Детерминанты развития интеллекта в концепции Ж.Пиаже (поздняя теория). Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения.
Операциональная концепцияПиаже представляет целостную картину интеллектуального развития ребенка, определяющиеся 4мя основными детерминантами:
- фактор равновесия с внешней средой: принцип активности = стремление к вечно ускользающему равновесию между субъектом и средой
- биолог созревание: предпосылка, но не определяет содержание и законы
- собственная активность субъекта: источник развития интеллекта – действие как субъект-объектное взаимодействие
- соц. опыт: соц. опыт воспринимается в соответствии с интеллектуальными способностями
Интеллект имеет адаптивную природу и выполняет ф-ю уравновешивания организма и среды.
Развитие определяется сложной системой детерминант, где важнейшую роль приобретает активность.
Роль наследственности: в созревании, как усл разв, и в врожденности 2х базовых тенденций. Структура определяется активностью субъекта, в то время как стремление к структурированию — наследств.
Ассимиляция —включение объекта в имеющиеся схемы действия.
Аккомодация— изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта.
Уравновешивание ассимиляции и аккомодации имеет результатом адаптацию организма к среде.
Развитие интеллекта- последовательная сменa логических структур мышления, конечной целью которой является формирование формально-логических операций.
Источник развития интеллекта- активность субъекта, единицей анализа которой выступает действие. В основе развития интеллекта- развитие действий
2 осн линии развития интеллекта
1) развитие познавательной позиции (от недифф. К децентрации_)
2) изменение структур интеллекта, связанное с развитием действий и формированием операций
Интеллект представляет собой развитие системы операций.
Операции — внутренние интериоризованные действия, скоординированные в целостную систему (не может быть изолир) с другими действ и обладающие свойствомобратимости. Обратимость связана с сохранением основных свойств объекта, выступая как его условие (связана с сочетанием прямого и обратного действия).
Операции - такая система действий, которая подчинена принципу группировки. Группировка — закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются пяти критериям:
Стадии развития интеллекта
Период | Стадии | Основные новообразования |
I. Сенсомоторный интеллект 0-2 года Познание только в результате реальных физических действий и наблюдения Постоянство-исчезновение из поля восприятие уже не значит исчезновения предмета вообще | А. Центрация на собственном теле | Формирование сенсомоторных структур |
Развитие действий с предметами, возникновение инвариантности. Обратимость во внешнем предметном действии | ||
Б. Объективация практического интеллекта | Дифференциация цели и средства. Возникновение практического интеллекта. | |
II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2— 11-12 лет) | 1. Дооперацио-нальный интеллект | Появление символической функции (речь, изобразительная деятельность, игра) и начало интериоризации схем действия |
А. Стадия символического мышления (2-4 года) | Действия внутренние, но не обратимые | |
Б. Стадия интуитивного наглядного мышления (4-7 лет) | Координация и регуляция путем последовательных центраций. Со- 1 члененная интуиция | |
2. Конкретные операции (7-8 —11-12 лет) | Формирование понятия сохранения. Простая обратимость — способность осуществлять внутреннее обратное действие. | |
III. Формальные операции (от 11-12 лет) | Формально-логические структуры. |
Феномен сохранения (С)
Переход от дооперационального к конкретно-операциональному интеллекту — задачи на сохранение. Предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения.
Различия конкретных и формально-логических операций
- На дооператорной стадии развития интеллекта ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом.
- Конкретные операции характеризуются двумя ограничениями:
o гетерохронность конкр опер (может овладеть принципом сохранения массы, но не объема)
o конкр опер выполняются только с объектами в наглядном перцептивном плане.
Задачи на сохр объема:
- Про воду (два стакана одинак формы с подкраш водой.
- Про пуговицы – дискретное множество (ряд черн и белых пуговиц один под другой, должен признать равенство, на глазах раздвигают. Вопрос о равенстве (кажется, что разная длина ряда).
Другие исследования феномена С,
Вработах Л. Ф. Обуховой, выполненных под руководством Гальперина, показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания — критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации. Формирующий эксперимент Гальперина. Меру нужно откладывать точно, а не «как-нибудь» + делать метки. Конкретная величина открывалась ребенку двояко: и как реальн вещь и как мн-во (отложенных меток