Модифицированная нейропсихологическая методика для обследования старших дошкольников

Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)

№ пп. Задание Оценка в баллах
Подбор по образцу и называние цветов Инструкция: «Покажи вес красные (зеленые, синие, жел­тые) фигуры». При затруднении в выполнении задания дастся другая инструкция: «Покажи все фигуры вот та­кого цвета (указывается фигура одного из цветов)»  
Подбор по образцу геометрических фигур Инструкция: «Покажи все квадраты (треугольники, кру­ги)». При затруднении в выполнении задания: «Покажи только такие фигуры (указывается на квадрат, круг и т.д.»  
Узнавание контурных изображений Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано»  
Узнавание перечеркнутых изображений Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано»  

Оценка результатов:

5 баллов все ответы правильные;

4 балла - правильно узнает и называет предметы, но при рас­смотрении перечеркнутых изображений сам прибегает к вспомо­гательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами;

3 балла - самостоятельно справляется только лишь с более лег­кими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным прие­мам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки;

2 балла - и после организующей помощи экспериментатора за­дания выполняются с ошибками;

1 балл - не справляется ни с какими заданиями.

Исследование слухового гнозиса

№ пп. Задание Оценка в баллах
Различение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: //;///;//;//...;..//;...//. Инструкция: «Послушай и скажи, сколько раз я стучу», «Сколько сильных ударов, сколько слабых?»  

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно и самостоя­тельно;

4 балла - правильные ответы только при замедленном предъ­явлении задания;

3 балла - правильные ответы удаются только после специаль­ной помощи: ребенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм;

2 балла - правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора;

1 балл - все ответы неправильные.

Исследование пространственного восприятия

№ пп. Задание Оценка в баллах
Ориентировка в сторонах собственного тела и тела си­дящего напротив Инструкция: «Покажи твою левую (правую) руку. По­кажи мою левую (правую) руку» и т.д.  

Модифицированная нейропсихологическая методика для обследования старших дошкольников - student2.ru

Оценка результатов:

5 баллов - задание выполняется правильно;

4 балла - задание выполняется правильно, но замедленно;

3 балла - ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела сидящего напро­тив;

2 балла - ребенок затрудняется в ориентировке в сторонах соб­ственного тела и тела сидящего напротив (ошибка исправляется самостоятельно);

1 балл - ребенок не ориентируется в сторонах собственного те­ла и тела сидящего напротив.

№ пп. Задание Оценка в баллах
Дифференцировка пространственных понятий. Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка. Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что под маленьким треугольником? Что над большим треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?»  

Оценка в баллах

Оценка результатов:

5 баллов - задания выполняются правильно;

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки ис­правляются самостоятельно;

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

I балл - задания не выполняются.

Исследование временного восприятия

№ пп. Задание Оценка в баллах
Название части суток. Какое сейчас время суток? Почему?  
Перечислить времена года. Охарактеризовать текущее время года  
Перечислить дни недели. Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?  

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно;

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправ­ляются самостоятельно;

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрос­лого;

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл - задания не выполняются.

Конструктивный праксис

№ им. Задание Оценка в баллах
] Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из двух фрагментов; из трех фрагментов; из четырех фрагментов  

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятель­но;

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки ис­правляются самостоятельно;

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла - задания выполняются после демонстрации образца;

1 балл - задания не выполняются,

№ тт. Задание Оценка в баллах
Нарисовать без образца: Домик ромашку елочку  

Оценка результатов:

5 баллов - правильное изображение предметов;

4 балла - отсутствие какой-либо незначительной детали рисун­ка;

3 балла - отсутствие какой-либо существенной детали рисунка;

2 балла - неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

1 балл - отсутствие четкого изображения предмета.

№ ни. Задание Оценка в баллах
Нарисовать человека. Инструкция: «Здесь (показывают ребенку) нарисуй че­ловека. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недос­таткам рисунка не допускается  

Оценка результатов:

5 баллов - нарисованная фигура имеет голову и все части лица, туловище, конечности, детали одежды. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой). Руки заканчивают­ся пятипалой кистью. Ноги отогнуты;

4 балла - отсутствие незначительных деталей рисунка;

3 балла - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсут­ствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней;

2 балла - примитивный рисунок с головой и туловищем. Каж­дая конечность (достаточно одной пары) нарисована только од­ной линией;

1 балл - отсутствует четкое изображение туловища или обеих пар конечностей («головоног»). Каракули.

Наши рекомендации