Правильное внимание - суть буддийского учения о психике
Исходный пункт, самая суть спасающего послания Будды, а также его узловой и конечный пункт заключены в учении об уме, и их можно сформулировать в одной короткой фразе: будь бдителен! Таким образом внимательность выполняет те же самые функции, которые мы относим к учению Будды об уме в его общем смысле. Итак, что же такое внимание?
Это тот самый ключ к познанию мира, который открывает сокровенные его тайны, стало быть, - исходный пункт этого познания; безотказно действующий инструмент формирования ума, т.е. узловой пункт познания; признак достигнутого освобождения ума, следовательно, наивысший, конечный пункт познания.
Поэтому Будда с полным правом называет развитие внимания «единственным путем».
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?
Хотя внимание столь же высоко ценится Буддой и имеет такие важные последствия, оно, однако, не есть какое-то мистическое состояние психики, понятное и доступное лишь немногим избранным. Наоборот, внимание в своей элементарной видимой форме - это одна из основных функций сознания, без которой невозможно какое бы то ни было восприятие объектов. В том случае, если появляется какой-нибудь достаточно сильный стимул, внешний или внутренний, пробуждается и внимание - именно прежде всего в своей простейшей форме: сначала мы просто замечаем объект, наша психика как бы впервые прикасается к нему. При этом сознание пробивается сквозь инертный, темный поток подсознания; во время бодрственного процесса это явление происходит ежесекундно, бесчисленное множество раз. Начальная функция внимания, как первой реакции на раздражение внешних чувств, представляет собой все еще довольно примитивный процесс; тем не менее она имеет определенное значение, как первое проявление «я», как высвобождение сознания из-под своей подсознательной основы. Когда мы таким образом впервые замечаем предмет, мы получаем лишь самый общий и еще весьма неотчетливый его образ. Если затем у нас пробудился интерес к этому предмету, или его воздействие на органы чувств оказалось достаточно сильным, на отдельные детали его направляется обостренное внимание. Оно занято не только различными особенностями, но также и его отношением к познающему субъекту; благодаря этому становится возможной сравнительная классификация восприятий, соотнесение их с прежними переживаниями, так называемая ассоциация. Эта важная фаза развития психики указывает также на тесную связь внимания с мышлением в их взаимоотношениях уже внутри первых восприятий. На пали внимание и мышление обозначаются одним и тем же словом «сати». Без мыслительной способности внимание было бы занято лишь изолированными, не связанными между собой фактами, как это имеет место большей частью в случаях восприятия у животных. Из вытекающего на этой ступени ощущения личност-ности восприятия и неверных ассоциативных связей могут, однако, возникнуть источники тяжелых заблуждений в процессе познания.
На основе ассоциативного мышления происходит следующий важный шаг в развитии психики, а именно: суммирование отдельных впечатлений, их генерализация, способность к отвлеченному мышлению. В целях нашего изложения мы закончим рассмотрение этой фазы, когда остановимся на второй ступени, достигаемой в развитии сознания при помощи работы над вниманием. Итак, мы установили четыре последовательных шага, характерных для этой второй ступени: точное познание объектов (восприятие частностей), узкое сосредоточение на предмете (субъективация впечатления), ассоциативное и затем абстрактное мышление.
На этой второй плоскости развитого внимания развертывается наиболее значительная область психической жизни нынешнего человечества; она охватывает обширную сферу, начинающуюся со всякого точного наблюдения или внимательного выполнения какой-либо работы и доходящую до утонченного внимания в методах критического исследования при научных изысканиях. Образы восприятия, возникающие на этой ступени, оказываются, однако, чаще всего все еще сильно связанными всевозможными предубеждениями со стороны чувств и мышления, неверными ассоциациями, которые не относятся к делу, и прежде всего - первопричиной всяческого обмана, предположением о том, что в вещах существует нечто субстанциональное, что в живом организме существует «я». В силу всех этих факторов надежность даже самых простых восприятий и суждений бывает сильно ограниченной. На этой ступени развития внимания останавливаются большей частью все те люди, которые так и не получили учения Будды или не применили его в своей повседневной жизни, в своем повседневном мышлении.
Со следующей ступенью развития мы вступаем в область собственно правильного внимания, или самша-сати, в буддийском понимании этого слова. Здесь внимание называется «правильным» потому, что оно сохраняет психику свободной от искажающих влияний; потому что оно выступает в качестве основы правильного познания и его составной части; потому что оно учит людей совершать «правильные действия» правильным образом; наконец потому, что оно служит указанной Буддой правильной цели — устранению боли при помощи познания истины и преодоления в самом себе всех неверных представлений, которые коренятся в алчности, ненависти и заблуждении.
Когда восприятия и мысли при самом своем возникновении встречены и проверены правильным вниманием, они представляют собой тщательно просмотренный пережитый материал - и соединяются с сырым материалом, не смешанным с предубеждениями, благодаря чему практические и нравственные решения людей, как и их мысленные суждения, отличаются несравненно более высокой степенью надежности. Но прежде всего такие разумно проверенные и неискаженные образы действительности заложат прочную основу для главной буддийской медитации: для созерцания всего процесса бытия, как изменчивого, неудовлетворяющего, несубстанционального.
Разумеется, для неподготовленного ума такое напряженное состояние, каким является правильное внимание, непременно покажется не «близким», не «интимным», потому что подобный ум пользуется им слишком редко. Но на пути, предлагаемом методом сатипаттхана, это состояние может стать близким и интимным, поскольку оно действительно, как мы это показали, коренится в чем-то чрезвычайно для нас близком. И потому также это правильное внимание по существу выполняет те же самые функции, что и на обеих более ранних ступенях развития, хотя на более высокой плоскости. Духовное продвижение по праву сравнивали с движением по спирали, т.е. основные его ситуации повторяются на различных плоскостях. Общие основные функции различных степеней внимания суть освобождение все более высокой ясности сознания, более высокой его интенсивности, равно как и приобретение все более очищенного от причин заблуждений познания действительности. Выше мы вкратце проследили эту линию развития: в своем подъеме от бессознательного к сознанию, от первых неустойчивых впечатлений сознания к отчетливым представлениям объектов, от все еще неполного, затуманенного волей, обусловленного восприятия, к ясной и не фальсифицированной картине действительности. При этом мы видели, каким особенно высоким и обостренным бывает то внимание, которое естественно поддерживается другими факторами, видели, что оно ведет к более высокой ступени развития: ко все более просветленному сознанию, к его возвышению. Если человеческий ум желает выйти из своего нынешнего кризиса и шагнуть дальше, в направлении заложенных в нем возможностей развития, он должен снова вступить на этот путь через царские врата внимания.