Положения о роли наследственности, среды, общения и деятельности.
1 положение: Наследственность – необходимое, но недостаточное условие развитие. В наследственность входит: анатомо-физиологическое строение, развития ЦНС, развитие и функционирование органов, особое строение ЦНС (наследуется), высокая гибкость и пластичность, высокая способность к формированию условных рефлексов, темперамент – создает стартовые условия для развитие ребенка.
Апеллирует к фактам: развитие в условиях депривации (Маугли, детский дом, приют и др.). Попытки воспитания детенышей животных. Созревание лимитирует развитие, раскрывая возможности, но не гарантирует реализации.
Социальное наследие :
2 положение: Роль социальной среды. Социальная среда как источник развития
· Социальная среда содержит материальные, духовные ценности.
· Социальная среда представляет собой идеальную форму, образцы человеческих способностей.
· В ней рождает противоречия между социальной ситуацией средой развитием и психическим развитием (противоречие между хочу и могу).
3 положение: Роль и значение общение и деятельности. Идет от Выготского. Формирования ВПФ осуществляется только в сотрудничестве ребенка со взрослым. Общение выполняет функции:
ü трансляция социокультурного опыта,
ü организации совместной деятельности,
ü формирования и развития межличностных отношений,
ü познания людьми друг друга и самопознание (в подростковом возрасте: дружба, любовь. Они выполняют функцию самопознания).
Общение – проблема генезиса потребности в общении (является ли она врожденной, или приобретенной). Многие этологи склоняются, что эта потребность не врожденна. Как же тогда она формируется? àмного взглядов. Позиция Божович, Люблинская, Лисина: потребность в новых впечатлений является основой формирования потребности в другом человеке, общении. Если ВПФ не врожденны, то они формируются на основе ориентировочной деятельности. Ориентировочная деятельность должна иметь основой, которой является потребность в новых впечатлениях.
Периодизация Лисиной ( минус - обрывается в конце дошкольного возраста), помимо нужно упомянуть: в младшем школьном - учебное сотрудничество, в подростковом – формирование идентичности, потребность в любви и т.д. Критерии стадиальности форм общения: время возникновения общения, место в системе жизнедеятельности, потребности и мотивы, средства общения.
· Ситуативно-личностная форма общения – от 2-6 месяцев. Потребность в общении не врожденна, оно формируется. Критическая точка для формирования: 2 месяца жизни. Потребность, которую удовлетворяет эта форма общения: потребность в доброжелательном внимании взрослого. Средства: экспрессивно мимические.
· Ситуативно-деловое общение (6 месяцев до 3 лет). К 6 месяцам у ребенка есть хватание. Потребность в сотрудничестве со взрослым. Средство: до года предметно действенные, 1-3 лет: речевые. В начале лежит установление эмоциональных отношений.
· Внеситуативная- познавательная форма общения (3-5). За предметом ребенок открывает широкий вид предметов, рассказы, просмотр иллюстраций. Потребность в уважительном отношении к ребенку: к его любознательности, стремлением познать мир. Мотив: познавательный. Средства: речевые
· Внеситуативная – личностная (5-7 лет): вопросы о чувствах, об отношениях. Потребность: во взаимопонимании и сопереживании. Средство: речь. Ребенок нуждается в общении (необходимо вводить в детский сад). Средства- речевые.
Деятельность – осмысленная, интериоризуется, (от внешней ) в основе лежит ориентировка в условиях той или иной проблемной ситуации и ее решению по Гальперину. Ведущая деятельность ввел понятие Леонтьев. Леонтьев выделил 3 признака ведущей деятельности:
1. ВД определяет формирование психологических новообразований познавательной сферы.
2. ВД определяет формирование психологических новообразований личности
3. ВД определяет возникновение и развитие новых видов деятельности, одна из которых впоследствии становиться ведущей (преемственность развития).
Эльконин добавил еще два признака:
4-ый признак: ВД – определяет типичную форму общения, как между ребенком и сверстником, так и общение ребенка со взрослым.
5-ый признак: ВД связывает с теми элементами среды, которые на данной возрастной стадии являются основой развития через характер и содержания деятельности.
Эльконин выделяет два типа деятельности:
1. ориентировка на отношение (мотивационно-потребностная сфера)
2. предметное содержание (операционно-техническая сфера).
Гипотеза периодичности: типы деятельности чередуются. Петровский предложил собственную теорию развития (связано с процессами социализации).
Периодизация Эльконина.
Периодизация строится по схеме — цикл, периоды, фазы развития. Целостный цикл (эпоха развития) включает два взаимодополняющих периода — период развития мотивационно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы. Каждая эпоха отделена от другой большими кризисами, т. е. кризисами перестройки отношений личности с миром(кризисы 3, 12 и 17 лет). Периоды разделены между собой малыми кризисами, подготовки, рождения и развития индивидуального сознания и предполагают перестройку отношения к себе (1, 7, 15 лет).
Три основных эпохи — раннее детство, детство и подростничество.
Эпоха раннего детстваначинается с кризиса новорожденности (0-2 месяца). Особый характер этого кризиса связан с изменением типа жизни и типа развития. Новообразование: индивидуальная психическая жизнь ребенка. Социальная ситуация развития: противоречие между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствие готовых форм общения, сотрудничества, с другой. Разрешение кризисаàформирование рубежного новообразование (комплекс оживления 2 мес.).
Первый период. Младенчество (2-12 месяцев). Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Опережающими темпами развивается мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста — генезис потребности в общении и развитие форм общения с близким взрослым. Завершается младенчество кризисом первого года жизни (малым кризисом): благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивирующих представлений распадается прежняя социальная ситуация развития «Пра-Мы» и создается основа выделения самого себя.
Второй период. Ранний возраст (1-3 года). Ведущая деятельность — предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия. Развитие познавательной умственной сферы — речи, мышления, восприятия. Завершается период кризисом трех лет— кризисом «Я сам». Происходит перестройка отношений между ребенком и взрослым в пользу возрастания самостоятельности и автономии первого.
Эпоха детства:
В дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. По своему содержанию — это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности. Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет (малый кризис)àосновное новообразование: формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру и рождающих личное отношение.
Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность: учебная деятельность (овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта. Завершается младший школьный возраст кризисом 12 лет (большой кризис): кризис перестройки отношений со взрослыми. Происходит рождение особой формы самосознания — чувства взрослости («хочу быть и казаться взрослым»). Две особенности самосознания младших подростков: 1. Это чувство, а не рефлексия, переживание, стремление. 2. социальная форма самосознания.
Эпоха подростничества (12-17 лет):
Младший подростковый возраст (12-15 лет) —Ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками (установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание). Функция сверстника — эталон для самопознания и формирование отношения к себе как ко взрослому. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обусловливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Период преимущественного развития личностной сферы. Завершается кризисом 15 лет — формирования эго-идентичности, рождения индивидуального самосознания, кризисом второго рождения Я.
Старший подростковый возраст (15-17 лет). Ведущая деятельность — учебно-профессиональная как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все более приобретает характер деятельности по самообразованию. Кризис 17 лет знаменует завершение эпохи подростничества и начало вступления во взрослость (период поздней юности - 17 — 20-21 год).