Ложь, адресованная лицам, обладающим властью

Самое существенное различие детской и взрослой лжи проявляется тогда, когда лгут кому-то, наделенному властью. И в этом случае причина, по которой дети лгут больше, заключается в том, что они просто чаще, чем взрослые, попадают в подобные ситуации. По отношению к ребенку практически каждый взрослый в той или иной мере выступает с позиции власти. Для взрослого авторитетом является лишь тот, кто превосходит его своим общественным статусом, профессиональным или финансовым положением. Для ребенка основной критерий — возраст: кто старше, тот и главнее.

Почему отношения подобного рода порождают ложь? В таких отношениях младший испытывает сильную зависимость от старшего. Все, что младший делает, находится под пристальным контролем старшего, и поэтому часто возникает необходимость что-то скрывать и искажать. Младший лжет по поводу того, что он делал или не делал, а старший (хотя и гораздо реже) лжет, чтобы легче управлять младшим, побуждать его к выполнению своих обязанностей.

Еще одна причина, по которой взрослые обманывают детей, определяется тем, что последние слишком малы, чтобы знать кое-какие вещи. Это своего рода ложь предохраняющая.

Мой друг как-то остался ночевать дома один. Его родители беспокоились, как бы он не позвал к себе приятелей. Это ему было категорически запрещено, однако несколько раньше им был нарушен родительский запрет. Поэтому, чтобы держать его в узде, они решили его обмануть. Они сказали ему, что попросили соседку за ним присматривать. Если кто-то к нему придет, она увидит и им расскажет. Парень знал, что с этим приходится считаться, и последовал воле родителей. Он выходил в этот вечер из дома и вернулся домой один. Но через некоторое время мой друг обнаружил, что куда-то делась их собака. Он поискал ее, но не нашел и тогда решил обратиться за помощью. Родители учили его, что в непредвиденной ситуации надо вызывать полицию, но случай показался ему не настолько серьезным, и он решил обратиться к соседке, которая, по словам родителей, должна была быть дома. Единственное, чего ему удалось добиться, так это услышать голос автоответчика, который сообщил, что соседка в отъезде. Собаку он в конце концов нашел с помощью другого соседа, но почувствовал себя обманутым и оскорбленным, поскольку родители солгали ему, чтобы добиться послушания.

Почему взаимоотношения со старшими так влияют на честность детей? Главными авторитетами для ребенка выступают родители и учителя. Отношения с ними (особенно с родителями) порождают разнообразные ситуации, которые побуждают детей лгать больше, чем в любых других обстоятельствах, вместе взятых. Среди взрослых также встречаются отношения подобного рода, но с возрастом человек в значительной мере утрачивает зависимость от авторитетов. Взрослые продолжают общаться со своими родителями, но лгать им приходится реже, потому что, как правило, живут они врозь и видятся нечасто. Ложь возможна и в этих обстоятельствах, но сокращение контактов приводит к исчезновению многочисленных поводов для лжи, возникающих при ежедневном общении.

Отношения «учитель — ученик» также с возрастом прекращаются. Для взрослых они оборачиваются отношениями сходного типа: «начальник — подчиненный». И в том и в другом случае человек имеет дело с кем-то, кто может как серьезно осложнить, так и облегчить его жизнь. Одно это порождает отношения зависимости, которые для детей усугубляются разницей в возрасте. Отношения начальника и подчиненного также содержат элементы зависимости, но фактор возраста уже почти не играет роли: ведь оба они — взрослые.

ЛОЖЬ РОДИТЕЛЯМ

Почему дети так часто обманывают родителей? В основном потому, что родители пристально следят за детьми и всегда желают знать, что те делают. Часто дети пытаются скрыть что-то такое, что может обернуться неприятностями. По-моему, ложь родителям в основном порождена стремлением избежать наказания. То, что пытаются скрыть, обычно достойно наказания. Это может быть ложь, связанная с наркотиками, сексом и подобными вещами. Но чаще всего дети лгут о том, как обстоят их дела в школе. Всем детям приходится учиться, и от школьных успехов зависит их дальнейшая жизнь; понятно, что родители хотели бы иметь исчерпывающую информацию на сей счет. Школьные дела нередко дают повод для обмана, поскольку родители не поддерживают с учителями тесных контактов и не всегда могут установить, говорит ли их ребенок правду. Мой друг не успевал по одному из предметов. Родители, увидев его оценки, очень рассердились. Они пригрозили лишить сына многих привилегий, если он не исправится. Родители заявили, что, если в следующем семестре оценки не улучшатся, наказание последует сполна. Но и после этого дела моего друга не пошли на лад. В конце семестра должны были быть выставлены оценки, однако по поводу своих оценок мой друг не обольщался. Родители всерьез полагали, что он исправляется, потому что на каждый их вопрос, как идут дела, он отвечал, что все в порядке. Реакция родителей на успехи так беспокоила парня, что он решился стащить классный журнал и подделать в нем свои оценки. Когда он предоставил свои мнимые результаты родителям, они остались очень довольны. Я с тех пор с ним не встречался, но боюсь, что рано или поздно родители узнают правду и тогда моего товарища остается только пожалеть. Нагромоздив горы мелкой повседневной лжи, он вынудил себя пойти на серьезный обман, раскрытие которого повлекло бы еще большие неприятности.

Кроме того, как я полагаю, дети говорят неправду не только из страха наказания, но еще и потому, что хотят добиться некоторой личной свободы. Есть вещи, которые хотелось бы держать при себе, — это то, чего мы опасаемся, стыдимся, и просто то, о чем родителям не надо бы знать. Я точно знаю, что большинство подростков предпочитают не вводить родителей в курс своих взаимоотношений с другим полом. Рассказывать об этом ребята стесняются, поэтому они нередко говорят неправду. Я долгое время не рассказывал родителям о том, с кем я встречаюсь. И не потому, что боялся осуждения, а просто потому, что не хотел слушать никаких внушений.

ЛОЖЬ УЧИТЕЛЯМ

Учителям дети лгут во многом из-за того же, из-за чего и родителям. Но есть и разница. Потому что у детей с родителями отношения иные. С родителями общаешься постоянно, и так будет почти всю жизнь. Поэтому если утратишь доверие, то это надолго. С учителями приходится иметь дело год-другой, поэтому им и лгут иначе. Родители видят тебя постоянно, а учитель — только на уроке, и в целом дети стараются произвести на него хорошее впечатление, потому что оценки в конце концов зависят от их поведения в течение 40 минут в день.

Мне кажется, что дети избегают обманывать учителя потому, что, во-первых, это просто труднее, а во-вторых, учитель, ставящий им оценки, обладает большой властью. Но, поскольку учителя, как и родители, следят за поведением детей, всегда возникает повод для обмана, порождаемый отношениями «старший — младший».

Очевидно, что детям приходится лгать учителям о выполнении учебных заданий, домашней работы, списывании и разного рода уловках на уроках. Лгут и о том, что касается поведения — как в стенах школы, так и вне ее. Все это порождает огромное количество лжи.

Сам я в школе никогда не списываю. Слишком рискованно! За это могут и исключить. Но иногда мне случалось сплутовать на уроке, когда дело обстояло не настолько серьезно и можно было не опасаться наказания.

Сказанное можно расценивать по-разному. Кто-то, наверное, сочтет, что дети относятся к учителям иначе, чем к родителям, потому что общение с учителями ограничено сравнительно коротким отрезком времени. По-моему, дело в другом. Если обманываешь учителя, то твоя ложь может отразиться на оценках и впоследствии скверно повлиять на всю дальнейшую жизнь. Доверие родителей можно восстановить, и времени для этого предостаточно.

Почти все мои знакомые хоть раз, да солгали по поводу выполнения домашнего задания. Ведь учитель часто не имеет возможности проверить истинность услышанного. И почти все в каких-то случаях вели себя нечестно при выполнении классных работ. Например, в моем классе однажды проявились все вышеупомянутые виды лжи. Сначала учитель спрашивал, кто как выполнил домашнее задание. Многие несли всякую чушь о том, что забыли дома тетрадь, не успели закончить лабораторную работу и т. п. В конце урока учитель спросил, все ли записали его объяснения. Все единодушно ответили, что да, хотя многим потом пришлось списывать классную работу у других.

ПЛОХО ЛИ ЛГАТЬ?

Я уже исписал несколько страниц о том, почему дети лгут. Но возникает вопрос: всегда ли ложь — это плохо? Я не пытаюсь оправдать неискренность, я лишь хочу ее объяснить.

Когда одна группа людей в своих интересах обманывает другую — это хорошо или плохо? Иногда — хорошо, иногда — плохо; и сказанное справедливо как для детей, так и для взрослых. Главное — как отличить одно от другого? Думаю, и взрослые, и дети согласятся, что белая ложь безобидна. Все произносят ее довольно часто, сознательно или даже неосознанно, по привычке. Когда кто-то спрашивает, нравится ли мне его костюм, я обычно отвечаю «да», даже не задумываясь. Не существуй такой лжи, было бы очень много огорчений. Когда тебе задают подобный вопрос, это значит, что хотят не столько выяснить твое объективное мнение, сколько получить одобрение, и именно на заранее обусловленный ответ человек рассчитывает, даже допуская его неполную искренность.

Дети без колебаний идут на такой обман, поскольку он служит благой цели. Но уклониться от неприятностей — тоже благая цель. Дети обычно оправдывают ложь в таких вопросах, как, например: «Когда ты встал утром?» Если обман помогает ребенку избежать огорчения, то что в нем плохого? Он никому не приносит вреда. Ведь недаром говорят: чего не знаешь, о том и не беспокоишься. Это объяснение справедливо для любого вида детской лжи: если она никому не наносит ущерба, то в чем же вина?

Ложь в отношениях между юношей и девушкой достойна некоторого порицания. Все ребята допускают, что трудно иметь дело с человеком и ни разу не соврать, но в то же время считают, что увлекаться этим не стоит и что мальчик и девочка, общаясь друг с другом, должны быть честными.

Существуют неписаные законы взаимоотношений, согласно которым лучше обмануть приятеля, чем девушку, с которой дружишь. Между тем каждый согласится, что и в ситуации общения с девушкой иногда возникает повод покривить душой, и если это не задевает ничьих интересов, то и не стоит никого осуждать. Например, если парень не станет рассказывать своей девушке, что встретился с той, с которой дружил раньше. Если она приехала на каникулы, и просто встретились и ничего между ними не было. Тогда ему простительно солгать, потому что это избавит его от неприятной и в общем-то бессмысленной сцены, а девушке не принесет огорчений, для которых и нет серьезной причины. Но если парень действительно изменил девушке и она об этом узнала, тогда ложь была бы непростительна.

Ложь в школьных делах дети не одобряют. Некоторые расценивают ее так же, как белую ложь, но многие ее осуждают. Это обусловлено самим общественным устройством, когда детей с рождения учат слушаться старших. Учитывая внушаемое детям уважение к школе и учителям, неудивительно, что многие ребята считают недопустимым лгать учителю. К тому же учитель, выставляющий оценки, — носитель реальной власти, которого хочешь не хочешь, а приходится уважать.

Однако никто из детей не испытывает в полной мере того уважения к школе, которое пытаются им внушить. Поэтому в большинстве своем они считают допустимым солгать по пустякам, например о своей домашней работе. Но тем не менее многие дети уверены, что обманывать учителя нехорошо.

Это, однако, не относится к родителям. Каждый ребенок обманывал своих родителей, и не раз. В целом дети считают даже необходимым иной раз солгать родителям и не видят в этом ничего предосудительного. Родители — они с тобой всегда, а не до конца учебного года, поэтому невозможно все время вести себя так, чтобы они были довольны. Для ребенка солгать родителям кажется естественным и простительным. Иногда это даже приобретает форму соревнования: кто окажется хитрее? С учителями играть в эти игры опасно: родительское наказание забудется, а отметки в аттестате останутся на всю жизнь.

О мелкой лжи, к которой дети прибегают в общении с родителями, не стоит и упоминать. Она — дело обычное, и никто ее не стесняется. Более серьезная ложь, связанная со школьными проблемами, сексом, наркотиками, встречается реже и оправдания у детей не находит. Большинство ребят, с которыми я беседовал, не испытывали уверенности по поводу того, можно ли по столь серьезным поводам лгать родителям. Многие утверждали, что поступать так иногда приходится, другие считали, что не надо злоупотреблять доверием родителей. Мнения на сей счет разделились в пропорции 50:50. Если характеризовать людей, придерживающихся обеих точек зрения, то я бы сказал, что допустимой серьезную ложь родителям считают ребята, слабоуспевающие в школе. Я объясняю данный факт тем, что отстающим лгать приходится чаще и для них это дело привычное.

Трудно найти такую разновидность лжи, которая не подходила бы под приведенные выше определения. Единственное исключение, которое приходит мне в голову, — это когда занижаешь свой возраст, покупая билет в кино с детской скидкой. Я сам так нередко поступал. Все мои друзья не видят в этом ничего плохого, считая, что владельцы кинотеатров вне зависимости от наших уловок получают неплохой доход. Мои родители с этим не согласны. Они считают, что у нас достаточно денег и нет нужды позволять себе такой мелочный обман.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Смиритесь. Дети будут лгать вам, пока смерть не развит вас. Избежать этого невозможно. Вас обманывали раньше и будут обманывать в будущем. Родители ничего не могут с этим поделать. Как я уже говорил, когда возникают отношения зависимости по типу «старший — младший», лжи не избежать. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал лгать раз и навсегда, ничем не могу вам помочь. Если же вы хотите попытаться не поощрять ребенка ко лжи, читайте дальше.

Боюсь, что не могу предложить магической формулы, которая враз сделала бы детей честными. По большей части это вообще невозможно: всегда могут возникнуть такие обстоятельства, когда обмана не избежать. Но если вы постараетесь организовать свою жизнь так, чтобы у ребенка было меньше побуждений ко лжи, вы сможете добиться от него большей искренности.

По-моему, на так называемую белую ложь вообще не следует обращать внимания. Что касается любого другого вида лжи, когда ребенок обманывает не вас, а кого-то еще, то вам удержать его от этого довольно трудно. Часто вы об этом даже не узнаете. Единственное, что, по моему мнению, может способствовать честности ребенка вне дома, вы, вероятно, именно к этому и прибегаете: беседы с вашим отпрыском о том, что такое хорошо и что такое плохо. Не скажу точно, чему именно вам следует учить детей, но ясно одно (хотя дети этого терпеть не могут): «повторение — мать учения». Ребенку с малых лет следует внушать ваше неприятие лжи если вы хотите, чтобы он рос честным. Хотя многие мои сверстники меня за это осудят, должен сказать что постоянно повторяющиеся нравственные наставления имеют определенный эффект.

В отличие от прочих видов лжи та ложь, которая произносится дома, находится в сфере вашего контроля. Хотя и ее можно отчасти предотвратить нравоучениями, у вас в запасе остаются такие надежные средства, как расспросы и наказания.

Расспрашивать ребенка надо спокойно, ни в коем случае не рассерженно. Иногда я не говорил родителям правды, потому что они были в плохом настроении и я просто боялся. Хотя и до, и после расспросов я готов признаться, но в тот самый момент боязнь удерживала меня от этого.

Надежный способ выяснить правду — по-хорошему договориться. Если обещать ребенку в обмен на признание смягчение наказания, то это, скорее всего, подействует, особенно если он не очень рассчитывает добиться успеха с помощью лжи. Еще я думаю, что начинать расспросы надо с незначительных мелочей, чтобы не вынуждать ребенка сразу по-крупному лгать только из-за того, что он напуган уже первым вопросом. Если вы заподозрили, что ваш ребенок отведал спиртного, не набрасывайтесь на него с вопросом: «Ты выпил?» Начните иначе: «Где ты был?», «Что ты делал?» Если спрашивать спокойно и естественно, то у ребенка не возникнет необходимости сразу оправдываться.

Хотя это тоже навлечет на меня гнев многих ребят, поделюсь секретом самого надежного наказания, которое мои родители назначали за обман. Когда я был младше и попадался на лжи, родители заставляли меня 50 — 150 раз написать одну и ту же фразу: Я не буду больше обманывать родителей. Я не буду больше обманывать родителей. Я не буду больше обманывать родителей... Это имело сильный эффект, потому что я терпеть не мог такое переписывание. Сейчас, когда я стал старше и располагаю кое-какими собственными средствами, родители меня штрафуют или заставляют безвозмездно выполнять какую-то работу. Поверьте, все эти меры наказания действуют довольно эффективно.

Используя в разумной пропорции нравоучения, расспросы и наказания, вы едва ли сведете на нет детскую ложь, но добьетесь того, что ребенок будет лгать реже и не так серьезно.

Комментарий Пола Экмана

Тому до сих пор нелегко понять, что организовать тайную вечеринку и не рассказать нам о ней — это ложь. Важно, что он обратил внимание на следующее. Из-за моего скверного настроения ему трудно было признаться. Не думаю, чтобы он задним числом выдумал это оправдание. Доктор Томас Ликона пишет: «Боязнь родительского гнева, несомненно, важнейшая причина детской лжи. Поэтому, если вы хотите добиться от ребенка искренности, постарайтесь, чтобы его не сковывал страх перед вашим гневом»[80].

Мой отец обладал взрывным темпераментом и по любому пустяку был готов применить физическое наказание. Всю жизнь я старался владеть собой и никогда не распускал рук. Замечание Тома помогло мне пересмотреть свою позицию в отношении того, насколько вообще допустимы вспышки родительского гнева как реакция на проступки детей. Конечно, не всегда удается сдержаться, но отныне я стараюсь избегать тех слов и поступков, которые могут быть порождены раздражением. Том напомнил мне о том, как важно не допускать чрезмерных реакций, и я благодарен ему за это. Впрочем, Том и сам иной раз впадает в раздражение. При этом важно не доводить дело до конфликта, а попробовать вместе разобраться в его проблемах и решить, что мы сообща можем сделать.

Насчет того, можно ли оставлять детей одних. Я продолжаю считать, что мы совершили ошибку, возложив такую ответственность на двух тринадцатилетних мальчишек.

О доверии. В своих записках Том о нем вообще не упоминает. Когда я спросил его, что он думает о возможной утрате доверия, Том с удивлением ответил, что он совсем об этом забыл.

Об отношениях «старший — младший». Том поднял вопрос, который остался вне моего внимания, — о различном положении родителя и ребенка. Теперь, беседуя с родителями, я часто рекомендую не брать на себя роль жандарма. Действительно, часто ли вы станете лгать, если рядом с вами живет суровый надсмотрщик, следящий за каждым вашим шагом?

О нравоучениях. Я был несколько удивлен рассуждениями Тома о нравственном воспитании. Порой мы с женой на примерах житейских ситуаций обсуждаем с детьми, что такое хорошо и что такое плохо. Но для меня было неожиданностью, что Том считает эти беседы весьма продуктивными.

По поводу оправданий я с Томом не согласен. По-моему, дети должны понимать: обман — это еще хуже, чем то, что с его помощью пытаются скрыть. Дети должны знать, что, солгав, они огорчают вас гораздо больше, чем признавшись. Не думаю, что уместно торговаться о смягчении наказания в случае признания. В конце концов не в наказании дело.

Когда я подозреваю, что Том или Ева сделали нечто такое, о чем могут солгать, я стараюсь избавить их от этого соблазна, а не спровоцировать ложь.

Я никогда не прибегаю к фразам типа: «Я не буду я наказывать, если ты признаешься». Например, когда я уверен, что кто-то из них нарушил свой режим, я не стану спрашивать: «Когда ты вернулся вчера вечером?» Скорей я сформулирую свою мысль следующим образом: «Я заметил, что вчера ты пришел домой очень поздно. Что заставило тебя задержаться?» Или, если я не вполне уверен: «Подумай, прежде чем ответить. Мне показалось, что ты вчера сильно задержался. Если это так, то не надо никаких отговорок. Солгать — гораздо хуже, чем нарушить распорядок дня. Но ты сам знаешь, что для твоего режима есть разумные основания, и я хотел бы знать почему ты ими пренебрег».

ГЛАВА 5

Наши рекомендации