Какая методология выбрана, что определяется в качестве результата?
Глубина анализа.
1. факты, цитаты говорят сами за себя «рассказы говорят сами за себя»
2. частичный отбор, упорядочение материала. Объяснительные комментарии выстраиваются внутри.
3. целью создания становится формулировка собственной позиции.
Виды анализа
Проблемный анализ. Осознание сущности, специфики той ил иной ситуации и путей ее разрешения. Этапы продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации. Восприятие - осмысление – поиск способов решения проблемы – решение проблемы.
Системный анализ.Основывается на представлении о системности объекта, взаимообусловленности структуры и функций. От структуры к функции – дескриптивный анализ конструктивный – от функции к структуре. Цель дескриптивного анализа –анализ функционирования. Конструктивный – подбор структуры объекта под заданные цели или функции. Оба вида анализа дополняют друг друга.
Причинно-следственный анализ. Основывается на выявлении причинности. Его основными понятиями выступают причины и следствие, которые описывают связь между явлениями. В процессе взаимодействия двух явлений одно порождает другое.
Праксеологический.Или прагматический, анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. основные понятия праксеологического анализа: эффективность» - достижение высокого результата минимальными средствами, результативность – способность достигать поставленную цель, оценка – величина, характеризующая то или иное явление с точки зрения эффективности и результативности.
Аксиологический анализ. Предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей. Ценности представителей разных социальных групп различаются между собой и находятся в постоянном изменении. Поэтому довольно часто в демократическом обществе возникает проблема согласования ценностей, без которого невозможно взаимодействие людей и социальное партнерство.
Ситуационный анализ основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п. событийный подход – ситуация рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. (круг, узел событий).
Построение типологий– подход, которые отражают повторяющиеся образцы поведения людей. Типологии могут строиться по разным основаниям. Группировка данных по темам, образцам поведения или другим основаниям. Построение типологий представляет собой начало категоризации (действие, деятенльность, участие, значимость, окружающая обстановка – перечень типологий Майкл Патон, Джон и Лиин Лофланд).
Таксономия – теория построения типологий (Джеймс Спредли), анализ областей
Джеймс Спредли развил теорию построения типологий – таксономия или анализ областей (domain analysis). Использование нескольких концептуальных уровней. Представляет собой усложненный типологический анализ с использованием нескольких концептуальных уровней.
Контент-анализпредставляет собой анализ содержания текста. С одной стороны, контент-анализ – преимущественно количественный анализ текста, но процесс выдвижения категорий – преимущественно качественный процесс. Рассматривается: какие темы выдвигаются, обсуждаются, перекликаются между собой. Зависит от теории, которая руководит процессом анализа.
Событийный анализ (Event Analysis). Фрдерик Эриксон, КуртЛевин, Эдвард Холл. Поиск начала и конца событий, путем установления определенных границ или маркеров. (ИСИТО – описать все периоды занятости, восходящей нисходящей мобильности 800 респондентов)
Анализ метафор. На завершающих стадиях анализа используется. Упор делается на использовании метафор и того, как они соотносятся с тем, что наблюдалось. Иногда прояст респондентов придумать метафоры (анализ ОК!).
Герменевтический анализ. от греческого - «придание смысла написанному тексту» Ван МаненКакой смысл придают сами люди описываемой ситуации. Исследователь должен отодвинуть свое «я». Интерепретация глазами респондента. Уровни интерпретации. Отсылка к тому, как конструируется знание о чем то. Необходимо восприятие контекста, времени, пространства, культурный контекст
Дискурс- анализ (discourse analysis) –лингвистический анализ протекания коммуникации. Используется запись текста, несколько людей ведут осуждение по поводу образцов речи, превалирующих в речевом взаимодействии.
Семиотический анализ – изучение знаков и символов – каким образом значение конструируется через знаки и символы.
Феноменологический анализ (эвристический) – акцент на то, каким образом индивиды познают мир. Упор делается на восприятии опыта другим человеком.
Нарративный анализ – изучение речи индивидуумов. Акцент на индивидуальности и его речи анализ структуры, контекста, образцы поведения. Н.А. – задача из множества разных отрывочных данных наблюдения (интервью, описаний, суждений) сделать связный текст, упорядоченный хронологически (события в том порядке, в каком они имели место быть), тематически, логически. Итоговый текст фиксирует связи (логику): если в данной ситуации действует определенный фактор (X), то вероятен определенный вариант (Y).
Аналитическая индукция. Исследователями рассматривается случай, который выступает как гипотеза об определенной природе, следующие случаи – подтверждают гипотезу, либо ведут к ее пересмотру. Если подтверждается – поиск исключений, «решающего отрицательного факта».
Grounded Theory – «обоснованная теория», «восхождение к теории», «небеспочвенная теория», «теория, построенная на «сырых» данных теория» и др. GT может быть рассмотрена как стратегия качественного исследования, метод анализа качественных данных. Этапы: просмотре текстов, протоколов, полевых записей; кодирование текста в документе; номинация категорий и поиск индикаторов в событиях и моделях поведения; насыщение категории – этап, когда никакие новые темы уже не способствуют наполнению категорий новым смыслом; построение концепции; проверка получаемой типологии на внутренний и внешний критерии принятия.
Grounded theory (GT), в социальных науках — систематическая методология, разработанная американскими социологами Ансельмом Строссом и Барни Глейзером, обычно используемая в качественных исследованиях, также применимую к количественным данным.
В переводах на русский язык фигурирует также как «обоснованная теория», и «восхождение к теории» (например, у В. В. Семёновой).