Города коврова владимирской области
В.В. Дренева, Е.А. Градусова, А.Н. Горшкова
Практические материалы
Для педагогов-психологов по работе с учащимися
С ограниченными возможностями здоровья, включенных в дистанционную форму обучения
Ковров 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного
обучения в массовой школы.................................................................................
Раздел 1. Характеристика учащихся с нарушениями развития
И нарушениями здоровья
Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у детей
с особыми образовательными потребностями......................................................
Дети с аутизмом…………………………………………………………………....
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)…………………………….....
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)………………………………..
Дети с сердечно - сосудистыми заболеваниями………………………………...
Дети с сахарным диабетом………………………………………………………..
Дети с нарушением зрения……………………………………………………….
Дети с нарушением слуха…………………………………………………………
Дети с эпилепсией……………………………………………………………......
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД)…………………….
Раздел 2. Организация психологической диагностики обучающихся
С ограниченными возможностями здоровья в условиях
Дистанционного обучения
Блок методик исследования степени развития психических функций
и эмоционально- личностного развития обучающихся...........................................
Методики . Младший школьный возраст 7 - 10 лет...........................................
Методики. Средний школьный возраст 11 - 14 лет.............................................
Методики. Старший школьный возраст 15 - 18 лет................................................
Раздел 3. Диагностический инструментарий для обследования
школьника с ОВЗ…………………………………………………………….
Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»...................................
Тест прогрессивных матриц Равена...................................................................
Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)..........................................
Цветовой тест Люшера.................................................................................
Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления...
Методика «Исключение лишнего»......................................................................
Методика " Простые аналогии"..........................................................................
Методика «3аучuвание 10 слов»...........................................................................
Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)....................
Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга) ….......................
Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания
(подростковый возраст)........................................................................................
Методика «Лесенка»............................................................................................
Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)............................
Изучение самооценки личности старшеклассника...........................................
Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)..................
Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)......................................................
Проективная методика для диагностики школьной тревожности
(А.М. Прихожан).......................................................................................................
Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)...............................................
Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1класс)....................................
Опросник мотивации ( 2-5 класс)…………………………....................................
Опросник «Учебная мотивация» (5 - 8 класс).......................................................
Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»
(Домбровская И.С.) .................................................................................................
Анкета «Мои интересы»...........................................................................................
Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)....................................
Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви
(модифицированный вариант) (для старшеклассников)........................................
Раздел 4. Диагностический инструментарий для работы с родителями
Тест «Стиль воспитания» (для родителей).........................................................
Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» …......….
Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей
учащихся начальной школы)................................................................................
Раздел 5. Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ.......................
Рекомендации учителям по работе с аутичным ребенком.................................
Рекомендации учителям при работе со слабовидящими детьми.......................
Рекомендации учителям по созданию оптимальных условий в
организации учебного процесса при работе с детьми, имеющими
нарушения вследствие церебрального паралича................................................
Рекомендации учителям, обучающих детей с синдромом дефицита
внимания с гиперактивностью...............................................................................
Рекомендации учителям по оптимизации обучения детей с ММД...................
Раздел 6. Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и
особыми образовательными потребностями………...................................
Родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию.
детей с аутизмом...................................................................................................
Рекомендации родителям слабовидящего ребенка.............................................
Родителям слабослышащего ребенка...................................................................
Родителям детей с ЗПР..........................................................................................
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ...........................
Комплекс практических советов для родителей «шустриков».........................
Правила работы с гиперактивными детьми........................................................
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ММД.............................
Приложение 1………..............................................................................................
Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку
Словарь…………………………………………………………...........................
Список литературы………………………………………………………………
Возникает вопрос: «Можно ли прибегать к образованию глухих,
слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка
невозможно в достаточной мере привить знания ?»
Отвечаю: «Из человеческого образования нельзя исключать никого,
кроме нечеловека». Я. А. Каменский
Введение
Данные практические материалы предназначены для педагогов-психологов, работающих в условиях общеобразовательного учреждения.
Основная цель настоящих материалов - оказание помощи психологам по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях дистанционного образования и школьников с особыми образовательными потребностями при их совместном обучении со здоровыми учащимися в условиях массовой школы.
В пособии рассматриваются психологические характеристики учащихся с нарушениями развития и нарушениями здоровья, основные направления сопроводительной деятельности психолога с вышеуказанным контингентом учащихся.
Практические рекомендации для учителей, представленные в пособии ориентированы на создание соответствующих оптимальных условий обучения, с учетом личностных реакций детей на болезнь, особенностей развития и характерологических черт личности ученика.
Советы и рекомендации для родителей помогут оптимизировать процесс воспитания и жизнедеятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практические материалы включают в себя диагностический комплекс, который дает возможность психологам провести обследование, осуществить оценку особенностей поведения и определить индивидуальные меры, корригирующие обучение и воспитание данной категории школьников.
Материалы пособия помогут психологам систематизировать знания по психо-физиологическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья, лучше понять их психическое состояние, особенности поведения, осуществить системное планирование по организации коррекционно-развивающей деятельности и выбрать наиболее целесообразные методы индивидуальной работы в процессе обучения, развития.