассоциативных связей могут, однако, возникнуть источники тяжелых заблуждений в про­цессе познания.

На основе ассоциативного мышления происходит следу­ющий важный шаг в развитии психики, а именно: суммиро­вание отдельных впечатлений, их генерализация, способ­ность к отвлеченному мышлению. В целях нашего изложе­ния мы закончим рассмотрение этой фазы, когда остано­вимся на второй ступени, достигаемой в развитии сознания при помощи работы над вниманием. Итак, мы установили четыре последовательных шага, характерных для этой вто­рой ступени: точное познание объектов (восприятие част­ностей), узкое сосредоточение на предмете (субъективация впечатления), ассоциативное и затем абстрактное мышление.

На этой второй плоскости развитого внимания развер­тывается наиболее значительная область психической жиз­ни нынешнего человечества; она охватывает обширную сфе­ру, начинающуюся со всякого точного наблюдения или вни­мательного выполнения какой-либо работы и доходящую до утонченного внимания в методах критического исследо­вания при научных изысканиях. Образы восприятия, возни­кающие на этой ступени, оказываются, однако, чаще всего все еще сильно связанными всевозможными предубеждени­ями со стороны чувств и мышления, неверными ассоциация­ми, которые не относятся к делу, и прежде всего - перво­причиной всяческого обмана, предположением о том, что в вещах существует нечто субстанциональное, что в живом организме существует «я». В силу всех этих факторов на­дежность даже самых простых восприятий и суждений бы­вает сильно ограниченной. На этой ступени развития вни­мания останавливаются большей частью все те люди, кото­рые так и не получили учения Будды или не применили его в своей повседневной жизни, в своем повседневном мышлении.

Со следующей ступенью развития мы вступаем в область собственно правильного внимания, или самша-сати, в буд­дийском понимании этого слова. Здесь внимание называет­ся «правильным» потому, что оно сохраняет психику сво­бодной от искажающих влияний; потому что оно выступает в качестве основы правильного познания и его составной части; потому что оно учит людей совершать «правильные действия» правильным образом; наконец потому, что оно служит указанной Буддой правильной цели — устранению боли при помощи познания истины и преодоления в самом себе всех неверных представлений, которые коренятся в ал­чности, ненависти и заблуждении.

Когда восприятия и мысли при самом своем возникнове­нии встречены и проверены правильным вниманием, они представляют собой тщательно просмотренный пережитый материал - и соединяются с сырым материалом, не смешан­ным с предубеждениями, благодаря чему практические и нравственные решения людей, как и их мысленные сужде­ния, отличаются несравненно более высокой степенью на­дежности. Но прежде всего такие разумно проверенные и неискаженные образы действительности заложат прочную основу для главной буддийской медитации: для созерцания всего процесса бытия, как изменчивого, неудовлетворяю­щего, несубстанционального.

Разумеется, для неподготовленного ума такое напряжен­ное состояние, каким является правильное внимание, не­пременно покажется не «близким», не «интимным», потому что подобный ум пользуется им слишком редко. Но на пути, предлагаемом методом сатипаттхана, это состояние может стать близким и интимным, поскольку оно действительно, как мы это показали, коренится в чем-то чрезвычайно для нас близком. И потому также это правильное внимание по существу выполняет те же самые функции, что и на обеих более ранних ступенях развития, хотя на более высокой плоскости. Духовное продвижение по праву сравнивали с движением по спирали, т.е. основные его ситуации повторяются на различных плоскостях. Общие основные функции различных степеней внимания суть освобождение все более высокой ясности сознания, более высокой его интенсивнос­ти, равно как и приобретение все более очищенного от при­чин заблуждений познания действительности. Выше мы вкратце проследили эту линию развития: в своем подъеме от бессознательного к сознанию, от первых неустойчивых впечатлений сознания к отчетливым представлениям объек­тов, от все еще неполного, затуманенного волей, обуслов­ленного восприятия, к ясной и не фальсифицированной кар­тине действительности. При этом мы видели, каким особен­но высоким и обостренным бывает то внимание, которое естественно поддерживается другими факторами, видели, что оно ведет к более высокой ступени развития: ко все более просветленному сознанию, к его возвышению. Если человеческий ум желает выйти из своего нынешнего кризи­са и шагнуть дальше, в направлении заложенных в нем воз­можностей развития, он должен снова вступить на этот путь через царские врата внимания.

Наши рекомендации