Снижение устойчивости внимания

Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познаватель­ной деятельности и является одной из самых главных предпосы­лок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте вы­ступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания.

У психически больных, как правило, нарушено и зрительное, и слуховое внимание. По методике отыскивания чисел на таблицам Шульте обнаруживаются результаты, превосходящие норму по количеству затраченного времени. Обращает на себя внимание общая замедленность в работе с резко выраженной неравномер­ностью психической деятельности. У некоторых больных ско­рость отыскивания чисел может снижаться, а время, затрачивае­мое на их отыскивание, - увеличиваться. В некоторых случаях время удваивается за счет того, что больные «теряют» числа на таблице и не видят их.

При обследовании методикой В. М. Когана по дифференциа­ции совмещенных признаков было выявлено, что больные по сравнению со здоровыми затрачивают больше времени на рас­кладывание карточек. Осуществляя две операции одновременно -

пересчет карточек и раскладывание их по цвету, - больные значи­тельно больше допускают ошибок. Результаты исследований, проведенных Б. В. Зейгарник, Д.Д.Федотовым, Н. Г. Тихомиро­вой, свидетельствуют об истощаемости и колебании активного внимания больных.

У детей с текущими заболеваниями и детей с последствиями поражения ЦНС часто нарушается слуховое внимание, объектом которого является сосредоточение внимания на речевой дея­тельности. Речь, определяющая опосредствованность внимания, имеет особое значение для развития его устойчивости. Овладе­вая речью, ребенок учится способам управления своим внимани­ем. Регулирующая роль второй сигнальной системы делает воз­буждение строго направленным и локализованным в коре го­ловного мозга. С помощью речи ребенок обучается специфиче­ски человеческому видению мира. Активность речевой деятель­ности дошкольника характеризуется направленностью в сторону значения. Ребенок становится более внимательным не только к звукам речи, но и к содержанию, смыслу слов. Ребенок учится мысленно представлять себе предметы, их свойства, действия с ними.

По данным Э. И. Леонгард, половина умственно отсталых де­тей младшего школьного возраста либо не может пользоваться словесной инструкцией, либо словесная инструкция практически не влияет на их деятельность. Произвольное внимание вырабаты­вается у них с трудом.

Уменьшение объема внимания

Уменьшение объема внимания - это количественное сужение со­вокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию. Так, например, у умственно отсталых детей по срав­нению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных при­знаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из при­чин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в поме­щении и, особенно в малознакомых местах.

Дети с эпилепсией в силу выраженной инертности протекания психических процессов увязают в многочисленных деталях объек­тов. Именно это и не позволяет им обеспечивать активным вни­манием достаточный объем материала. Дети с шизофренией, скользя по предмету познания, не удерживают объем внимания по другой причине. Удержание объема внимания для них не мотиви­ровано. Удержать объем они не могут, так как идут за выхолощенным смыслом фразы. Их речь, для которой характерны резо­нерские рассуждения, представляет собой цепочку витиеватых, бессмысленных и бесплодных мудрствований.

По мнению Ж. Пиаже, узость поля внимания ребенка связана с трудностью, а подчас и с невозможностью осуществить мысли­тельный синтез. Именно это мы и наблюдаем у большинства де­тей с отклонениями в развитии. Нормально развивающийся ребе­нок дошкольного возраста видит и замечает многое, но и он не способен организовать свое наблюдение.

Для расширения объема внимания необходимо не просто во­влечение все большего количества учитываемых признаков, но и их ассимиляция, включение в структуру опыта, иерархизация, что требует сохранности соответствующих механизмов.

Наши рекомендации