Детерминанты развития интеллекта в концепции Ж.Пиаже (поздняя теория). Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения.

Операциональная концепцияПиаже представляет целостную картину интеллектуального развития ребенка, определяющиеся 4мя основными детерминантами:

  • фактор равновесия с внешней средой: принцип активности = стремление к вечно ускользающему равновесию между субъектом и средой
  • биолог созревание: предпосылка, но не определяет содержание и законы
  • собственная активность субъекта: источник развития интеллекта – действие как субъект-объектное взаимодействие
  • соц. опыт: соц. опыт воспринимается в соответствии с интеллектуальными способностями

Интеллект имеет адаптивную природу и выполняет ф-ю уравновешивания организма и среды.

Развитие определяется сложной системой детерминант, где важнейшую роль приобретает активность.

Роль наследственности: в созревании, как усл разв, и в врожденности 2х базовых тенденций. Структура определяется активностью субъекта, в то вре­мя как стремление к структурированию — наследств.

Ассимиляция —включение объекта в имеющиеся схемы действия.

Аккомодация— изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта.

Уравнове­шивание ассимиляции и аккомодации имеет результатом адапта­цию организма к среде.

Развитие интеллекта- после­довательная сменa логических структур мышления, конечной це­лью которой является формирование формально-логических опе­раций.

Источник развития интеллекта- актив­ность субъекта, единицей анализа которой выступает действие. В основе развития интеллекта- развитие действий

2 осн линии развития интеллекта

1) развитие познавательной позиции (от недифф. К децентрации_)

2) изменение структур интеллекта, связанное с раз­витием действий и формированием операций

Интеллект представляет собой разви­тие системы операций.

Операциивнутренние интериоризованные действия, ско­ординированные в целостную систему (не может быть изолир) с другими действ и обладающие свойствомобратимости. Обратимость связана с со­хранением основных свойств объекта, выступая как его условие (связана с сочетанием прямого и обратного действия).

Операции - такая система действий, которая подчинена принципу группировки. Группировка — закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются пяти критериям:

Стадии развития интеллекта

Период Стадии Основные новообразования
I. Сенсомоторный интеллект 0-2 года Познание только в результате реальных физических действий и наблюдения Постоянство-исчезновение из поля восприятие уже не значит исчезновения предмета вообще   А. Центрация на собственном теле Формирование сенсомоторных структур
Развитие действий с предмета­ми, возникновение инвариант­ности. Обратимость во внеш­нем предметном действии
    Б. Объективация практического интеллекта Дифференциация цели и сред­ства. Возникновение практи­ческого интеллекта.
II. Репрезентатив­ный интеллект и конкретные операции (2— 11-12 лет)     1. Дооперацио-нальный интеллект Появление символической функции (речь, изобразительная деятельность, игра) и начало интериоризации схем действия
А. Стадия симво­лического мыш­ления (2-4 года) Действия внутренние, но не обра­тимые
Б. Стадия интуи­тивного нагляд­ного мышления (4-7 лет) Координация и регуляция путем последовательных центраций. Со- 1 члененная интуиция
2. Конкретные операции (7-8 —11-12 лет) Формирование понятия сохранения. Простая обратимость — способность осуществлять внутреннее обратное действие.
III. Формаль­ные операции (от 11-12 лет)   Формально-логические структуры.


Феномен сохранения (С)

Переход от дооперационального к конк­ретно-операциональному интеллекту — задачи на сохранение. Предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения.

Различия конкретных и формаль­но-логических операций

  • На дооператорной стадии развития интеллекта ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом.
  • Конкретные операции характеризуются двумя ограничениями:

o гетерохронность конкр опер (может овладеть принципом сохранения массы, но не объема)

o конкр опер выполняются только с объектами в наглядном перцептивном плане.

Задачи на сохр объема:

  • Про воду (два стакана одинак формы с подкраш водой.
  • Про пуговицы – дискретное множество (ряд черн и белых пуговиц один под другой, должен признать равенство, на глазах раздвигают. Вопрос о равенстве (кажется, что разная длина ряда).

Другие исследования феномена С,

Вработах Л. Ф. Обуховой, выполненных под руководством Гальперина, показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания — критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации. Формирующий эксперимент Гальперина. Меру нужно откладывать точно, а не «как-нибудь» + делать метки. Конкретная величина открывалась ребенку двояко: и как реальн вещь и как мн-во (отложенных меток

Наши рекомендации