Центральная нервная система (ЦНС)
Центральная нервная система (ЦНС)
Центральная нервная система состоит из головного мозга и спинного мозга. Они покрыты тремя оболочками:
1. Твердая мозговая оболочка – примыкает к костям черепа изнутри;
2. Мягкая мозговая оболочка;
3. Сосудистая (паутинная) оболочка – примыкает к веществу головного мозга, срастаясь с ним, входит в борозды.
Головной мозг весит 1250 – 1400 грамм. Располагается в черепной коробке. Условно подразделяется на четыре доли (рис 1.):
1. Лобная доля;
2. Теменная доля;
3. Затылочная доля;
4. Височная доля.
Рис. 1
Внутри головного мозга расположены четыре желудочка головного мозга. I и II желудочки находятся в полушариях головного мозга. III желудочек расположен в промежуточном мозге, IV желудочек – в продолговатом мозге. Сосудистые сплетения желудочков головного мозга вырабатывают спинномозговую жидкость – ликвор (liquor). Ликвор богат минеральными веществами, солями с ионами калия, кальция и пр. и питает центральную нервную систему.
Головной мозг состоит из коры головного мозга и подкорки. Также в составе головного мозга выделяют серое вещество, состоящее из нервных клеток – нейронов, и белое вещество, состоящее из отростков нервных клеток.
Кора головного мозга состоит из серого вещества, толщина коры составляет примерно 0,5 см; подкорка головного мозга состоит из белого вещества. В белом веществе головного мозга есть скопления – серые (покорковые) ядра, представляющие собой скопления нейронов.
Понятие о цитоархитектонике коры головного мозга
Кора головного мозга условно подразделяется на три вида:
1. Новая кора (neocortex);
2. Древняя кора (paleocortex);
3. Старая кора (archicortex).
Новая кора занимает 96% всей поверхности головного мозга. Имеет шестислойное строение:
1. Молекулярная пластинка;
2. Наружный зернистый слой;
3. Наружный пирамидный слой;
4. Внутренний зернистый слой;
5. Внутренний пирамидный слой
6. Мультиформный слой.
Древняя кора покрывает, вместе со старой корой, оставшиеся 4% поверхности головного мозга. Она располагается в области обонятельного бугорка, диагональной области, прозрачной перегородки. Древняя кора не имеет шестислойного строения. Состоит из четырех слоев и переходит в подкорку.
Старая кора расположена в области Аммонова рога (гиппокамп), медиальной височной доли. Четко отделена от подкорки. Имеет трех или однослойную структуры.
При нарушениях развития коры головного мозга (микроцефалии) имеются нарушения цитоархитектоники: новая кора не имеет шестислойного строения, имея вместо этого 3-4 слоя, нарушается чередование слоев.
Ствол головного мозга
Ствол головного мозга – филогенетически наиболее древняя часть головного мозга. В состав ствола головного мозга входят (рис. 2):
а) продолговатый мозг;
б) Варолиев мост;
в) средний мозг;
г) промежуточный мозг.
Рис. 2
Продолговатый мозг представляет собой расширение спинного мозга, находящееся внутри черепа человека. Через него проходят все чувствительные и двигательные нервные пути. Часть путей перекрещивается. Например, левое полушарие головного мозга отвечает за движение правой руки и ноги, и наоборот – правое полушарие головного мозга отвечает за движение левой руки и левой ноги. Также в продолговатом мозге расположены центры, отвечающие за сосание, жевание, глотание, слюноотделение, кашель; центры, регулирующие работу дыхательной и сердечнососудистой системы. Травмы продолговатого мозга могут приводить к смерти.
Варолиев мост находится в стволе головного мозга над продолговатым мозгом, включает в себя связи между спинным мозгом и вышележащими отделами головного мозга. Содержит центры, отвечающие за рефлексы (мигание, моторика кишечника, мочеиспускание).
Выше и спереди от Варолиева моста расположен средний мозг. В состав среднего мозга входят четверохолмие, ножки мозга. Под четверохолмием расположен канал, соединяющий III и IV желудочки головного мозга – Сильвиев водопровод. В среднем мозге расположены ядра III (глазодвигательный нерв) и IV (блоковый нерв) пар черепномозговых нервов. В них происходит соединение чувствительных и двигательных путей – это является одной из важнейших функций среднего мозга. Бугорки четверохолмия содержат коленчатые тела, через которые проходят пути зрительного и слухового анализаторов.
Промежуточный мозг состоит из гипоталамуса, таламуса, эпиталамуса и лимбической системы.
Гипоталамус – центр эмоций и мотивации. Его масса составляет 1% от общей массы головного мозга. В гипоталамусе расположены центры, регулирующие температуру тела, голод, жажду, сон, половое поведение. Он регулирует деятельность эндокринной системы (системы желез, выделяющих гормоны непосредственно в кровь), является важнейшей регуляторной частью гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси:
Активируется эта ось при стрессе – гипоталамус выделяет релизинг-факторы, под действием которых гипофиз вырабатывает (адрено-кортикотропный гормон - АКТГ), действующий на надпочечники.
АКТГ действует на кору надпочечников и в ней вырабатывается гормон коры надпочечников – кортизол. Мозговое вещество надпочечников выделяет гормоны адреналин и норадреналин (рис. 3).
Рис. 3
Лимбическая система расположена в промежуточном мозге и отвечает за аффективное и мотивационное поведение. Лимбическая система представляет собой нечто вроде кольца (кольцо Пейпеса), состоящее из пучков нервных волокон, соединяющихся с гиппокампом и включающее миндалевидное ядро. Лимбическая система тесно связана с гипоталамусом и вместе с ним выполняет функцию мотивации. Лимбическая система и входящий в нее гиппокамп регулируют процессы памяти.
Гиппокамп отвечает за отбор и хранение информации в долговременной памяти.
Миндалевидное тело (миндалина) отвечает за агрессивное поведение. Раздражение миндалины слабым электрическим током вызывает агрессию, а ее удаление ведет к потере агрессии.
В верхнем отделе промежуточного мозга расположен эпиталамус, в средней – таламус, в нижней – гипоталамус, в задней – метаталамус.
Таламус производит фильтрацию и предобработку информации и последующую ее отправку в отделы головного мозга, осуществляет контроль автоматических движений со стороны сознания.
В состав эпиталамуса входит шишковидная железа – эпифиз, осуществляющая регуляцию биоритмов человека. Эпифиз выделяет гормон – мелатонин, регулирующий процессы сна – бодрствования, суточные биологические ритмы.
В стволе головного мозга расположена ретикулярная формация – ядра с проводящими путями, образующие нечто похожее на сеть (reticulum). Ретикулярная формация выполняет две основные функции:
1. Регуляция сна и бодрствования;
2. Стимуляция вышележащих отделов головного мозга.
В стволе головного мозга расположены ядра черепно-мозговых нервов.
№ ядра | Название черепно-мозгового нерва | Функция | Описание функции | Примечания |
I | обонятельный | чувствительный | Восприятие обоняния | |
II | зрительный | чувствительный | Восприятие зрения | |
III | глазодвигательный | двигательный | Сужение и расширение зрачка Иннервация мышц, двигающих глазное яблоко, поднимающих веко, изменяющих кривизну хрусталика | |
IV | блоковый | двигательный | Иннервация верхней косой мышцы глазного яблока | |
V | тройничный | смешанный | Двигательная иннервация жевательных мышц; чувствительная иннервация кожи лба, передней волосистой части головы, кожных покровов лица, слизистых оболочек носа, рта | |
VI | отводящий | двигательный | Иннервация наружной прямой мышцы глаза, двигающей глазное яблоко кнаружи | |
VII | лицевой | двигательный | Иннервация мимической мускулатуры и мышц ушной раковины | |
VIII | слуховой | чувствительный | Передача сигналов от звуковых анализаторов, вестибулярного аппарата | |
IX | языкоглоточный | смешанный | Чувствительная иннервация оболочки глотки, мягкого нёба, языка; двигательная иннервация мышц глотки; секреторная иннервация околоушной слезной железы | |
X | блуждающий | смешанный | Чувствительная иннервация мозговых оболочек, наружного слухового канала, гортани, глотки, трахеи; двигательная иннервация глотки, гортани, мягкого нёба, мышц пищевода; секреторная иннервация пищевода, желудка, кишечника, сердца, дыхательной системы | |
XI | добавочный | двигательный | Иннервация грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц | |
XII | подъязычный | двигательный | Иннервация двигательных мышц языка |
Лекция 3 Спинной мозг
Спинной мозг расположен в спинномозговом канале, на уровне 1-го шейного позвонка переходя в продолговатый мозг ствола головного мозга. Нижняя граница спинного мозга находится на уровне 2-го поясничного позвонка. Ниже располагается полость, заполненная спинномозговой жидкостью (из этой полости берут пункцию ликвора). Спинной мозг имеет шейное и поясничное утолщение.
Спинной мозг состоит из сегментов (31-32 сегмента). Сегмент спинного мозга – это участок спинного мозга, которому принадлежит пара спинномозговых корешков – передних и задних. Передний корешок спинного мозга содержит двигательные волокна, задний – чувствительные.
Спинной мозг условно подразделяется на пять частей:
1. Шейная часть – 8 сегментов;
2. Грудная часть – 12 сегментов;
3. Поясничная часть – 5 сегментов;
4. Крестцовая часть – 5 сегментов;
5. Копчиковая часть – 1-2 сегмента.
Спинной мозг имеет две основных функции:
1. Рефлекторная функция – выполнение рефлекторных реакций;
2. Проводниковая функция – передача чувствительных и двигательных сигналов.
Рефлекторнуая функция рассматривается на примере простой рефлекторной дуги.
Первая часть рефлекторного акта (передача сигнала по чувствительному нейрону) носит названия афферентной, вторая часть (передача сигнала по двигательному нейрону) называется эфферентной частью рефлекторной реакции.
Проводниковая функция осуществляется в виде функционирования проводящих путей спинного мозга. Проводящие пути, проходящие через спинной мозг, состоят из двух типов – восходящие (чувствительные) пути, по которым передается информация от рецепторов в головной мозг, и нисходящие (двигательные) пути, по которым передаются ответные импульсы к мышцам.
Импульсы осязания, холода, тепла и боли передаются от кожных рецепторов к головному мозгу по путям экстероцептивной чувствительности. Импульсы от двигательного аппарата передаются по путям пропреоцептивной чувствительности. Импульсы от внутренних органов и сосудов – по путям интероцептивной чувствительности.
Также осуществляется обратная связь головного мозга с нижележащими отделами нервной системы. Импульсы от коры головного мозга, обуславливающие дифференцированные движения, проводит пирамидный путь. Проводником импульсов, корригирующих и настраивающих всю мускулатуру тела, является нисходящий экстрапирамидный путь.
Белое вещество спинного мозга – это восходящие и нисходящие проводящие пути. В боковых столбах находится путь экстероцептивной чувствительности. Пути пропреоцептивной чувствительности проходят в задних и боковых столбах. Пирамидные и экстрапирамидные пути заложены в передних и боковых столбах.
Пути экстероцептивной чувствительности перекрещиваются в спинном мозге, а пути пропреоцептивной чувствительности – в стволе головного мозга. Двигательный экстрапирамидный путь начинается из красного ядра, перекрещивается в пределах ствола головного мозга и несет импульсы к мышцам противоположной стороны тела. Пирамидный путь перекрещивается в продолговатом мозге. При поражении левой половины спинного мозга, расположенная ниже пораженной зоны правая часть тела потеряет чувствительность, а в левой – нарушится движение.
Лекция 6 Мозжечок
Мозжечок является отделом ЦНС. Принимает участие в координации движений, регуляции равновесия, точности, соразмерности и правильности движений, регулирует мышечный тонус, является важнейшим центром вегетативной (?) нервной системы.
Располагается в задней черепной ямке позади ствола головного мозга. Состоит из полушарий мозжечка и червя мозжечка. Червь мозжечка отвечает за статическую координацию, полушария мозжечка – за динамическую координацию движений. Соматотопически в черве мозжечка представлены мышцы туловища, в полушариях – мышцы конечностей.
Поверхность мозжечка покрыта слоем серого вещества, составляющим кору мозжечка. Кора мозжечка покрыта тонкими бороздами и извилинами. Есть несколько долей мозжечка.
Белое вещество образует ножки мозжечка, в которых расположены проводящие пути. Ножки мозжечка делятся на нижние, средние и верхние. Нижние ножки соединены с продолговатым мозгом, средние – с Варолиевым мостом, верхние – со средним мозгом.
В белом веществе мозжечка имеются ядра серого вещества:
1. Ядро шатра;
2. Шаровидное ядро;
3. Зубчатое ядро;
4. Пробковидное ядро.
Лекция 7. БЛОКИ МОЗГА .
Головной мозг условно делят на три основные структурно-функциональных блока.
- энергетический блок (блок регуляции уровня активности)
- блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из вне) информации.
- блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Психические функции как сложные формы психической деятельности осуществляются с участием всех трех блоков мозга. Каждый блок вносит свой вклад в реализацию психических функций.
- Энергетический блок
Входят следующие структуры:
Ретикулярная формация г.м., ствол мозга. ; неспецифические структуры среднего мозга и деенцифальных отделов мозга, лимбическая система, мидеобазальные отделы лобных и височных долей.
Регулирует 2 типа процессов активности:
а)Общее изменение активности
б)Локальные изменения активности г.м., необходимые для осуществления психической деятельности.
Общие изменяют активность связей с изменением уровня бодрствования. Локальные необходимы ждя изменения психических функций. Это более быстродействующая активационная система. Прежде всего ориентировочные реакции.
Неспецифические структуры разделяют по принципу действия.:
· Проводящие возбуждение от периферии к центру
· Нисходящие проводящие возбуждение от центра к периферии
И восходящие и нисходящие содержат тормозные и активационные пути.
Корковые структур 1-го блока – это поясная кора медиобазальные отделы височной и лобных долей прдставляют собой кору древнего типа и состоят из пяти слоев. 1-й блок мозга регулирует процессы активации, поддержание общего тонуса и Н.С., который необходим для любой психической деятельности. Это блок необходим для осуществления психических функций как внимания, сознания. Сознание и внимание связаны с определенным уровнем активации. Этот блок связан с процессами памяти: запечатление, хранение и переработка информации. 1-й блок является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний.
Пример: лимбические структуры мозга – гипокамп, поясная извилина, миндальное ядро активно участвуют в регуляции эмоциональных состояний, таких как страх, гнев, удовольствие. Связаны различной мотивацией , потребности организма. Таким образом 1-й блок г.м. учувствует в осуществлении любой психической деятельности, особенно в процессах памяти, внимания, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.
- блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации
Выделяют основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую. Когнитивные зоны которые расположены теменной, височной затылочных долях головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально –специфические процессы. (зрение, слух, тактильные чувства), а так же сложные интеллектуальные формы переработки информации. Это необходимо для осуществления психических функций. Все основные анализаторные системы организованы по общему принципу, т.е. состоят из периферического и рецепторного отдела и центрального отдела. Периферические отделы анализаторов осуществляют анализ и дискриминацию стимулов. Центральный отдел анализаторов включает насколько уровней.
Наиболее важный это 2-й блок мозга. Центральные отделы анализаторов анализируют и синтезируют стимулы по функциональным параметрам, по смысловому значению в целом анализаторы это аппараты, подготавливающие ответ на внешние раздражители.
Существуют различные уровни. На каждом уровне анализа происходит переработка информации, максимальный уровень сложности осуществляется во 2-ом блоке мозга.
Пример: кора задних отделов б.п. имеет общие черты строения. Эти общие черты строения в том, что существуют ядерные зоны анализаторов и периферии. Кембл говорил, что существуют первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным относятся первичные и вторичные, к периферии третичные поля.
Первичные поля имеют особенности строения. Первичные корковые поля характеризуются топическим преимуществом апперцепции (точка в точку), согласно которому каждому участнику рецепторной поверхности соответствует участок в первичной коре.
Пример: каждой точке сетчатки соответствует определенный участок в первичной коре.
Первичная кора организована по принципу вертикальных колонок объединенных нейронами с общими рецептивными полями. Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных функциональных параметров, стимулов определенной модальности.
Вторичные корковые поля характеризуются определенным строением – это проекционно-ассоциативный нейронный комплекс. Вторичные поля коры головного мозга более сложную и переработанную информацию с периферии. Вторичные поля функционально объединяют разные анализаторные зоны. Они осуществляют синтез раздражителей и обеспечивают гностический вид психической деятельности.
Третичные поля находятся вне ядерной зоны анализаторов. Относят верхнее теменную область, нижнетеменную область, средне височную область. Эти поля многофункциональны. С участием третичных зон осуществляются надмодальные сложные виды психической деятельности. Пример: речевая, интеллектуальная деятельность, т.е. эти зоны осуществляют взаимосвязь.
- блок программирования, регуляции, контроля для регуляцией психической деятельности.
Включает моторные, премоторные , префронтальные отделы и лобные доли г.м. лобные доли харатеризуются большой сложностью строения множеством двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. Такие образования корково-корковые, корково-подкорковые связи и лобные доли мозга, которые обеспечивают возможность с одной стороны переработку и интерпретацию разной афферентной информации, а с другой стороны осуществляют разного рода регулятивное влияние. . особенности анатомического строения 30-го блока мозга обеспечивают его ведущую роль в программировании замысла, целей психической деятельности. В регуляции психической деятельности, в осуществлении контроля за результатом деятельности.
Структура психической деятельности.
1. фаза мотивов, намерений, замыслов
2. мотивы, намерения, замыслы превращаются в определенную программу, т.е. формируется образ результата, .е.е формируется образ действительности, представлений о действительности и достижение этой действительности.
3. фаза реализации данной программы с помощью определенных операций.
4. завершается психическая деятельность фазой сличения полученных результатов с исходным образом результата. И в случае несовмещения полученного результата с исходным «образом» результата.
Данная структура может быть соотнесена с блоком мозга.
1. в начальной стадии формирования мотивов, т.е. в любой сознательной деятельности (гностической, мнестической), интеллект принимает участие. 1-ый блок мозг преимущественно. Он осуществляет оптимальный уровень активности мозга. 1-й блок мозга преимущественно ответственен за эмоциональные подкрепление психической деятельности. Т.е. за переживание успеха или неуспеха.
2. стадия формирования целей, программирования деятельности связана преимущественно работой 3-го блока мозга и так же стадия контроля.
3. оперциональная стадия деятельности реализуется преимущественно с помощью 2-го блока мозга. Поражение 1 из 3-х блоков или части блока мозга отражается на всей психической деятельности.
А.Р.Лурия писал: «Один из блоков мозга включает системы верхних отделов козна, ствол ретикулярной формации, образование медиальной и базальной коры. Дает возможность сохранить известного напряжения или тонуса, необходимого для работы высших отделов к.г.м.; второй блок включает задние отделы полушарий, теменные, височные отделы коры являющиеся сложным устройством обеспечивающим переработку, получение и хранение информации, поступающей через осязательные, слуховые, зрительные приборы; 3-й блок занимает передние отделы полушарий. В первую очередь лобные доли мозга, являющиеся аппаратом который обеспечивает программирование движений, действий, регуляцию протекающих процессов и сличение эффекта действий с исходными намерениями: все эти блоки принимают участие в психической деятельности. Каждый акт поведения т.е. целенаправленные действия, процессы восприятия, запоминания, мышления опираются на совместную работу этих 3-х функциональных блоков» каждый из них обеспечивает свою сторону нужного процесса.. эти факты стали ясными из длительного, систематического анализа тех изменений в психических процессов. которые наступают в результате локальных поражений, тех или иных отделов мозга.
Поражение аппаратов 1-го блока (стволовых отделов мозга, аппаратов медиобазальной коры лобных долей или лимбических областей) приводят к модально неспецифическому тонусу коры и делает избирательное селективное протекание психической деятельности невозможным.
Поражение аппарата 2-го блока (вторичные отделы левой височной доли и теменных областей) существенно нарушает условия необходимые для приема и переработки информации. Причем поражение периферии приводит к модально-специфическим (зрение, слух) нарушениям. А поражение этих аппаратов левого полушария коренным образом ограничивает возможность переработки информации, понимание языка.
Поражение аппарата 3-го блока не изменяет общего тонуса коры, существенно нарушает процесс ее активной переработки, затрудняет процесс возникновения намерений, программирования действий , препятствует стойкой регуляции и контролю за их протеканием.
Лекция 8 Нейропсихология речи.
Речь и ее функции наиболее подвержены нарушению после локальных поражений мозга у взрослых и у детей с неклиническими формами дефицита или несформированности психической деятельности, так же и у детей с аномальным развитием психики. Локальные поражения мозга приводят к таким нарушениям речи, которые называются афазией. Чтобы понять, как нарушается речь, что в ней нарушается и почему, необходимо знать психологию речи — ее генезис и структуру, функции и виды и т. д. Эти знания необходимы не только для правильной постановки диагноза — установления формы афазии и выделения фактора, лежащего в ее основе, но и для правильной стратегии и методики восстановления нарушенной речи.
Речь является сложным психическим процессом, имеющим много различных аспектов изучения. Мы остановимся на кратком анализе лишь некоторых сторон речи, знание которых необходимо для полноты и точности, понимания такой сложной патологии речи, какой является афазия. Мы рассмотрим: 1) место и роль речи в психической сфере, 2) связь речи с психическими процессами, 3) функции речи, 4) материальную ее сторону,. 5) психофизиологическую и мозговую ее основы, 6) психологическую структуру порождения высказывания я, наконец, 7) виды и формы речи.
Речь представляет собой одну из самых сложных форм высших психических функций, которая характеризуется подвижностью, многозначностью и связью со всеми другими психическими функциями. Она является главным фактором опосредствования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. Для полноты характеристики и определения ее места в психической сфере человека необходимо различать по крайней мере две роли, которые выполняет речь, — речь как собственно психический процесс, включающийся в реализацию психической деятельности человека наряду и вместе с другими психическими процессами, и речь, как процесс, организующий и связывающий другие психические процессы.
Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы как восприятие, память, мышление, произвольное внимание формируются только при участии речи и опосредствованы ею. Многие более простые психические функции, такие как звуковысотный слух, также формируются под влиянием речи.
Современная психология рассматривает речь как средство общения, т. е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в. которой участвуют два субъекта — формирующий высказывание и воспринимающий его. Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и «общения, средством организации и регуляции психических процессов человека, а также средством регуляции поведения и деятельности человека.
Речь тесно связана с мышлением. Известно, что мысль и слово не связаны между собой изначальной связью. Пути их возникновения и развития не всегда совпадают. Связь этих психических процессов возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мышления и речи. Эти процессы едины, но не тождественны. Единицы, в которых осуществляется мышление и речь, разные. Однако они едины, и их сложное единство проявляется наиболее всего в значении слова. Вот почему «... Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом».
Речь принимает участие во всех видах мышления - практическом, наглядном и абстрактном. В процессе наглядного мышления речь осуществляет значительную работу, вычленяя существенные признаки воспринимаемых явлений, ситуаций и абстрагирует от несущественных. Существенные же признаки слово обобщает. Обобщая комплекс признаков предмета (объекта, явления) .на основе одного-двух существенных признаков, слово тем самым вводит этот предмет (явление, действие и т. д.) в определенную категорию, т. е. речь выполняет функцию категоризации речи. Само же оно в этом случае становится словом-наименованием, т. е. несет уже «обозначающую функцию.
Слово выражает обобщение, поскольку является формой существования понятия, формой существования мысли и средством ее формирования и выражения. Но мысль не только выражается в слове, но и совершается в нем. Все это делает речь не только способом общения людей друг с другом, но и способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности, способом хранения общечеловеческого социального опыта.
Благодаря речи мышление становится абстрактным. Это положение в современной психологии о сложном единстве, но не тождестве речи и мышления является важным для правильного понимания афазии, соотношения нарушения речи с состоянием мыслительных процессов при разных формах афазии, роли мыслительной: деятельности в восстановительном обучении и т. д.
Не менее тесно речь связана с другими психическими процессами. Так, восприятие под воздействием речи становится более точным и приобретает избирательный; и системный характер. Благодаря речи восприятие становится осмысленным и категориальным восприятием. Человек получает возможность отражения тех связей и отношений реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного
восприятия, речь как бы удваивает мир человека — мир, данный в чувственном восприятии, и мир, отраженный в речи. Таким образом, благодаря речи возникают логическая память, категориальное восприятие, в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия. Речь играет существенную роль и в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. Именно эти свойства и дали основание крупнейшему советскому физиологу И. П. Павлову назвать речь высшим регулятором человеческого поведения, а Л. С. Выготскому рассматривать ее как основное средство развития личности.
В современной психологии рассматривается и тесная связь речи с образами-представлениями. Абстрагируясь от несущественных признаков, слово позволяет раскрыть общий и обобщенный смысл или значение вещи, позволяет выйти за пределы непосредственного восприятия,. и тем самым удваивает мир: т. е. человек благодаря слову может вызывать образ того предмета (явления, действия, целой ситуации), которого нет в настоящее время в актуальном восприятии человека, т. е. слово может вызвать в воображении человека образ-представление причем разной, модальности (зрительной, слуховой, тактильной). Таким образом, благодаря речи, языку человек может вызвать по слову образ предмета и оперировать с ним.
Одной из важнейших функций речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выраже ния, сообщения и воздействия на себя и на других людей. Воздействие — это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, чувства и сознание других людей посредством речи.
Из коммуникативной функции речи вытекают такие ее качества как общественная обусловленность, активность, намеренность, интенциональность. В самом деле, речь могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в коллективе на выражение своих намерений, желаний. Высказывание употребляется всегда для достижения какого-либо результата.
Таким образом, первоначально, речь выступает в своей социальной функции общения, которая реализуется в двух видах — сообщения, воздействия на себя и других. А потом уже и поэтому речь приобретает вторую функцию — функцию регулирования своего собственного поведения, организации и связывания других психических процессов. Третьей функцией речи является функция обобщения.
Обобщение возможно лишь при наличии значения. Значение слова является одним из компонентов семантики слова. Современная психология, рассматривает значение слова как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека. Значение слова принадлежит объективному историческому миру явлений.
Носителем значения всегда служит чувственный образ, материальный носитель слова — моторный, звуковой, графический.
Знание и правильное понимание семантики слова, таких его составляющих как значение и смысл, являются важным средством и сильным орудием при изучениии и преодолении афазии.
Таким образом, слово включает по крайней мере две составные части — с одной стороны, оно обозначает предмет, замещая его, выделяя в нем существенные признаки, а с другой — оно анализирует предмет, вводит его в систему связей, в категорию предметов на основе обобщения его содержания. Такое строение слова предполагает и сложность протекания, реализации процесса называния слова. Для этого необходимо по меньшей мере два условия: 1) наличие четкого дифференцированного образа предмета, 2) наличие значения (или смысла) слова.
Нейропсихологу, логопеду, врачу важно точно установить, что и как нарушается в каждом конкретном случае. От правильного вычленения нарушенного звена в строении слова — значения слова или его предметной отнесенности, смысла или его звукового состава и т. д. будет зависеть точность постановки топического и речевого» диагноза и эффективность восстановительного обучения.-
Выше описаны функции речи, которые характеризуют ее как психический процесс. Наряду с функциями, общими как для речи, так и для языка, существует ряд функций, присущих только речи. Живая речь обычно выражает гораздо больше, чем она обозначает. Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только, через значения и смысл слов, но в большой мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, пауза и т. д.). Эмоционально-выразительная функция речи входит в ее семантическое содержание. Часто в общении оказывается недостаточным знание и понимание значения употребляемых слов, важным становится истолкование, понимание выразительных компонентов речи, раскрывающих смысл. Мимика, жест, Интонация также являются важными выразительными средствами и компонентами высказывания.
Помимо функций, описанных нами выше, присущих речи в целом как психическому процессу, речь, как считает А. Н. Леонтьев, выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи, и эти функции не обязательно проявляются в каждом высказывании. Это прежде всего эмотивная функция или «функция выражения чувств и воли говорящего». Эта функция использует и собственные языковые средства. Далее, диакритическая функция, которая служит той или иной неречевой ситуации. Эта функция широко проявляется в трудовой деятельности, Важную роль в живой речи играет функция «маркирования», связанная с употреблением наименований —именно названий мест (городов, улиц, географических мест). Фатаческая функция или функция контакта использует такие языковые средства, которые служат не для передачи информации, а для контакта, и в этом случае могут иметь место вокализмы.
Таковы основные функции речи — коммуникативная, регулирования поведения, познавательная, обобщения и номинативная. Все функции речи существуют в тесной взаимосвязи, они друг друга опосредуют. Так, коммуникативная функция речи может быть реализована только на основе и благодаря таким функциям как номинативная, обобщения и, наоборот, эти последние функции со всей полнотой могут проявиться только на основе коммуникативной функции.
Семантическая сторона речи тесно связана с ее фазической, звуковой и моторной стороной. Известно, что развитие речи шло по пути внутренней взаимообусловленности значения слова, его звучания и его выражения (произнесения). Естественно, что для узнавания и понимания звучащего слова, а также для его произнесения каждое звучащее слово должно сохранят