Города коврова владимирской области

В.В. Дренева, Е.А. Градусова, А.Н. Горшкова

Практические материалы

Для педагогов-психологов по работе с учащимися

С ограниченными возможностями здоровья, включенных в дистанционную форму обучения

Ковров 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного

обучения в массовой школы.................................................................................

Раздел 1. Характеристика учащихся с нарушениями развития

И нарушениями здоровья

Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у детей

с особыми образовательными потребностями......................................................

Дети с аутизмом…………………………………………………………………....

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)…………………………….....

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)………………………………..

Дети с сердечно - сосудистыми заболеваниями………………………………...

Дети с сахарным диабетом………………………………………………………..

Дети с нарушением зрения……………………………………………………….

Дети с нарушением слуха…………………………………………………………

Дети с эпилепсией……………………………………………………………......

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД)…………………….

Раздел 2. Организация психологической диагностики обучающихся

С ограниченными возможностями здоровья в условиях

Дистанционного обучения

Блок методик исследования степени развития психических функций

и эмоционально- личностного развития обучающихся...........................................

Методики . Младший школьный возраст 7 - 10 лет...........................................

Методики. Средний школьный возраст 11 - 14 лет.............................................

Методики. Старший школьный возраст 15 - 18 лет................................................

Раздел 3. Диагностический инструментарий для обследования

школьника с ОВЗ…………………………………………………………….

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»...................................

Тест прогрессивных матриц Равена...................................................................

Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)..........................................

Цветовой тест Люшера.................................................................................

Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления...

Методика «Исключение лишнего»......................................................................

Методика " Простые аналогии"..........................................................................

Методика «3аучuвание 10 слов»...........................................................................

Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)....................

Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга) ….......................

Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания

(подростковый возраст)........................................................................................

Методика «Лесенка»............................................................................................

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)............................

Изучение самооценки личности старшеклассника...........................................

Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)..................

Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)......................................................

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

(А.М. Прихожан).......................................................................................................

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)...............................................

Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1класс)....................................

Опросник мотивации ( 2-5 класс)…………………………....................................

Опросник «Учебная мотивация» (5 - 8 класс).......................................................

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

(Домбровская И.С.) .................................................................................................

Анкета «Мои интересы»...........................................................................................

Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)....................................

Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви

(модифицированный вариант) (для старшеклассников)........................................

Раздел 4. Диагностический инструментарий для работы с родителями

Тест «Стиль воспитания» (для родителей).........................................................

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» …......….

Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей

учащихся начальной школы)................................................................................

Раздел 5. Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ.......................

Рекомендации учителям по работе с аутичным ребенком.................................

Рекомендации учителям при работе со слабовидящими детьми.......................

Рекомендации учителям по созданию оптимальных условий в

организации учебного процесса при работе с детьми, имеющими

нарушения вследствие церебрального паралича................................................

Рекомендации учителям, обучающих детей с синдромом дефицита

внимания с гиперактивностью...............................................................................

Рекомендации учителям по оптимизации обучения детей с ММД...................

Раздел 6. Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и

особыми образовательными потребностями………...................................

Родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию.

детей с аутизмом...................................................................................................

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка.............................................

Родителям слабослышащего ребенка...................................................................

Родителям детей с ЗПР..........................................................................................

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ...........................

Комплекс практических советов для родителей «шустриков».........................

Правила работы с гиперактивными детьми........................................................

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ММД.............................

Приложение 1………..............................................................................................

Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку

Словарь…………………………………………………………...........................

Список литературы………………………………………………………………

Возникает вопрос: «Можно ли прибегать к образованию глухих,

слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка

невозможно в достаточной мере привить знания ?»

Отвечаю: «Из человеческого образования нельзя исключать никого,

кроме нечеловека». Я. А. Каменский

Введение

Данные практические материалы предназначены для педагогов-психологов, работающих в условиях общеобразовательного учреждения.

Основная цель настоящих материалов - оказание помощи психологам по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях дистанционного образования и школьников с особыми образовательными потребностями при их совместном обучении со здоровыми учащимися в условиях массовой школы.

В пособии рассматриваются психологические характеристики учащихся с нарушениями развития и нарушениями здоровья, основные направления сопроводительной деятельности психолога с вышеуказанным контингентом учащихся.

Практические рекомендации для учителей, представленные в пособии ориентированы на создание соответствующих оптимальных условий обучения, с учетом личностных реакций детей на болезнь, особенностей развития и характерологических черт личности ученика.

Советы и рекомендации для родителей помогут оптимизировать процесс воспитания и жизнедеятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Практические материалы включают в себя диагностический комплекс, который дает возможность психологам провести обследование, осуществить оценку особенностей поведения и определить индивидуальные меры, корригирующие обучение и воспитание данной категории школьников.

Материалы пособия помогут психологам систематизировать знания по психо-физиологическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья, лучше понять их психическое состояние, особенности поведения, осуществить системное планирование по организации коррекционно-развивающей деятельности и выбрать наиболее целесообразные методы индивидуальной работы в процессе обучения, развития.

Наши рекомендации