Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»

Пояснительная записка

Мониторинг психологического сопровождения развития и взросления школьников предполагает наблюдение, оценку, прогноз развития школьника, класса, параллели в условиях образовательного процесса МОУ. Эффективность мониторинга и диагностики достигается при соблюдении принципов, основанных на методическом единстве: системности, целостности, повторяемости, репрезентативности.

Основная цель - изучение характера развития и взросления школьников 1-11 классов и определение путей их психологического сопровождения в условиях муниципального образовательного учреждения.

Мониторинг и диагностика содержит три блока: медицинский, педагогический, психологический. В медицинском блоке указывается группа здоровья школьников. В педагогическом блоке: академические трудности по предметам. Психологический блок состоит из психофизиологического, мотивационного, эмоционального, интеллектуального, личностного, социального компонентов.

Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга (Приложение 1) и оформляются документально:

1. «Анализ психологического исследование класса»

2. «Анализ психологического исследования по параллели».

3. «Общешкольный анализ психологического исследования».

4. «Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики

«Психологическое сопровождение развития и взросления школьников» (Приложение 3).

В структуре мониторинга заложен механизм выхода на «заключение», выявление причинно-следственных связей, с условиями учебно-воспитательного процесса, с содержанием и технологиями обучении и воспитания.

По результатам исследований дается достоверный прогноз ситуации, определяются направления комплексной стратегии совместных действий всех участников школьного взаимодействия.

Мониторинг и диагностику «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» проводят классные воспитатели, классные руководители, прошедшие специальную подготовку по практической психологии под руководством школьных психологических служб.

В программе указано примерное количество психологических исследований. Классный руководитель, классный воспитатель может самостоятельно распределить исследования в течение учебного года по проблемам и выбрать конкретный метод проведения исследования в зависимости от собственного психолого-педагогического опыта, уровня подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

Исследования могут проходить в урочное, или внеурочное время и носят вариативный характер, частота один - два раза в неделю, продолжительность от 10 и более минут. Общее количество исследований не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления и темпа их продвижения по проблемам.

Знакомство с каждой новой темой исследования учит школьников анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходство и различие у себя и других людей.

Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива

Этапы Вре-мя Задачи Средства
Приветствие 2-3 минут 1.Вхождение в пространство занятия. 2.Обозначение начала занятия. Ритуалы начала занятия.
Целеполагание 2-3 минут Обозначение темы, цели, задачи исследования. Опрос, ассоциации с цветом и другие приемы.  
Диагностика 8-25 минут Проведение психологического исследования. Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и пр.
Теоретическое сопровождение 3-5 минут Углубление психологических знаний. Лекция, беседа, дискуссия и пр.    
Работа по теме исследования 5-10 минут Подвигнуть учащихся задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Метод групповой дискуссии. Метод ролевой игры. Метод мозгового штурма и другие самые разнообразные активные формы.
Разминка 5-6 минут Снятие напряжения, усталости. Сплочение группы   Психогимнастические упражнения, игры-энергизаторы - наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание 1-2 минут Самостоятельное расширение психологических знаний Изучение научной литературы по теме исследования, рисунки, сочинения, рефераты и пр. (только для желающих принять участие в выполнении домашнего задания). Включение в совместную деятельность родителей, близких и сверстников.
Прощание 1-2 минут Обозначение конца занятия Ритуалы прощания


В ходе работы происходит выработка социально-психологических умений и жизненных навыков. К числу обязательных навыков, регламентируемых в Стандарте, относятся:

· навыки ассертивности (от англ. assertive – настойчивый, самоуверенный, напористый), позитивное отношение к себе, позитивное отношение к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией; реагирование на критику;

· навыки эффективного общения, которые формируются в групповых формах образовательной деятельности - это, как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы;

· навыки принятия решений, формирование функциональной копинг-стратегия (coping - от англ. преодоление стресса, совладание с ним) - стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки;

· навыки психической саморегуляции. Умение лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработка навыков самоэффективности и самоконтроля.

Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год

.

Темы исследования Цель исследования и дальнейшего сопровождения Методы и методики Классы Сроки Практический результат
«Готовность к обучению и общению первоклассников в школе» Индивидуальная диагностика школьников, направленная на выявление детей с низким уровнем готовности к обучению и общению в школе, с целью предупреждения школьной дезадаптации.   Диагностика готовности к школе 1. Корректурная проба. 2. Тест Бендера. 3. Узорный диктант. 4. Пиктограмма. 5. Дорисовывание. 6. Тест на принятие задания. 7. Тест на общую осведомленность (вариант Бине или Векслера). 8. Тест «Запомни и нарисуй». 9. Тест на логическое мышление. 10. CAT (1-2 картинки).     сентябрь Предупреждение дезадаптации в обучении и общении. Развитие, коррекция, абилитация, сопровождение детей с низким уровнем готовности к школе  
«Адаптация к обучению и воспитанию первоклассников» Выявление первоклассников испытывающих дезадаптацию в обучении и общении. 1.Экспертный опрос учителей «Адаптация к обучению и воспитанию первоклассников» 2. «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Ковалева Л.М.) октябрь Предупреждение дезадаптации к обучению и воспитанию среди первоклассников. Развитие, коррекция, абилитация, сопровождение.
«Адаптация к обучению и воспитанию пятиклассников» Выявление пятиклассников испытывающих дезадаптацию в обучении и общении Экспертный опрос учителей «Адаптация к обучению и воспитанию пятиклассников» октябрь-ноябрь Предупреждение дезадаптации к обучению и воспитанию среди пятиклассников. Развитие, коррекция, абилитация, сопровождение.
«Адаптация к обучению и воспитанию вновь прибывших учащихся 1-11 классов» Выявление вновь прибывших учащихся испытывающих дезадаптацию в обучении и общении 1.Экспернтый опрос учителей 2. Анкета «Адаптация к обучению и воспитанию школьников» для 5-11 классов 1-4   5-11 октябрь-ноябрь Предупреждение дезадаптации к обучению и воспитанию среди вновь прибывших школьников. Диагностика, просвещение, консультирование развитие, коррекция, абилитация, сопровождение, профилактика.
«Адаптация к обучению и воспитанию во вновь созданных классах» Выявление школьников испытывающих дезадаптацию в общении во вновь созданном классе. Социометрия 1-11 октябрь-ноябрь Предупреждение дезадаптации в общении и обучении среди школьников во вновь созданном классе. Просвещение, диагностика, консультирование, профилактика, развитие, коррекция, абилитация, сопровождение школьников с проявлениями признаков дезадаптации.
«Утомляемость (истощаемость) нервной системы школьников» Определение силы нервной системы и распределение работоспособности в течение недели. Тепинг-тест (5 сек) 1-4 октябрь, март Обучение и воспитание школьников с учетом утомляемости нервной системы.
«Утомляемость, (истощаемость) нервной системы школьников» Определение силы нервной системы и распределение работоспособности в течение недели. Тепинг-тест (10 сек) 5-11 октябрь, март Обучение и воспитание школьников с учетом утомляемости нервной системы.
«Тип функциональной конституции школьников» Определение особенности адаптации к внешнему миру.   «Индивидуальная минута» (В.И. Хаснулин и др.) 1-11 октябрь Обучение и воспитание школьников с учетом типа функциональной конституции
«Мотивация и успешность обучения школьников» Определение уровня школьной мотивации; выявление отношения учащегося к школе Анкета «Мотивация учебной деятельности», «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» 1-4   5-11 ноябрь, апрель Результаты помогут подобрать задания, создать проблемные ситуации, заинтересовать детей в зависимости от типа преобладающего мотива.
«Особенности интеллектуального развития школьников» Изучение особенностей и степени сформированности мыслительных процессов. Методики диагностики степени сформированности мыслительных процессов (Л.Ф. Тихомирова) 3-4 октябрь По результатам данной методики определяется ср. балл сформированности мыслительных процессов и определяются направления коррекционно-развивающей работы.
Определение профиля латеральной организации мозга (мануальную, слухоречевую и зрительную). Тест Павлова     1-4 сентябрь Обучение и воспитание школьников с учетом индивидуального латерального профиля.
Определение профиля латеральной организации мозга (мануальную, слухоречевую и зрительную).   Пакет психодиагностических методик «Определение стиля обработки информации» 5-11 сентябрь Обучение и воспитание школьников с учетом индивидуального латерального профиля.
Определение типа интеллекта «Семь типов интеллекта» 5-11 декабрь Обучение школьников с учетом типа интеллекта (лингвистического, логико-математического, пространственного, моторно-кинетического, музыкального, внутриличностного, межличностного)
«Личностное и эмоциональное развитие школьников»   Выявить доминирующее психическое состояние, восприятие различных учебных ситуаций. Оценка ситуаций, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов. Шкала тревожности ребенка (Г.Я. Кудрина)   1-4 ноябрь, март Обучение и воспитание школьников с учетом уровня тревожности. Профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, развитие, коррекция, абилитация, сопровождение школьников с высоким уровнем тревожности.
Определение уровней тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности. «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк) 5-11 ноябрь, апрель Обучение и воспитание школьников с учетом деструктивных тенденций. Профилактика, диагностика, консультирование, коррекция, развитие, абилитация, сопровождение школьников с высоким уровнем тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
Определение уровня тревожности у подростков. Выявление областей действительности, объектов, являющихся для школьника основными источниками тревоги. Шкалы социально-ситуационной тревоги (Кондаш) 8-11 октября, март Обучение и воспитание школьников с учетом уровня тревожности. Профилактика, диагностика, просвещение, консультирование, развитие, коррекция, абилитация, сопровождение школьников с высоким уровнем тревожности
Определение самооценки у учащихся. «Лесенка» «Самооценка» 1-4 5-11 октябрь, март Определение уровня самооценки у школьников. Развитие, коррекция, абилитация, сопровождение.
Выявление вредных привычек, пагубных пристрастий у школьников Экспертный опрос 1-11 октябрь, апрель Просвещение, консультирование, коррекция, абилитация, сопровождение школьников имеющих вредные привычки, пагубные пристрастия
Определение причин трудностей в обучении и общении Анкета по определению вегетативных изменений (А.М. Вейн) 1-11 январь   Обучение и воспитание школьников с учетом состояния вегетативной нервной системы
«Профессиональное самоопределение школьников» Определение предпрофильного и профильного самоопределения. Определение профессионального самоопределения школьников   «Карта интересов» и др. (компьютерная диагностика) 8-11 февраль Предпрофильное, профильное самоопределение школьников. Профессиональное самоопределение школьников
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО 8-11 февраль
«Межличностные взаимоотношения школьников» Определение психологического климата класса. Психологический климат классного коллектива. 1-11 январь Обучение и воспитание школьников с учетом психологического климата в классном коллективе (эмоционального, морального, делового).
Определение положения школьника в системе межличностных отношений в классном коллективе Социометрия   1-11 октябрь, март Простраивание воспитательной, социально-психологической работы с учетом межличностных отношений в классном коллективе. Создание психологического комфорта в отношениях между педагогами и учащимися.
Определение рейтинга предметов Анкета «Рейтинг предметов» 1-11 январь Создание психологического комфорта в отношениях между педагогами и учащимися.
Определение рейтинга учителей Анкета «Рейтинг учителей» 1-11 январь Создание психологического комфорта в отношениях между педагогами и учащимися.

Ч А С Т Ь 1.

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации