Тест «определение стиля обучения и мышления»

Источник: Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Авторы: Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл. Кафедра психологии университета штата Джорджия (США).

Объективно существуют разные стили обучения. В каждом пункте названы три особенности личности. Испытуемому предлагается обвести (обозначить) один, который лучше всего описывает его сильные стороны и предпочтения.

а) не очень хорошо запоминаю лица б) не очень хорошо запоминаю имена в) одинаково хорошо запоминаю имена и лица
а) лучше всего усваиваю устные объяснения б) лучше всего усваиваю объяснения в примерах в) одинаково хорошо усваиваю устные объяснения и объяснения в примерах
а) способен легко выражать чувства и эмоции б) умеренно сдержан в выражении чувств и эмоций в) скован в выражении чувств и эмоций
а) весело и свободно экспериментирую в спорте, искусстве, вне работы б) систематичен и сдержан в экспериментаторстве в) одинаково склонен как к весёлому и свободному, так и к сдержанному и систематическому экспериментированию
а) предпочитаю занятия, на которых даётся один вид задания, после него другой и т.д. б) предпочитаю занятия, на которых я работаю над несколькими заданиями одновременно в) одинаково предпочитаю и1 и2 вид занятий
а) предпочитаю тесты, где нужно выбирать один правильный ответ из серии вопросов б) предпочитаю тесты-эссе в) одинаково предпочитаю и те и другие
а) хорошо интерпретирую язык телодвижений и интонации устной речи б) плохо интерпретирую язык телодвижений, зависим от того, что говорят люди в) одинаково хорошо интерпретирую язык телодвижений и устную речь
а) легко придумываю смешные фразы и поступки б) с трудом придумываю смешные фразы и поступки в) относительно легко придумываю смешные фразы и поступки
а) предпочитаю занятия, на которых я двигаюсь и что-нибудь делаю б) предпочитаю занятия, на которых я слушаю других в) одинаково предпочитаю и те и другие занятия
а) использую фактическую, объективную информацию в суждениях б) использую личный опыт и чувства в суждениях в) использую в равной мере и то и другое  
а) легко, весело подхожу к решению проблемы б) серьёзно, по-деловому подхожу к решению проблемы в) совмещаю серьёзный и весёлый подходы
а) умственно воспринимаю и реагирую на звуки и образы больше, чем на людей б) существенно самопроизволен и творчески настроен в группе людей в) одинаково самопроизволен и восприимчив в умственном смысле, независимо от окружения
а) почти всегда использую любой доступный материал для работы б) временами использую любой доступный материал для работы в) предпочитаю работать с соответствующим, положенным материалом, используя его по назначению
а) люблю, когда мои занятия или работа спланированы и я знаю, что конкретно я должен сделать б) люблю, когда мои занятия и работа не чужды гибкости и возможным переменам по мере продвижения в) одинаково предпочитаю как спланированные, так и изменчивые занятия и работу
а) весьма изобретателен б) временами изобретателен в) никогда не изобретателен
а) лучше всего думаю, лёжа на спине б) лучше всего думаю, сидя прямо в) лучше всего думаю в движении и при ходьбе
а) люблю занятия, на которых задания имеют чёткую и непосредственную практическую применимость б) люблю занятия, на которых задания не имеют чёткой практической применимости в) одинаково предпочитаю оба вида деятельности
а) люблю догадываться и предсказывать многие ситуации, когда не уверен в каких-то вещах б) скорее не стану догадываться, если не уверен в) догадываюсь в некоторых ситуациях
а) люблю выражать чувства и идеи простым языком б) люблю выражать чувства и идеи стихами, песнями, танцами и т.д. в) одинаково предпочитаю оба вида самовыражения
а) обычно получаю много новых идей из поэзии, символов и т.д. б) временами получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д. в) редко получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.
а) предпочитаю простые задачи б) предпочитаю сложные задачи в) одинаково предпочитаю и простые, и сложные задачи
а) реагирую на отзыв и эмоции б) реагирую на призыв к логике в) одинаково реагирую и на то и на другое
а) предпочитаю работать над проблемами (задачами) последовательно, одна за другой б) предпочитаю работать одновременно над несколькими проблемами в) одинаково предпочитаю последовательную работу над несколькими проблемами (задачами)
а) предпочитаю изучать традиционные точки зрения б) предпочитаю иметь дело с теорией и гипотезами в) в равной степени предпочитаю и то и другое
а) предпочитаю аналитическое чтение, критику б) предпочитаю творческое, синтезирующее чтение, позволяющее применять и использовать информацию для решения задач в) одинаково предпочитаю и то и другое
а) предпочитаю интуитивный подход к решению задач б) предпочитаю логический подход к решению задач в) предпочитаю в равной степени и логический, и интуитивный подход
а) предпочитаю зрительно представлять задачу при решении б) предпочитаю проанализировать задачу вслух, чтобы решить её в) не предпочитаю ни то ни другое
а) предпочитаю логически решать задачи б) предпочитаю решать задачи, исходя из опыта, практики в) предпочитаю в равной степени и то и другое
а) умею хорошо объяснять устно б) умею хорошо объяснять в движении и действии в) умею одинаково хорошо объяснять как устно, так и наглядным способом
а) усваиваю материал, когда преподаватель использует устные объяснения б) усваиваю материал быстрее, когда преподаватель использует письменные объяснения в) одинаково предпочитаю и тот и другой тип объяснений
а) преимущественно полагаюсь на язык при запоминании и мышлении б) преимущественно полагаюсь на образы при запоминании в) одинаково полагаюсь на образы и на язык
а) предпочитаю анализировать уже завершённый материал б) предпочитаю организовывать и доводить до конца незаконченный материал в) не предпочитаю того или иного вида деятельности
а) люблю разговаривать и писать б) люблю рисовать и манипулировать в) люблю и то и другое
а) легко могу потеряться даже в знакомой обстановке б) легко ориентируюсь даже в незнакомой обстановке в) относительно хорошо ориентируюсь
а) более творческая натура, чем интеллектуальная б) более интеллектуальная, чем творческая натура в) интеллектуальная и творческая натура
а) люблю находиться в шумной, людной обстановке, где что-нибудь всё временно происходит б) люблю находиться в обстановке, где я могу сконцентрироваться на чём-то одном в) иногда люблю и то и другое
а) преимущественно интересуюсь эстетическими проблемами: искусством, музыкой, танцами б) преимущественно интересуюсь практическими, прикладными вещами: работой, походами, коллективными видами спорта в) одинаково участвую и в том и в другом виде деятельности
а) профессиональное призвание преимущественно к бизнесу, экономике б) профессиональное призвание преимущественно к гуманитарным наукам в) в данный момент не имею чёткого предпочтения
а) предпочитаю изучать детали и специфические факты б) предпочитаю общий обзор предмета, взгляд на картину в целом в) предпочитаю, когда общий обзор перемежается деталями
а) умственно восприимчив и реагирую на то, что слышу и читаю б) в состоянии умственного поиска, самопознания в процессе учёбы в) и то и другое
  Подсчёт: Правополушарный (П)_____ Левополушарный (Л)______ Равнополушарный (Р)_____

Ключ:





а) б) в) а) б) в)
Л Л П П Л П П П П Л П П П Л П П П П Л П П П Л Л П Л Л Л Л П Л Л Р П Р Л Л Л П Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Л Р Л Р/П Р Р Р Л Л П Л Л Л П П Л Л Л Л Л Л Л П П П Л Л Л П Л П П П Л Л П П П П П П П Л Л Л П П П Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р

1.2. «ВАК - ОПРОСНИК» (В.А. Ананьев)

(Визуальная. Аудиальная. Кинестетическая.)

«ВАК-опросник» позволяет выявить ведущую репрезентативную систему подростка, то есть ту модальность, которой он чаще всего пользуется при описании мира. Результаты его могут показать, какая стратегия в усвоении учебного материала чаще всего используется учеником (визуальная, аудиальная или кинестетическая).

В каждом абзаце, состоящем из трех утверждений, выберите то, которое подходит Вам больше всего.

· «1» - предпочтительный вариант.

· «2» - менее подходящий вариант.

· «3» – самый неподходящий вариант.

1.Как вы предпочитаете учиться?

а. Читая конспект, сделанный в классе и рассматривая иллюстрации.

б. Повторяя молча про себя всю информацию.

в. Рисуя диаграммы, схемы и иллюстрации на основе вновь полученной информации.

2.Каким образом вы предпочли бы узнать о влиянии алкоголя на организм?

а. С помощью фильма.

б. Через объяснения учителя, говорящего о том, что происходит.

в. Разбирая на части муляж тела человека и размышляя о том, что же происходит с различными органами, если человек много выпил.

3.Когда вы занимаетесь, что вас больше всего раздражает?

а. Люди входящие и выходящие из комнаты.

б. Громкий звук телевизора.

в. Чувство голода или жажды.

4.Вы готовитесь к экзаменам.

а. Составляя перечень вопросов, и отмечая галочкой выученное.

б. Обзванивая друзей и обсуждая информацию с ними.

в. Делая рисунок по материалу и мысленно проходя через все ступени в уме.

5.Входя в свой класс, что вы, скорее всего, делаете?

а. Смотрю на плакаты на стене, обстановку в классе.

б. Поговорю с учеником сидящим рядом со мной.

в. Похожу по классу.

6.Во время ссоры с кем-нибудь из родителей, что вы вероятнее всего сделаете?

а. Сделаете сердитое лицо.

б. Закричите.

в. С сердитым видом выйдете из комнаты.

7. Чем вы предпочли бы заниматься?

а. Рассматривать плакаты со звездами в музыкальном салоне- магазине.

б. Слушать музыку.

в. Танцевать под музыку.

8. Вы только что сильно поссорились с одним из ваших друзей. Как вы расскажете об этом своему лучшему другу?

а. Напишите записку о том, что случилось.

б. позвоните другу и расскажите ему обо всем.

в. Подождете, пока не встретите друга, и изобразите в лицах, что случилось.

9. когда вы слушаете музыку, вы…

а. Мысленно идите образы, навеваемые музыкой.

б. Напеваете под звучащую музыку.

в. пританцовываете под музыку.

10. Когда ваш учитель объясняет материал на занятиях по тому или иному предмету, вы предпочитаете…

а. Видеть иллюстрации.

б. Чтобы материал громко зачитывался.

в. Чтобы учитель привел вам пример (может быть, пустил по рядам муляж или поделку и т.п.).

11. Что больше всего влияет на ваше настроение, самочувствие?

а. На меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение.

б. Я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них.

в. Я очень чувствителен к тому, насколько удобна мая одежда. Приятно ли телу в ней находиться, двигаться и т.д.

12. Для вас просто…

а. Подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветные комбинации.

б. Найти идеальную громкость звучания магнитофона, стерео-системы.

в. выбрать наиболее удобную, комфортную мебель.

13. Выбирая и читая книги, вы больше ориентированы…

а. На описание внешнего: пейзажа, декорации, краски и т.п.

б. На монологи между персонажами, на нюансы в описании разговоров.

в. На действие, динамичность сюжета.

Во всех разделах ответы даны в следующей последовательности визуальный; аудиальный, кинестетический. Для получения результатов необходимо подсчитать, сколько баллов «получила» каждая модальность. Чем меньше количество баллов, тем больше вклад данной модальности в создание образа мира. Для наглядного представления результатов рекомендуем построить диаграмму.

Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга

«Система ВАК»

Источник: данный материал взят из Интернета, авторы Георгий Брегман и Андрей Каплунов.

В общении каждого человека преобладает один из трех элементов общения:

· Визуальный: данный элемент характеризуется быстрой речью, в предложениях часто проскальзывают слова: ярко, мелькает, вижу, ясно вижу, нарисуйте график.

· Аудиальный: этот элемент характеризуется четко размеренной речью (РЭП без музыки?). Слова: слышу, говорю.

· Кинестетический элемент характеризуется медленной речью, голос мягкий, задумчивый. Слова: чувствую, ощущаю.

Таким образом, если свести все различия в таблицу получим систему ВАК.

Таблица 1

Система ВАК

Тип Речь Цвет лица Осанка Жесты
Визуал Быстрая Бледный Прямая спина Голова на вскидку Шея напряжена   Жесты выше груди
Аудиал Размеренная Неопределенный (что-то среднее) Все среднее Уровень
Кинестетик Медленная Розовый Сутулость Голова опущена Шея расслаблена Жесты ниже пояса

Определение различных элементов состояния собеседника можно назвать калибровкой. Калибровка осуществляется через ключи глазного доступа, наводящие вопросы, темпу речи. Для того чтобы заинтересовать собеседника необходимо определить преобладающий у него элемент общения и общаться на этом уровне. Необходимо помнить, что элемент общения у любого человека подвержен постоянным изменениям и неодинаков даже в пределах одного дня. Возможно, постепенно во время беседы перевести собеседника на свой преобладающий элемент общения.

Ключи глазного доступа (КГД)

Визуал: зрение, картины.

Аудиал: слух, пение, музыка.

Кинестетик: вкус, запах, ощущения.

Приведенные выше ключи глазного доступа не являются универсальными, в каждом конкретном случае возможны инверсии, т.е. отклонения от приведенной системы. Например, могут меняться местами аудиальные и визуальные ключи. Однако еще не было случая, чтобы система не работала хотя бы на 50%. Ключи глазного доступа могут служить для определения умственной деятельности человека и определения элементов его состояния.

Фильтры внимания

Фильтры внимания присутствуют у каждого человека, в течение всей жизни его они находятся в рабочем состоянии. Фильтры внимания могут быть сознательно направлены наружу или внутрь.

Таблица 2

Фильтры внимания

Фильтры наружу (Сознательное внимание)   Фильтры внутрь (Углубление в себя)
Видеть что-либо, описывать В Представлять какие-то картины, воображать что-либо
Пример: слушать, говорить A Пример: Песни про себя, самокопание, планирование.
Общение K Внутренний голос


Предикаты и полимодальные слова

Предикаты – это слова, наиболее часто употребляемые в одном из элементов общения (ВАК), с некоторыми из них вы уже знакомы. Полимодальные слова – это слова, которые не привязаны ни к одному из элементов общения. В таблице 3. представлены некоторые предикаты и полимодальные слова по системе ВАК, которые дают возможность уловить общий принцип их подбора.

Таблица 3

Наши рекомендации