С задержкой психического развития
Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем, для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.
Обучение детей с ЗПР осложняется такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности, инертность (ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа выполнения задания на другой). Недоучет ситуации, неумение тормозить свои желания, неспособность к волевому усилию затрудняют приспособление к условиям школы. Ограниченная возможность к организованной целенаправленной деятельности, недостаточная выраженность интеллектуальных интересов, слабая мотивация учебной деятельности, сочетаясь с недостатками восприятия, памяти, внимания, работоспособности, координации движений, речевым недоразвитием, делают недоступными для этих детей темп и объем общепринятой школьной программы.
Принципы коррекционного обучения младших школьников с ЗПР:
1. Динамичность восприятия: подбор заданий с постепенным нарастанием сложности, включение в работу всех анализаторов.
2. Продуктивная обработка учебной информации: перенос действий на индивидуальные задания, дозированная помощь детям.
3. Развитие и коррекция высших психических функций: коррекционные упражнения и задания с выделением доминантного анализатора.
4. Мотивация учения: постановка проблемных вопросов, законченных инструкций, дидактическая значимость оценки.
Целью коррекционной работы с младшими школьниками является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования для успешной социальной адаптации к школьным условиям и реалиям окружающей жизни.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста. Успешное освоение школьниками с трудностями в обучении знаний, умений и навыков требует особого внимания учителей и специалистов к решению ряда задач.
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно- моторной координации и др.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволят ребенку воспринимать учебный материал осознанно.
3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и др.).
9. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах; физическое закаливание школьников, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.
10. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
11. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, психологи, дефектологи) за развитием ребенка.
12. Создание учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.
Дидактические требования к урокам в коррекционном классе.
а) Общие требования:
- научность, точность учебного материала;
- четкая формулировка целей и путей их достижения в ходе урока;
Определяются три цели:
дидактическая - (получение новой информации, повторение ранее усвоенного материала);
коррекционная - ее реализация определяется включением в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений, игровых моментов, физминуток, сменой видов деятельности, направленных на развитие высших психических функций, Степень коррекционной направленности урока зависит от методов и приемов работы на уроке, от четко и конкретно спланированной коррекционной цели;
воспитательная- воспитание мотивации к учению, потребности и желания приобрести знания.
б) Соответствие учебного материала программным требованиям, теме, целям урока, возрасту, уровню познавательных способностей обучающихся с учетом их психофизиологического состояния;
в) Объем изучаемого материала (недогрузка, перегрузка), характер усвоения знаний, включение разных анализаторов, какие психические функции будут наиболее задействованы.
г) Степень самостоятельности работы, качество оформления задания, перенос знаний на свое индивидуальное задание;
д) Наглядность, ее дидактическая роль.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
■ развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
§ развитие навыков каллиграфии;
§ развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
§ развитие зрительного восприятия и узнавания;
§ развитие зрительной памяти и внимания;
§ формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
§ развитие пространственных представлений ориентации;
§ развитие представлений о времени;
§ развитие слухового внимания и памяти;
§ развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
§ З. Развитие основных мыслительных операций:
§ навыков соотносительного анализа;
§ навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
§ умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
§ умения планировать деятельность;
§ развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
§ развитие наглядно-образного мышления;
§ развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
§ связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).