Кафедра психологии труда и предпринимательства
Кафедра психологии труда и предпринимательства
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению выпускных квалификационных работ студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030300.62 «Психология»
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Г. Набережные Челны
Г.
УДК: 159.9(073)
ББК: 88.я7
Печатается по решению Секции психолого-педагогических дисциплин
Учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
А.И. Фукин, Ю.А. Цагарелли, Р.Ф. Сулейманов.
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 030301.65 «Психология»:Метод. указания. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2012. – 42 с.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры психологии труда и предпринимательства.
Предназначены в помощь студентам, обучающимся по направлению подготовки бакалавров 030300.62 «Психология» при выполнении выпускных квалификационных работ в области научной и практической психологии. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также знаний, которые для этого должны быть усвоены. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускных квалификационных работ.
УДК: 159.9(073)
ББК: 88.я7
Ó Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2012
Ó Фукин А.И., Цагарелли Ю.А.,
Сулейманов Р.Ф., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ.. 4
1.1. Теоретико-экспериментальное исследование. 4
1.2. Экспериментально-теоретическое исследование. 5
2. ОФОРМЛЕНИЕ ВКР. 6
2.1. Титульный лист. 8
2.2. Содержание. 8
2.3. Введение. 8
2.4. Основная часть работы.. 9
2.5. Выводы и предложения. 9
2.6. Заключение. 11
2.7. Список литературы.. 11
2.8. Приложения………………………………………………………………….15
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ.. 16
3.1. Общие требования к ВКР. 16
3.2. Составление плана ВКР. 17
3.3. Библиографический подбор и изучение научной литературы по проблеме исследования. 18
4. НАПИСАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ.. 19
5. ПРОВЕДЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. 21
5.1. Планирование и проведение эмпирического исследования……………...21
5.1.1. Выбор темы исследования, его проблемы и определение степени актуальности 22
5.1.2. Обозначение объекта и предмета исследования. 22
5.1.3. Формулирование гипотез. 23
5.1.4. Определение цели исследования и конкретизация задач исследования. 25
5.1.5. Выбор методов и методик исследования. 26
5.1.6. Организация исследования. 27
5.1.7. Анализ эмпирического материала и интерпретация результатов. 27
5.1.8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов (научная значимость и практическая ценность) 29
5.2. Описание эмпирического исследования. 30
6. ЗАЩИТА ВКР. 35
ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
В зависимости от цели исследования можно выделить различные виды научно-исследовательской работы студентов. Желательно, чтобы каждый из видов исследовательской работы был освоен студентом в процессе обучения. Обязательным является освоение на первом курсе обзорно-аналитического вида исследования, а на последующих – экспериментально-теоретического.
Для большинства случаев написания выпускной квалификационной работы отдельные типы исследования являются ее обязательными элементами и только в особых случаях допускается защита работы «чистого» типа.
Наиболее распространенными типами выпускной квалификационной работы по направлению «Психология» являются экспериментально-теоретическое и теоретико-экспериментальное исследования.
ОФОРМЛЕНИЕ ВКР
При написании выпускной квалификационной работы студенту рекомендуется сохранять у себя копии всех материалов и текста, так как работа остается в качестве документа на соответствующей кафедре.
Написав черновую рукопись, отредактировать весь написанный текст.
Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.
Каждая глава, а также введение, выводы и предложения, заключение начинаются с новой страницы.
На титульном листе квалификационной работы указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя (см. приложение 1).
Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком.
Объем выпускной квалификационной работы должен быть, согласно госстандарту, 50-60 страниц без приложений.
При наборе дипломной работы в компьютере необходимо придерживаться следующих стандартов.
Размер бумаги – А4
Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм
Следует применять по крайней мере три стиля:
Основной, Заголовок 1, Заголовок 2
Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками
Настройки основного стиля
Шрифт – 14, типа Times New Roman
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 1,25 см
Отступы до и после абзаца – 0
Выравнивание – двустороннее (по ширине)
Переносы установлены
Настройки стилей заголовков
Заголовок главы:
Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный, все прописные
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 0
Начинать с новой страницы
Выравнивание – по центру
После названия главы в тексте оставляется пустая строка.
Название пунктов внутри главы
Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный, курсив
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 1,25
Выравнивание – влево
В текстовом редакторе Microsoft Word этим трем стилям соответствуют: обычный, Заголовок 1, Заголовок 2
Установить этим стилям нужные параметры можно через меню Формат/Стиль/Изменить
Нумерация глав и пунктов
При правильном назначении стилей главам и пунктам (а возможно, и подпунктам) многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат/Стиль/Многоуровневый. Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя дипломной работы, не заботясь об их нумерации.
Сборка оглавления
При правильном назначении стилей главам и пунктам сборка оглавления обеспечивается средствами текстового редактора в Microsoft Word. Это делается через меню Вставка/Оглавление и указатели/корешок «Оглавление».
При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями – т.е. Заголовок 1 и Заголовок 2. Следует учесть, что собранное Оглавление будет вставлено в место работы, где был установлен курсор. Рекомендуется оглавление вставлять после титульного листа квалификационной работы.
Не допускается в отпечатанной рукописи делать вставки, вписанные от руки между строк или на оборотной стороне страницы.
В случае большого количества материала, собранного в процессе работы, важной задачей студента оказывается отбор главного, наиболее существенного. Необходимого для раскрытия темы и представляющего наибольшую ценность для доказательства основных положений работы. Некоторые материалы справочного характера могут быть помещены в приложении. Приложениеневходит в общий объем работы.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура дипломной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть (Теоретическая и эмпирическая).
5. Выводы и предложения.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы (библиография).
8. Приложение.
Композиционная структура должна соответствовать виду работы. Между различными ее разделами должна существовать связь, преемственность и обоснованность логических переходов.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается наименование учебного заведения и кафедры, на которой выполнялась работа. Далее указывается ФИО заведующего кафедрой и допуск к защите. В среднем поле крупным шрифтом дается тема ВКР. Ниже, более мелким шрифтом, - название (тип) квалификационной работы. Далее, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество студента, факультет, курс, группа, где он обучается, затем - фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность. В нижнем поле указывается место (город) выполнения дипломной работы и год ее написания (см. приложение 1).
Содержание
В нем приводятся названия всех разделов и подразделов текста дипломной работы, начиная с раздела «Введение» и кончая разделами «Список использованной литературы» или «Приложение» (если таковое имеется), а также указываются страницы, с которых они начинаются.
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков (или абзацный отступ) вправо, по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания (см. приложение 2).
Введение
Это своего рода программа исследования, которая помогает понять, почему данное исследование имеет значение. Введение вместе с заключением – это «визитная карточка» работы, поэтому над ними необходимо работать очень
тщательно.
Во введении обычно кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, содержание поставленных задач, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.
В конце вводной части необходимо раскрыть структуру дипломной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Структура может описываться, например, следующим образом: «Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения».
Окончательный вариант введения рекомендуется составлять в последнюю очередь, вместе с заключением. В начале работы над текстом делается лишь набросок введения. Объем введения должен составлять примерно десятую часть объема всего представленного материала.
Обязательными элементами введения являются следующие:
1. Проблема описывается как наличие пробела в области изучения некоего явления (объекта);
2. Актуальность является указанием на необходимость или возможность скорейшего восполнения рассмотренного пробела;
3. Объект – изучаемое явление;
4. Предмет – сторона, с которой рассматривается Объект;
5. Цель – то, для чего проделываются операции с Объектом;
6. Задачи – операции, производимые с Объектом, необходимые для достижения цели;
7. Гипотеза – предполагаемый результат изучения Объекта;
8. Методы и методики – способы и средства изучения Объекта;
9. Новизна – что нового будет установлено в ходе работы;
10. Практическая значимость – как можно в дальнейшем использовать полученные в работе данные;
11. Структура работы – краткая характеристика работы: объём, количество приложений (таблиц и рисунков) и использованных источников.
Основная часть работы
Они занимают примерно от 2/3 до3/4 объема всей работы. Главы, как правило, делятся на параграфы, которые являются существенными аспектами этих глав. Каждая глава и параграф должны иметь четко сформулированное название, отражающее сущность содержания.
В теоретической части, которая может состоять из нескольких глав или параграфов, подробно обосновывается актуальность темы исследования, осуществляется аналитический обзор литературы, ставится проблема.
Если отдельные выписки в теоретической части приводятся дословно, в форме цитат, то студенту необходимо указать номер источника по библиографическому списку и страницу, с которой сделана выписка, например: «Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений» [3, с. 56].
Если цитируемое положение приводится не полностью, то пропущенные места заменяются тремя точками. Не допускается пропуск слов, меняющих смысл фрагмента. Цитаты в тексте должны использоваться умеренно, желательно избегать больших по объему (на 0,5 стр. и больше) цитат. При необходимости же их использования рекомендуется сжато передать главную мысль своими словами, указав в скобках номер источника.
В конце каждого раздела теоретической части целесообразно давать краткое резюме. Приводимые в конце этой части общие выводы не должны быть повторением выводов по параграфам, а должны давать новый уровень обобщения.
В эмпирической части работы описывается процесс и представляются результаты исследования автора. Здесь необходимо дать полный перечень использованных методик, их описание и обоснование выбора. Если в работе использовались известные методики, их подробно описывать не надо, достаточно ссылки. Затем следует описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры, существенные социально-демографические характеристики. Далее приводится процедура организации и условия проведения исследования. Отдельно могут быть выделены такие параграфы, как «результаты», где данные исследования представляются в виде фактической информации без суждений и комментариев, и «Интерпретация данных», где полученные результаты комментируются и обсуждаются.
Результаты обработки данных могут быть компактно и наглядно представлены в виде таблиц, рисунков. Правила их оформления в тексте работы были представлены выше (п. 4.2.).
При оформлении данной части работы следует учесть, что новые главы начинаются с нового листа, а новые параграфы продолжаются на том же листе, на котором закончился предыдущий параграф.
Выводы и предложения
В этой части работы делаются обобщенные выводы, в которых находят отражение основные результаты исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам: 1, 2, 3 и т.д.
Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 5-7 выводов общего и конкретного вида, которые позволят читателю увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность.
Целесообразно выводы соотнести с задачами, сформулированными во введении к ВКР.
Заключение
Особое значение должно придаваться написанию раздела «Заключение». В нем в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги, как анализа литературы, так и практической части.
Изложение должно быть четким и ясным. Заключение играет роль концовки, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, указание на направления дальнейшей разработки проблемы, практические предложения.
Список литературы
Последний раздел работы - «Список использованной литературы». Именно такое название рекомендуется для использования при оформлении списка цитируемой литературы. В нем приводятся все источники, которые использовались при написании работы. При этом обязательно на все из них должны быть ссылки в тексте (по крайней мере, один раз). Принято считать, что в выпускной квалификационной работе необходимо использовать не менее 30 различных источников. Наряду с этим, рекомендуется ссылаться приблизительно на 50 источников литературы.
Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких как: монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы (только в случае необходимости ссылки на весь сборник или журнал в тексте работы); научные работы, выполненные другими студентами; публикации в сети Интернет. Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:
- сведения об авторах;
- заглавие;
- сведения об издании;
- выходные данные;
- количественные характеристики.
Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. Журнал, как правило, не используется в качестве единицы библиографического описания. Сборник трудов может использоваться в этом качестве, если в тексте характеризуются и, соответственно, цитируются общие идеи, подходы, темы, характерные для статей всего сборника.
Неопубликованная статья или книга также может быть источником, приводимым в списке литературы. В таком случае указывается автор, заглавие и далее в скобках пишется: (рукопись).
Использование литературы на иностранных языках значительно повышает уровень работы. Однако следует избегать произвольного перевода иностранных терминов. При отсутствии в русском языке равного эквивалента того или иного иностранного слова необходимо подобрать наиболее близкий по значению русский термин, указав в скобках его транскрипцию на языке оригинала.
При оформлении списка литературы важно уделить особое внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точностиих выходных данных.
Списком использованной литературы завершается текст работы. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу учащегося.
Пример описания:
· учебники и учебные пособия с одним автором
Васильев, А. А. Система муниципального управления : учебник / А. А. Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : КНОРУС, 2010. – 736 с.
Российская цивилизация : учеб. пособие / А. В. Скоробогатов и др. ; под ред. В. Г. Тимирясова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. – 272 с.
· учебники и учебные пособия с двумя, тремя авторами
Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений : учебник / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. – М. : Издат.-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. – 324 с. – (Учебные издания для бакалавров).
· учебники и учебные пособия с четырьмя и более авторами, под коллективом авторов
Криминалистика : учебник / Т. В. Аверьянова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2008. – 927с.
· учебники и учебные пособия под редактором (составителем) и авторами
При наличии у издания одновременно и автора(ов), и редактора (составителя) описание производится в соответствии с описанием по авторам с добавлением информации о редакторе (составителе).
Финансовое право Российской Федерации : учеб. пособие / В.Б. Алексеев [и др.] ; под ред. В. Б. Алексеева. – М. : Волтерс Клувер, 2010. – XII, 304 с.
· многотомное издание
Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – (Библиотека учителя-дефектолога).
· монографии
Белицкая, А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства : монография / А. В. Белицкая. – М. : Статут, 2012. – 191 с.
· тезисы, материалы конференций, съездов, др.
Эффективные системы менеджмента – стратегии успеха : мат-лы II Междунар. науч.-практ. форума, 18-19 октября 2012г. - Effective Management Systems - Strategies of Sucess / Институт экономики, управления и права (г.Казань), Институт бизнес-образования ; редкол. : В. Г. Тимирясов [и др.] ; отв. ред. Г. Я. Дарчинова, О. В. Лозовская, А. Т. Хадиева. – Казань : Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2012. – 439 с.
· сборники трудов
Когнитивные исследования : сб. науч. тр. : Вып. 2 / Институт психологии РАН ; Казанский государственный университет ; Ассоциация когнитивных исследований ; отв. ред. В. Д. Соловьев ; Т. В. Черниговская. – М. : Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. – 320 с. – (Когнитивные исследования)
· диссертации
Малышева, С. Ю. Российское временное правительство 1917 года. Отечественная историография : дис. … д-ра ист. наук / С. Ю. Малышева ; Казанский государственный университет. – Казань, 2000. – 584 с.
· авторефераты диссертаций
Байбулатова, Л. Ф. Источниковая база биобиблиографического свода «Асар» Р. Фахретдина : автореф. дис. … канд. ист. наук / Л. Ф. Байбулатова ; Институт истории им. Ш. Марджани. – Казань, 2004. – 22 с.
· энциклопедии
Великая Россия. Имена : энциклопед. справочник / Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка ; пред. науч. совета В. Г. Шевченко ; под общ. ред. И. Ф. Залевской. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2004. – 1020 с.
· словари
Кусков, А. С. Туристский бизнес : словарь-справочник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. – М. : ФОРУМ, 2011. – 384 с.
Периодические издания.
Данные подраздел включает в себя перечень статей из журналов, газет и других продолжающихся изданий.
· из журналов
Статья одного автора
Пелипенко, А. А. Судьба русской матрицы / А. А. Пилипенко // Философские науки. – 2013. – № 7. – С. 33-48.
Электронные ресурсы.
Включает в себя описание учебников, учебных пособий и других изданий, опубликованных и размещенных в сети Интернет, и находящихся в свободном доступ или свободным доступом, лишь только студентам и сотрудникам ИЭУП, например коммерческая версия Гарант и Констультант. (кроме изданий находящихся в ЭБС, доступ к которой для обучающихся обеспечивает ИЭУП).
Описание производиться по приведенным выше правилам, добавляется лишь Режим доступа и Дата последнего обращения.
Иванов, М. А. Защита информации в электронных платежных системах [Электронный ресурс] : учебник / М. А. Иванов, Д. М. Михайлов, И. В. Чугунков. – М. : КНОРУС, 2011. – Режим доступа: http://www.koob.ru, свободный – Дата обращения 15.10.2013.
· описание источников из ЭБС или, находящихся на оптических дисках:
Хорев, П. Б. Программно-аппаратная защита информации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / П. Б. Хорев. – М. : ФОРУМ, 2012. – 352 с. – (Высшее образование). – Режим доступа : http://znanium.com
Приложения
Порой возникает необходимость в приведении некоторых детальных или дополнительных материалов, полученных в ходе исследования. Для этого может использоваться еще один раздел - «Приложение». Если используется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без знака «№» (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).
Приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размеры никак не регламентируются; иногда они бывают не меньшего объема, чем сам текст. Этот раздел включается в работу в зависимости от желания студента. Однако если основная часть работы явно превышает 3 авторских (печатных) листа, то целесообразно некоторые первичные материалы исследования поместить в приложении.
Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием вверху справа страницы слова Приложение и его заголовка.
Пример:
Приложение 1 Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением |
Располагать приложения целесообразно в порядке появления ссылок на них в тексте.
В «Приложении» помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:
- полное описание методик исследования,
- результаты первичной обработки данных эмпирического исследования или практической психологической работы, проделанной студентом,
- таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании,
- подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных студентом в работе.
Приложения должны помочь читателю углубить представление о проделанной работе, убедить его в обоснованности и доказательности представленных выводов. Однако следует помнить, что все материалы исследования, важные для его понимания и доказательности выводов, приводятся в основном тексте работы. Суть всех этапов и результатов исследования должна быть понятна из основного текста (без обращения к приложению).
Планирование и проведение эмпирического исследования
Важнейшей частью выпускной квалификационной работы студента считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области.
Проект эмпирического исследования или практической психологической работы разрабатывается студентом с помощью научного руководителя. Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.
Ход исследовательской работы можно представить в виде следующей последовательности шагов:
1. Выбор темы исследования и определение степени ее актуальности.
2. Выявление противоречия и постановка проблемы.
3. Обозначение объекта и предмета исследования.
4. Формулировка гипотезы исследования.
5. Определение цели исследования и конкретизация задач исследования.
6. Выбор методов исследования и подбор конкретных методик.
7. Организация исследования.
8. Анализ эмпирического материала и интерпретация результатов.
9. Формулирование выводов и оценка полученных результатов (научная значимость и практическая ценность).
10. Оформление текста работы.
Формулирование гипотез
В психологическом исследовании гипотеза – это обоснованное предположение о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта. Психологические гипотезы – предположения, сформулированные относительно психологических явлений в рамках использования тех или иных теоретических представлений. Поэтому для постановки гипотезы необходимо занять собственную теоретическую позицию, с точки зрения которой будет формулироваться гипотеза, определить основные понятия и сформулировать предположение, а затем операционализировать его. Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.
Сформулируем некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.
1) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема. Необходимо осуществить выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операционным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства (например, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).
2) Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза должна быть согласована с наиболее фундаментальными, хорошо проверенными знаниями, каковыми являются принципы, законы и теории науки.
3) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым лесом всевозможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания.
4) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование очевидно, оно нередко нарушается.
5) Гипотеза не может быть оценена как ложная или истинная, поскольку является проблемным утверждением, можно говорить лишь о корректности или некорректности гипотезы по отношению к предмету исследования.
6) Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы в самой ее формулировке можно было найти способ ее проверки в конкретном исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов. Четко обозначенная ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей.
Перечисленные выше формальные требования делают гипотезу «хорошей» лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла, по типу: «Если в чай положить сахар, то чай станет сладким».
И еще один момент. Любой эксперимент можно сравнить с игрой, а в игре всегда есть возможность либо выигрыша, либо проигрыша. Аналогично, если нет возможности сформулировать опровержение, высказав возможность получения противоречащих опытных данных, значит сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы.
Организация исследования
Для осуществления исследования необходимо правильно организовать сбор экспериментального материала и решить ряд технических вопросов.
Во-первых, правильно подобрать контингент испытуемых, которые бы соответствовали по своим психологическим и социально-демографическим параметрам целям исследования.
Во-вторых, обеспечить необходимый уровень и качество мотивации испытуемых к участию в исследовании.
В-третьих, осуществить обоснованный выбор методического инструментария.
В-четвертых, четко определить процедуру сбора материала и сохранять ее стандартной в процессе всего исследования.
В-пятых, продумать формы фиксации эмпирических данных, удобные как для осуществления в процессе сбора материала, так и для дальнейшей обработки данных.
Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0.35 значимы при р ≤ 0,05.
Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увеличение количества испытуемых, по крайней мере на 5-10 %, поскольку часть из них будет отбракована в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты).
ЗАЩИТА ВКР
Важный этап подготовки дипломной работы - ее предзащита, которая проводится на заседании кафедры. Для предзащиты необходимо наличие чернового текста работы. Студент докладывает о проделанной работе и основных результатах, отвечает на вопросы присутствующих. Высказанные замечания и рекомендации учитываются при дальнейшей подготовке работы к защите и окончательной доработке текста.
После написания всей работы необходимо еще раз провести литературную правку, редактирование текста, устранить орфографические, пунктуационные ошибки и опечатки. Особое внимание необходимо уделить тщательной проверке правильности приведенных фактических и цифровых материалов. Ошибки и опечатки в них недопустимы, так как свидетельствуют о научной недобросовестности и приводят к искажению результатов и выводов.
Завершенная и тщательно выверенная выпускная квалификационная работа подписывается студентом и консультантом на титульном листе и представляется научному руководителю. Он готовит письменный отзыв, в котором дает общую характеристику проведенной работы, а также оценивает студента с точки зрения его научной и практической квалификации, проявленной при выполнении выпускного проекта. При этом руководитель отмечает, в какой мере студент обнаружил профессиональные умения научно-исследовательской и практической психологической деятельности: самостоятельность в поиске и анализе литературы, в постановке целей и задач исследования, в подборе и освоении адекватных методик эмпирического исследования, в организации и проведении исследования, в обработке и анализе эмпирических результатов.
Руководитель оценивает соответствие представленной работы требованиям, предъявляемым к дипломным работам, и принимает решение о допуске ее к защите. В отдельных с