Модифицированная нейропсихологическая методика для обследования старших дошкольников
Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Подбор по образцу и называние цветов Инструкция: «Покажи вес красные (зеленые, синие, желтые) фигуры». При затруднении в выполнении задания дастся другая инструкция: «Покажи все фигуры вот такого цвета (указывается фигура одного из цветов)» | ||
Подбор по образцу геометрических фигур Инструкция: «Покажи все квадраты (треугольники, круги)». При затруднении в выполнении задания: «Покажи только такие фигуры (указывается на квадрат, круг и т.д.» | ||
Узнавание контурных изображений Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано» | ||
Узнавание перечеркнутых изображений Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано» |
Оценка результатов:
5 баллов все ответы правильные;
4 балла - правильно узнает и называет предметы, но при рассмотрении перечеркнутых изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами;
3 балла - самостоятельно справляется только лишь с более легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки;
2 балла - и после организующей помощи экспериментатора задания выполняются с ошибками;
1 балл - не справляется ни с какими заданиями.
Исследование слухового гнозиса
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Различение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: //;///;//;//...;..//;...//. Инструкция: «Послушай и скажи, сколько раз я стучу», «Сколько сильных ударов, сколько слабых?» |
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильно и самостоятельно;
4 балла - правильные ответы только при замедленном предъявлении задания;
3 балла - правильные ответы удаются только после специальной помощи: ребенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм;
2 балла - правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора;
1 балл - все ответы неправильные.
Исследование пространственного восприятия
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив Инструкция: «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку» и т.д. |
Оценка результатов:
5 баллов - задание выполняется правильно;
4 балла - задание выполняется правильно, но замедленно;
3 балла - ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела сидящего напротив;
2 балла - ребенок затрудняется в ориентировке в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив (ошибка исправляется самостоятельно);
1 балл - ребенок не ориентируется в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Дифференцировка пространственных понятий. Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка. Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что под маленьким треугольником? Что над большим треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?» |
Оценка в баллах
Оценка результатов:
5 баллов - задания выполняются правильно;
4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;
I балл - задания не выполняются.
Исследование временного восприятия
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Название части суток. Какое сейчас время суток? Почему? | ||
Перечислить времена года. Охарактеризовать текущее время года | ||
Перечислить дни недели. Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? |
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно;
4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;
1 балл - задания не выполняются.
Конструктивный праксис
№ им. | Задание | Оценка в баллах |
] | Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из двух фрагментов; из трех фрагментов; из четырех фрагментов |
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно;
4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
2 балла - задания выполняются после демонстрации образца;
1 балл - задания не выполняются,
№ тт. | Задание | Оценка в баллах |
Нарисовать без образца: Домик ромашку елочку |
Оценка результатов:
5 баллов - правильное изображение предметов;
4 балла - отсутствие какой-либо незначительной детали рисунка;
3 балла - отсутствие какой-либо существенной детали рисунка;
2 балла - неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
1 балл - отсутствие четкого изображения предмета.
№ ни. | Задание | Оценка в баллах |
Нарисовать человека. Инструкция: «Здесь (показывают ребенку) нарисуй человека. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается |
Оценка результатов:
5 баллов - нарисованная фигура имеет голову и все части лица, туловище, конечности, детали одежды. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой). Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги отогнуты;
4 балла - отсутствие незначительных деталей рисунка;
3 балла - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней;
2 балла - примитивный рисунок с головой и туловищем. Каждая конечность (достаточно одной пары) нарисована только одной линией;
1 балл - отсутствует четкое изображение туловища или обеих пар конечностей («головоног»). Каракули.