IV. Развитие слухового восприятия.

1. Продолжается работа в тех направлениях, которые указаны в шестом задании.

2. Ребенка учат различать на слух полные слова (указываем примерный словарь: дом – рыба – самолет; мяч – собака – юла и т.д.) Постепенно следует увеличивать количество слов для выбора; таким образом ребенок будет приобретать слуховой словарь.

. Со временем нужно начинать увеличивать расстояние ото рта говорящего до уха ребенка. Это увеличение должно производиться постепенно: у ушной раковины, 3 см, 5 см, 7 см, 10 сми т. д. от ушной раковины. При этом взрослый не усиливает голос, так как ребенок должен привыкать воспринимать меньшую интенсивность звучания.

Обучение игре

I. Обыгрывание игрушек.

Прежде чем дать ребенку игрушку в самостоятельное пользование, ее надо «обыграть». Ребенка надо учить способам действия с каждой из игрушек. Сначала взрослый сам производит игровое действие, а ребенок наблюдает, а затем то же самое действие взрослый производит совместно с ребенком.

Приводим примеры обыгрывания двух игрушек.

А. Обыгрывание машины.

1) Катать машину по комнате.

2) Катать в машине куклу.

3) Катать в машине мишку.

4) Катать в машине матрешку.

5) Катать в машине зайку.

6) Нагружать на машину кубики, перевозить их в другую часть комнаты, разгружать их и аккуратно складывать.

7) Из перевезенных кубиков строить дорогу и возить все перечисленные игрушки по этой дороге.

8) На улице грузить в машину песок и перевозить его.

Б. Обыгрывание куклы.

1) Катать куклу в машине, коляске.

2) Кормить куклу ложечкой с тарелки или с блюдечка.

3) Кормить куклу ложечкой из чашки.

4) Поить куклу из чашки.

5) Укладывать куклу спать.

6) Учить аккуратно раздевать куклу и складывать ее одежду.

7) Учить одевать куклу в определенной последовательности.

8) Умывать куклу.

9) Купать куклу.

10) Причесывать куклу.

11) Учить куклу «ходить» и т.д.

12) Делать для маленькой куклы из кубиков стол, стул, кровать. Обыгрывать эти постройки: посадить куклу на стул, поставить перед ней стол, на него тарелку с «едой» и «кормить» куклу. Класть куклу на кровать. Водить ее по выложенной из кубиков дороге к выстроенному из двух кубиков домику; сделать возле домика из кубиков скамейку, на которой кукла может сидеть и отдыхать, и т. д.

Таким же образом обыгрывать и другие игрушки: матрешку, мишку, зайку, кубики и т. д.

II. Обучение игровым действиям

1) Ребенка надо учить производить игровые действия с игрушками по подражанию (сначала действие с игрушкой производит взрослый, а затем — ребенок).

2) Сначала ребенку показывают, а потом добиваются от него выполнения по подражанию и в конце концов по памяти взаимосвязанных между собой действий: помыть кукле руки, потом покормить ее, потом уложить ее спать; одеть куклу, поводить по комнате, потом покатать на машине и т. д.

3) Ребенка следует научить выполнять одни и те же действия с разными объектами: кормить куклу, матрешку, мишку, зайку, маленькую куклу и т. д.

4) Наконец ребенку показывается, как передавать в игре (с помощью игрушек) изображенные на картинках действия.

В процессе игры его учат называть игрушки и действия, которые с ними производятся.

Заключение

В настоящей работе авторы не ставили своей целью дать исчерпывающую психолого-педагогическую характеристику глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Данные, включенные в книгу, непосредственно касаются тех сторон и проявлений развития, которые необходимо учитывать при отборе в специальные дошкольные учреждения. Мы надеемся, что они помогут читателю правильно пользоваться предлагаемыми методами отбора и критериями оценок, что послужит уменьшению ошибок при направлении детей в специальные дошкольные учреждения.

Мы считаем также, что эти данные дадут возможность психологам и педагогам-дефектологам руководить обучением и воспитанием аномальных детей в семье по предлагаемой программе в тех случаях, когда ребенок не может быть направлен в специальное дошкольное учреждение. Знание особенностей психического развития аномальных детей дошкольного возраста поможет направить работу в семье на коррекцию и компенсацию тех сторон, которые в наибольшей степени страдают при данном характере дефекта.

Авторы не включают в работу ни определения того или иного дефекта, ни характеристики тех возможностей, которые дает раннее начало работы по компенсации и коррекции аномального развития.

Наши рекомендации