Этапы развития активной речи
А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина
"Дневник развития ребенка от рождения до трех лет" . 2001 год
Оглавление
Общие движения. 2
Движения рук. 5
Зрение. 8
Слух. 10
Общение и речь. 12
Активная речь. 14
Мышление. 16
Самообслуживание. 19
Индивидуальные особенности и личность. 21
Игра. 24
В дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трёх лет.
Основная задача дневника - помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.
Колонка "Приблизительный возраст появления реакции" указаны ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей - несколько позднее.
В процессе чтения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от критических сроков указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу.
Общие движения
Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться. Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок. В организации общих движений участвуют:
· ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;
· механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;
· зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;
· двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. | 1,5 мес. |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). | 3 мес |
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. | 3 мес |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). | 4 мес |
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. | 4 мес |
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. | 4 мес |
Когда тянут за ручки, пытается присесть. | 4,5 мес |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. | 5 мес |
Лежа на спине, трогает ручками колени. | 5,5 мес |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. | 6 мес |
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). | 6 мес |
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. | 6 мес |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. | 7 мес |
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. | 7 мес |
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. | 7,5 мес |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка"). | 8 мес |
Лежа на животе, поворачивается по кругу. | 8 мес |
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. | 8 мес |
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед). | 8 мес |
Лежа на боку, приподнимает голову. | 8 мес |
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. | 8,5 мес |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. | 9 мес |
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. | 9,5 мес |
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). | 9,5 мес |
Ползает на животе. | 9,5 мес |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. | 10 мес |
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. | 10 мес |
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. | 10 мес |
Встает на четвереньки из положения сидя. | 10 мес |
Встает, держась за опору. | 11 мес |
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу | 11 мес |
Садится из положения на четвереньках. | 11 мес |
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. | 11 мес |
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. | 11 мес |
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. | 11 мес |
Ползает на четвереньках. | 1 год 1 мес |
Переступает боком вдоль мебели (стены). | 1 год 1 мес |
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. | 1 год 1 мес |
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. | 1 год 1 мес |
Стоит без опоры несколько секунд. | 1 год 1 мес |
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. | 1 год 1 мес |
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает | 1 год 2 мес |
Встает с пола без поддержки. | 1 год 3 мес |
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. | 1 год 3 мес |
Присаживается на корточки и играет в этой позе. | 1 год 6 мес. |
Залезает на диван, кресло. | 1 год 6 мес. |
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. | 1 год 6 мес. |
Встает с маленького стульчика (с опорой) | 1 год 6 мес. |
Бежит, смотря под ноги. | 1 год 6 мес. |
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. | 2 года |
Садится на маленький стульчик. | 2 года |
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого | 2 года |
Подталкивает ногой мяч на ходу. | 2 года |
Ходит задом наперед. | 2 года |
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). | 3 года |
Перешагивает через препятствия. | 3 года |
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. | 3 года |
Встает с маленького стульчика без опоры. | 3 года |
Встает на цыпочки. | 3 года |
Стоит на правой ноге 3 секунды | 3 года |
Стоит на левой ноге 3 секунды. | 3 года |
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. | 3 года |
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. | 3 года |
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр) | 3 года |
Пинает мяч с размаху. | 3 года |
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. | 3 года |
Перепрыгивает через веревку на земле. | 3 года |
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. | 3 года |
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. | 3 года |
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо | 3 года |
Проходит на цыпочках 3 метра. | 3 года |
Движения рук
Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении.
Движения рук управляются несколькими механизмами.
· Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как податливость (твердость - мягкость...), форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата и адекватных действий с предметами.
· Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.
· Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.
· Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.
Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Изолированные хаотические движения рук. | 2 мес |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту. | 3 мес |
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. | 3 мес |
Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. | 3 мес |
Смотрит на движения своей руки. | 3 мес |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. | 3,5 мес |
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими | 3,5 мес |
Трясет погремушкой, вложенной в руку | 4 мес |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот | 4,5 мес |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. | 4,5 мес |
Водит пальцами по поверхности игрушки. | 4,5 мес |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. | 5 мес |
Большую часть времени кисти раскрыты. | 5 мес |
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой | 5 мес |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета | 6 мес |
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. | 6 мес |
Перекладывает предмет из руки в руку | 6 мес |
Тянется к удаленному предмету. | 7 мес |
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами | 7 мес |
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой. | 7 мес |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. | 8 мес |
Поднимает предмет двумя руками. | 8 мес |
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). | 8 мес |
Отталкивает мяч в случайном направлении. | 8 мес |
Стучит предметом о предмет. | 9 мес |
Хлопает в ладоши | 9 мес |
Ощупывает людей и предметы | 10 мес |
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный "пинцетный захват"). | 10 мес |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает.. | 11 мес |
Бросает предметы в игре. | 11 мес |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват" | 1 год |
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. | 1 год |
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.). | 1 год 1 мес |
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.). | 1 год 1 мес |
Пытается рисовать каракули | 1 год 2 мес |
Ставит кубик на кубик. | 1 год 4 мес |
Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения. | 1 год 4 мес |
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения. | 1 год 4 мес |
Разворачивает завернутый в бумагу предмет. | 1 год 6 мес |
Ставит 3 кубика друг на друга. | 1 год 8 мес |
Переворачивает страницы книги по одной. | 1 год 8 мес |
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие. | 1 год 9 мес |
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 2 года |
Разрывает бумагу | 2 года |
Пытается остановить катящийся к нему мяч | 2 года |
Нанизывает на шнур большие (2 см) "бусины" с отверстием 0,5-0,6 см. | 2 года |
Ставит 4-6 кубиков друг на друга | 2 года |
Переливает жидкость из одной емкости в другую. | 2 года |
Складывает бумагу пополам по подражанию. | 2 года 6 мес |
Нанизывает на шнур средние (1,5 см) "бусины" с отверстием 0,3--0,4 см. | 2 года 6 мес |
Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр) | 3 года |
Режет бумагу ножницами. | 3 года |
Зрение
Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования.
Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (" люди ", " деревья " и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной "видеотеки". Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например - слуховыми и т.д.
В первые 1,5 месяца зрительные образы не возникают, т.е. предметное зрение отсутствует. Двухмесячный ребенок может сохранять образы одни сутки. Трехмесячный - около недели, шестимесячный - около двух недель, годовалый - около месяца, двухгодовалый - несколько месяцев, трех-, четырехгодовалый - несколько лет. Поэтому большинство людей помнит события из своей жизни начиная с возраста 3-4 лет.
Наблюдая за поведением ребенка, мы можем судить о том, насколько хорошо он видит. Однако более точное измерение основных зрительных функций проводит окулист.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Сужение зрачка при освещении. | 0 мес |
Смотрит на источник света. | 1 мес |
Фиксирует взгляд на лице взрослого. | 1 мес |
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. | 1 мес |
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. | 1,5 мес |
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. | 2 мес |
Предпочитает смотреть на новые предметы | 2 мес |
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. | 2 мес |
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. | 2 мес |
Улыбается, увидев что-то знакомое. | 3 мес |
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. | 3 мес |
Рассматривает предметы в комнате. | 3 мес |
Смотрит на свою руку | 3 мес |
Смотрит на предмет, который держит в руке. | 3 мес |
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. | 3,5 мес |
Предпочитает объемные игрушки | 4 мес |
Моргает при быстром приближении предмета. | 4 мес |
Смотрит на свое отражение в зеркале. | 5 мес |
Узнает бутылочку (и/или грудь). | 5 мес |
Реагирует на маску | 5 мес |
Рассматривает окружение на улице | 6 мес |
Выбирает взглядом любимую игрушку. | 6 мес |
В новом месте - осматривается, может быть испуган. | 6 мес |
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого | 6 мес |
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см | 8 мес |
Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. | 8 мес |
Следит за игрой в мяч | 9 мес |
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами | 1 год |
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. | 1 год |
Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). | 1 год 1 мес |
Обходит высокие препятствия при ходьбе. | 1 год 2 мес |
Подражает увиденным действиям взрослого | 1 год 3 мес |
Узнает себя и близких на фотографиях | 1 год 4 мес |
Показывает несколько названных предметов или картинок. | 1 год 4 мес |
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. | 1 год 4 мес |
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки ...). | 1 год 6 мес |
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки | 1 год 6 мес |
Узнает свои вещи, одежду | 2 года |
Подбирает парные картинки или игрушки к указанной. | 2 года |
Подбирает предмет к его рисунку. | 2 года 6 мес |
Знает 2-4 основных цвета. | 3 года |
Узнает предмет по рисунку его характерной части | 3 года |
Слух
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Можно выделить речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот "язык" легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.
У новорожденных слуховая чувствительность может быть невысокой, что в большей степени зависит от присутствия жидкости в полости среднего уха, которая снижает подвижность слуховых косточек и передачу звуковых колебаний. Первые реакции на звуки довольно примитивны - вздрагивание, моргание, плач, реже замирание. Постепенно развивается внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6 месяцамслуховая чувствительность достигает уровня взрослых.
В 1,5-2,5 месяца младенец узнает голос матери, выделяет определенную музыку. В 3-6 месяцев - начинает узнавать звуки родного языка. К 10-12 месяцам он уже владеет большим набором неречевых и речевых "маяков", облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18 месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает нескольких сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения. К 3 годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Вздрагивает или моргает при резком звуке | 0 мес |
Прислушивается к звуку колокольчика. | 1 мес |
Прислушивается к звуку погремушки | 2 мес |
Прислушивается к голосу взрослого | 2 мес |
Улыбается, когда слышит голос взрослого | 2 мес |
Замирает при появлении нового звука на фоне других. | 2,5 мес |
Прислушивается к музыке. | 3 мес |
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. | 3 мес |
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). | 3 мес |
Выделяет любимую музыку | 4 мес |
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. | 4 мес |
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха | 4 мес |
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет | 4 мес |
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. | 4 мес |
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого | 5 мес |
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. | 5 мес |
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. | 6 мес |
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). | 6 мес |
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам | 6 мес |
Смеется в ответ на некоторые звуки | 6 мес |
В положении сидя поворачивается к источнику звука. | 7 мес |
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи | 7 мес |
Интересуется предметами, производящими звук. | 8 мес |
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки | 9 мес |
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой | 10 мес |
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п | 10 мес |
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши) | 11 мес |
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. | 11 мес |
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). | 1 год |
Начинает "танцевать" при звуках музыки. | 1 год 2 мес |
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. | 1 год 2 мес |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. | 1 год 2 мес |
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят. | 1 год 4 мес |
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). | 1 год 4 мес |
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. | 1 год 4 мес |
Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали | 1 год 4 мес |
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. | 1 год 6 мес |
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). | 1 год 6 мес |
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). | 1 год 6 мес |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. | 2 года |
Понимает 100 слов и более. | 2 года 3 мес |
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). | 2 года 3 мес |
Пытается петь | 2 года 6 мес |
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) | 3 года |
Общение и речь
Общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.
Для того чтобы общаться, необходимо:
· принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);
· понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;
· передавать сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;
· иметь желание вступать в контакт.
Понимание других людей
Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3-8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся изо дня в день. С 8-9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали "ладушки" - и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12-15-месячного ребенка слово "часы" означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5-2 годам он знает, что часы бывают разные.
Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как "большой" и "маленький", "да" и "нет", "плохой" и "хороший".
Этапы развития общения
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ:
"Приспособление к жизни после рождения "
Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль...) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого - лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно, если он медленно перемещается на расстоянии 20-40 см от ребенка.
1-3 МЕСЯЦА:
"Психическое рождение"
С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные звуки. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его "сознательная" жизнь состоит из настоящего, точнее - из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать - "что такое хорошо и что такое плохо".
МЕСЯЦЕВ:
"Свои и чужие"
С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением. По мере нарастания привязанности к близким, появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на "своих" и "чужих". Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т.д. Такой тесный контакт, выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.
8 МЕС.-1,5 ГОДА:
"Слова и жесты. Открытие себя"
Приблизительно с 8 месяцев ребенок начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. К 14-18 месяцам малыш реагирует на свое имя, знает кто такие "папа", "мама", "кукла". Показывает где у него глазки, носик, зубки, ручки - все, чему научили. Те же части тела способен он находить и у других. Он любит выполнять простые просьбы, сам пытается что-то попросить, используя жесты и отдельные слова.
1,5 - 2 ГОДА:
"Рост словаря. Стремление к самостоятельности"
Малыш побуждает вас называть для него различные предметы и действия. Он повторяет новые слова по несколько раз, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки.
Свои просьбы оформляет в виде сочетания указательного или другого жеста со словом.
Ребенок все чаще сопротивляется вашему стремлению все делать за него. Очень важно не подавить его желание научиться обслуживать себя.
2-3 ГОДА:
"Фразовая речь. Негативизм"
Ребенок начинает понимать, кто он: мальчик или девочка. Этому способствуют его наблюдательность и игры, поощряемые взрослыми. Умение говорить предложениями превращают малыша в интересного собеседника. Вас забавляют его выдуманные словечки и выражения.
Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т.п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2-3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по-разному. Важно понимать, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Улыбается, издает радостные звуки в ответ на голос и улыбку взрослого | 2 мес |
Поддерживает зрительный контакт с говорящим | 3 мес |
Оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются. | 4 мес |
Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить. | 4 мес |
По ситуации понимает, что его сейчас будут кормить, и успокаивается | 5 мес |
Обменивается со взрослым звуками и выражением лица. | 5 мес |
Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного события или контакта. | 6 мес |
Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться или голосом. | 6 мес |
"Требуя" продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подает голос, хнычет. | 6 мес |
Улыбается своему отражению в зеркале. | 6 мес |
Повторяет действие, вызывающее интересную реакцию взрослого (например, смех). | 8 мес |
Движениями и звуками привлекает к себе внимание взрослых. | 8 мес |
Тянет руки навстречу взрослому. | 8 мес |
Играет "в прятки". | 8 мес |
Подражает интонации говорящего | 10 мес |
Свое настроение выражает изменением голоса (тона, громкости) | 10 мес |
Подражает выражению лица взрослого. | 10 мес |
Понимает несколько жестов: "указательный", "до свидания", "иди ко мне", "нельзя" и т.п. | 11 мес |
Поворачивается, когда его зовут. | 1 год |
Специально бросает предметы, чтобы их поднимали. | 1 год |
Проявляет удовольствие, когда хвалят. | 1 год |
Использует указательный жест. | 1 год 1 мес |
Использует 2 жеста и более: "до свидания", "ладушки", "большой" и т.п. | 1 год 2 мес |
Зовет кого-нибудь, чтобы помогли. | 1 год 3 мес |
Использует знак "да" - кивает головой. | 1 год 4 мес |
Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим | 1 год 4 мес |
Обращает внимание на плачущего ребенка. | 1 год 4 мес |
Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет | 1 год 4 мес |
Приветствует знакомых людей доступными средствами | 1 год 4 мес |
Использует знак "нет" - качает головой в стороны. | 1 год 6 мес |
Легко повторяет увиденные жесты | 1 год 8 мес |
Начинает плакать, чтобы добиться своего | 1 год 8 мес |
Использует более 10 жестов и другие выразительные средства | 2 года |
Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт | 2 года |
Знает, чего нельзя делать, но пытается "спровоцировать" взрослых на запрет. | 2 года |
"Отыгрывает" на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.) | 2 года |
Изображает поведение взрослого. | 2 года 6 мес |
Понимает и употребляет слова "я", "мой". | 2 года 6 мес |
Вступает в контакт с детьми и взрослыми. | 3 года |
Постоянно задает вопросы. | 3 года |
Активная речь
Мышление
Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить - значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.
По современным представлениям интеллект - это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. Во-первых, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, математических, зрительных, музыкальных и других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки (включая мыслительные операции, т.е. способы мышления). Во-вторых, это рабочая (или кратковременная) память, необходимая для удержания программы текущей мыслит<