С одной стороны и с другой стороны
Часто проблемы, с которыми мы сталкиваемся, бывают неоднозначными и требуют взгляда под разными углами зрения. Креативные идеи чаще всего возникают, когда мы пытаемся найти неожиданный подход к проблеме. Группа исследователей[151]провела ряд экспериментов, призванных выяснить, может ли воплощение метафор, относящихся к креативности, на самом деле ее повысить. В первом эксперименте изучалась метафора с одной стороны и с другой стороны – в частности, исследователи хотели узнать, повысится ли креативность участников, если их попросят поднять сначала одну руку, а затем другую[152].
Исследователи пригласили 40 студентов для участия в двух якобы не связанных между собой экспериментах, проводившихся одновременно. Участников попросили придумать новые идеи по поводу университетского комплекса зданий и в это же время провели эксперимент, связанный с публичными выступлениями, где испытуемые должны были поднять и вытянуть одну руку, как обычно делают ораторы.
Эксперимент состоял из двух частей. На первом этапе все студенты держали правую руку вытянутой в сторону стены, а левую за спиной и при этом делились своими идеями по поводу использования университетского здания. На втором этапе всех студентов вновь попросили выдвинуть дальнейшие идеи относительно здания и громко их огласить. Одну половину участников при этом попросили, как и раньше, поднять правую руку, другую половину – поменять положение рук: левую вытянуть к стене, а правую завести за спину.
Ответы студентов записывались в аудиофайл, и два аналитика, не знавшие, какую руку поднимал участник, оценивали степень креативности по двум параметрам: количество идей и количество оригинальных, никем более не высказанных решений.
Результат оказался поразительным. Участники, которые поменяли положение рук на втором этапе, предлагали больше идей, и их идеи были оценены как более оригинальные и нестандартные. То есть эти участники были более креативны. Этой разницы не было на первом этапе эксперимента, где все испытуемые поднимали правую руку: отличия появились только на втором этапе, где половине из них было велено поменять положение рук: они оказались более креативны, чем те, кто в обоих случаях поднимал одну и ту же руку.
Не загоняйте себя в рамки
«Мыслить за рамками шаблона» – обычно значит быть креативным и гибким, не держаться условностей и смотреть на проблему свежим взглядом, чтобы решить ее новыми, нестандартными путями.
Те же исследователи решили посмотреть, сможет ли воплощение этой метафоры – мыслить за границами шаблона [153]– повлиять на креативность. 102 студента получили задания из теста отдаленных ассоциаций (Remote Association Test – RAT)[154], который создан для оценки степени креативности. Во время теста испытуемый читает три слова и должен найти еще одно слово, которое ассоциативно относится к каждому из трех. Например, к набору слов «падать, актер, пыль» – ответ «звезда»; к набору «опера, руки, тарелки» – ответ «мыло». Чтобы найти такие отдаленные связи, нужно мыслить креативно, то есть мыслить за пределами коробки .
Для описываемого эксперимента исследователи соорудили бокс (своеобразную коробку[155]) размером 5 × 5 футов (примерно 1,5 × 1,5 м) и разделили участников на три группы. Одна группа выполняла задания теста, сидя внутри бокса, другая – снаружи него, третья выполняла задание в помещении, где бокса не было. Те, кто выполнял тест, сидя за пределами бокса, верно ответили на большее количество вопросов, чем те, кто сидел внутри него или в помещении без бокса. Воплощение метафоры – мыслить за рамками шаблона (за пределами коробки в буквальном смысле) – повлияло на степень креативности участников. Исследователи исключили возможность того, что сидеть в боксе было менее удобно или что замкнутое помещение бокса повышало тревожность у тех, кто страдал клаустрофобией. Выяснилось, что отличие между групповыми результатами не имело также отношения к ощущениям, связанным с нахождением внутри или вне группы.
Затем был поставлен еще один эксперимент. Участникам показали изображения объектов, сделанных из блоков конструктора Lego, и попросили назвать реальные вещи, моделью которых могли служить продемонстрированные объекты. На этот раз, вместо того чтобы помещать участников внутри или вне бокса, исследователи создавали у них ощущение свободы или несвободы путем ограничения их движений. Испытуемые из одной группы отвечали на вопросы, перемещаясь вдоль фиксированного прямоугольного прохода, отмеченного на полу клейкой лентой, а другой группе позволили ходить по всей комнате. Результаты ясно показали, что участники, передвижение которых не ограничивали, порождали больше оригинальных идей, чем те, кому позволили прохаживаться только внутри ограниченного пространства.
В третьем эксперименте ученые выясняли, будет ли простое ментальное воспроизведение телесных движений достаточным для того, чтобы усилить креативность мышления. Иными словами – может ли воображаемое движение (когда испытуемый только представляет себе, как ходит по ограниченному пространству или двигается свободно) повлиять на креативность? Участникам предлагали перемещать аватар и представлять себе, что это их изображение в другой инкарнации. Перемещая картинку, участники по заданию организаторов придумывали идеи креативных подарков для знакомых. Одна группа двигала аватар вдоль фиксированного отрезка пространства, другая перемещала его без ограничений. Участники, перемещавшие аватар свободно, придумывали больше оригинальных идей для подарка (например, подписка на журнал), чем те, кто двигал иконку вдоль фиксированного пространства (например, компакт-диск).
Эти поразительные результаты свидетельствуют, что воплощение метафоры за рамками шаблона повышает креативность и что вам не обязательно реально сидеть вне бокса – вы можете свободно перемещаться по комнате, а не двигаться вдоль ограниченной линии. Достаточно даже того, что вы мысленно представите себе, будто перемещаетесь по комнате.
Попробуйте сложить два и два: они складываются!
Порой для решения проблемы нам не нужно придумывать новые идеи, можно просто взглянуть на очевидные факты и использовать имеющуюся информацию, – иными словами, сложить два и два . Однако для адекватного использования доступной информации нам порой может понадобиться нестандартное мышление.
Для исследования того, может ли воплощение метафоры сложить два и два усилить креативность, ученые разделили участников на две группы и каждой дали разрезанные пополам бумажные салфетки. Для одной группы половинки салфеток сложили в две стопки: одна на левом краю стола, другая на правом. Участники должны были одновременно брать половинки салфеток слева и справа и соединять их в одну посередине стола. Участникам из другой группы дали половинки салфеток, сложенные в одну стопку, и попросили перенести их все в середину стола. Таким образом, одна группа буквально складывала два предмета вместе, а другая просто передвигала предметы с одного места на другое.
Затем среди участников провели тест отдаленных ассоциаций, в котором, как уже описывалось, к группе из трех слов нужно было подобрать слово, ассоциативно связанное со всеми тремя. Те, кто занимался складыванием целых салфеток из двух половинок, ответили на большее количество вопросов, чем те, кто просто перемещал одну стопку. Одного воплощения метафоры сложить два и два хватило, чтобы усилить креативные способности участников.
Свободное хождение по комнате или по открытому пространству помогает освободиться от условностей и барьеров и позволяет мыслить иным образом – более творчески. Когда вы меняете положение рук, вы помогаете себе придумывать новые идеи, а когда физически кладете предметы вместе, то помогаете себе видеть неявные, отдаленные ассоциации. Иногда даже вообразить себе свободное хождение (то есть не физически воплотить метафору, а ментально) будет достаточно для того, чтобы повысить креативность. Во всех описанных экспериментах исследователи не упоминали метафоры открыто: участники воплощали значение метафоры, но не слышали ее и не говорили о ней.
Эти результаты имеют важное практическое значение. Во многих сферах жизни творческое мышление играет важную роль, и ни для кого из людей интеллектуального труда креативность не будет лишней. Художники, музыканты, писатели, аниматоры, дизайнеры, архитекторы, изобретатели, ученые, программисты и врачи должны мыслить творчески и не всегда держаться условностей. Без креативного мышления не обойтись и преподавателям – ведь им нужно, чтобы занятия были интересны студентам. Политикам и высшим руководителям требуется креативный подход к сложным социальным проблемам. Нелишним он будет и в нашей повседневной жизни при решении многих задач, не имеющих очевидных решений. Кому точно нужна креативность, так это родителям, пытающимся совмещать заботу о детях с карьерой. Мы хотим воспитывать детей в позитивном ключе, проявлять понимание и при этом держаться жестких правил. Нам нужно будить ребенка в школу без споров и учить его радоваться не только телевизору или компьютерной игре. Креативность важна и в приготовлении пищи – мы ведь должны не только соорудить вкусные и полезные блюда, которые понравятся семье, но и использовать при этом продукты, которые иначе испортятся из-за срока годности.
Новые идеи помогут также и при налаживании отношений с партнерами или супругами, когда не помогают ни споры, ни вежливые просьбы. Как мне сделать так, чтобы мой муж не складывал свои бумаги, портфель и прочие вещи на обеденный стол? Может быть, придумать ему награду, если он уберет их в другое место? Или оформить стол так, чтобы на него ничего невозможно было положить? Или поставить у двери маленький столик исключительно для вещей мужа?
С практикой креативность будет проявляться все больше – используйте ее для работы и дома. Попробуйте сменить положение рук и задействовать другую руку, как в эксперименте с участниками-ораторами: возможно, это поможет вам найти решение для повседневных проблем. Как разместить одежду так, чтобы она не мялась и ее легко было найти? Как держать в порядке рабочий стол и электронную почту? Я вот, например, все еще жду подходящей креативной идеи.
Владельцы предприятий креативной сферы – в рекламе, анимации, на телевидении – должны тщательно продумывать обстановку, в которой приходится работать людям. Унылое, ограниченное пространство подавляет творческое начало, поэтому поощряйте свободу передвижений в помещениях, сделайте рабочие места открытыми, чтобы они не напоминали коробки и кубики. Когда вам нужно породить новые идеи или решить проблему – свободно ходите, активно жестикулируйте, можно поиграть с несколькими объектами и объединить их в одно, тем самым сложив два и два .
Структурированное пространство многих школ может ограничивать способность детей к креативному мышлению, делая акцент на логике, фактах и послушании. «Хорошо вышколенный не значит хорошо образованный: я никогда не предпочитал первого второму», – сказал Марк Твен. Многие школы и сейчас придерживаются традиционной формы преподавания и держат учеников за партами. Хотя в приучении детей к дисциплине и сосредоточенности есть свои плюсы, но как всеобщий подход к обучению этот метод уже устарел. Некоторые школы делают процесс обучения более веселым и приятным и создают «альтернативные» зоны для занятий. Например, в экспериментальной израильской школе Ein Hayam меня особо поразило то, как много времени ученики проводят на улице – в школьном дворе, в небольшой рощице у школы, на берегу. Дети учатся в процессе игры, и учителя считают, что обучение происходит эффективнее, когда дети получают от него удовольствие. Однако в большинстве западных стран связь между обучением и удовольствием считается крайне сомнительной.
Чем больше детям нравится процесс обучения, тем большему они научатся. Однако я считаю, что здесь действует и другой фактор: дети постоянно находятся в движении и им на глаза попадается гораздо больше стимулов, воздействующих на креативность. Обучение посредством игры – приятное занятие, детям не приходится сидеть за партами, ничто не мешает их активности. Они больше жестикулируют и расширяют свое личное пространство, а не сидят неподвижно в маленькой закрытой классной комнате. Важность физических упражнений для усваивания материала и креативности отражена в книге «Искра» гарвардского профессора Джона Рейти (John Ratey, Spark)[156]. По мнению Рейти, движение неотделимо от обучения. Наши тело и сознание тесно связаны, и физическая активность заставляет мозг работать лучше. Дети, которые много двигаются и занимаются физическими упражнениями, показывают лучшие результаты во многих когнитивных тестах. Кроме того, при играх на свежем воздухе дети сталкиваются с большим количеством стимулов и физических ощущений (песок между пальцами ног, вода на лице, запах цветов, щебет птиц, деревья, морские ракушки с их разнообразием фактуры и цвета). Я считаю, что такой телесный и сенсомоторный опыт также положительно влияет на креативность и помогает детям воспринимать абстрактные понятия.
Этим я не подразумеваю, что классные комнаты нужно полностью запретить и перенести обучение на благословенный свежий воздух. Однако я считаю, что детям нужно больше движения, больше походов и больше времени под открытым небом. Бетховен после завершения Шестой симфонии, известной как «Пасторальная», написал: «Как счастлив я, что могу бродить среди кустарников, деревьев, лесов, травы и скал! Ибо леса, деревья и скалы дают человеку отзвук, в котором он так нуждается». Существует мнение, что на этот великий шедевр Бетховена вдохновили прогулки по Вене.
Если дети научатся стимулировать свою креативную способность, то вполне возможно, что они будут с большей готовностью решать проблемы в дальнейшей жизни. Это справедливо и по отношению к взрослым. Время от времени полезно подниматься с места и ходить по комнате, а еще лучше – выходить из дома. Всех проблем вы не решите, но это повысит ваши шансы найти более творческие способы с ними справиться.
В начале этой книги я рассказывала о моей службе в израильской армии, где я проводила много времени в бункере с неоновым светом, не зная, день сейчас или ночь, и дышала одним и тем же переработанным воздухом. Та среда совершенно не походила на современную творческую обстановку школ и учреждений. Недавно мне выдался случай посетить офисы компании Google – полную противоположность традиционным рабочим кабинетам с письменными столами и стульями. По территории компании многие сотрудники разъезжают на скутерах, в офисных помещениях много комнат для отдыха – комнат, похожих на удобные гостиные с телевизором и прекрасным видом из окна, где работники могут посидеть и выпить капучино, и комнат для игр со столами для пинг-понга, растениями и шезлонгами, и знаменитые горки, как на детских площадках, где взрослые работники могут на время почувствовать себя детьми. Все эти помещения оборудованы не просто для удовольствия служащих – в компании знают, что окружающая обстановка влияет на умственные способности, креативность и продуктивность. Работать в таком прекрасном месте – явное удовольствие, однако то, что сотрудники передвигаются по территории и взаимодействуют с таким количеством пространства, несомненно, стало одним из факторов, которые способствовали революционным инновациям, приведшим компанию к такому успеху.
Пролить свет на проблему
Приходилось ли вам когда-нибудь, решая кроссворд, силиться вспомнить слово? А затем вдруг – озарение, и вот готовый ответ. Этот миг внезапного понимания называют ага-эффектом или эффектом «эврика» и приписывают великому греческому математику Архимеду. По легенде, царь велел ему определить, из чистого ли золота сделана царская корона или бесчестный мастер добавил туда серебра. Обдумывая эту проблему в бане, ученый заметил, что, когда он опустился в ванну, уровень воды поднялся. Тогда он понял, что похожим способом можно измерить объем короны. Архимед пришел в такой восторг, что побежал по улице голым, крича «Эврика!», что по-гречески значит «Нашел!».
Такой момент ага-эффекта метафорически соотносится со светом. Мы пользуемся метафорами увидеть свет в конце тоннеля и пролить свет на ситуацию . Электрическая лампочка часто используется как эмблема изобретений и инноваций, она также символизирует вспышку понимания и решения проблемы. Автор рисунков, карикатур и комиксов, изображая пришедшую в голову персонажа новую идею, помещают лампочку над его головой.
Группа исследователей[157]решила выяснить, будут ли люди, увидевшие лампочку, более успешны при выполнении заданий, требующих догадки и креативного подхода. В ходе серии экспериментов участникам давали задания на смекалку и половине участников показывали лампочку.
В одном из экспериментов исследователи дали 79 студентам задачу на нестандартное – за рамками шаблона – решение: соединить четыре точки, стоящие в углах квадрата, тремя линиями без отрыва карандаша.
Эту задачу часто считают трудной, поскольку люди обычно полагают, что вокруг точек лежит граница, которую нельзя пересекать, и поэтому пытаются чертить линии строго между точками, внутри квадрата. Однако стоит только догадаться, что линию можно продолжать за пределы квадрата, и задача решается без труда.
После того как испытуемым давали задание, экспериментатор говорил, что в помещении довольно темно, и для половины участников включал обычную лампу накаливания, а для другой половины – верхний флуоресцентный свет. Результаты были поразительными: задачу успешно решали 44 % из тех, для кого включали лампочку, и всего 22 % из тех, для кого горел флуоресцентный свет. Вид горящей лампочки повышал способность испытуемых увидеть решение и сообразить, что линию можно продолжить за края квадрата. Схожие результаты были получены и во втором эксперименте, в котором участникам давали математические задачи, требующие смекалки. Те, кто видел перед собой горящую лампочку, давали правильные ответы чаще, чем участники из другой группы, сидевшие под флуоресцентным светом.
В третьем эксперименте исследователи предлагали участникам тест, связанный со словами, – уже упоминавшийся тест отдаленных ассоциаций. Как и в предыдущих случаях, экспериментаторы включали для одной группы лампу накаливания, а для другой – верхний флуоресцентный свет. Результат не изменился: те, для кого включали лампочку, давали большее количество правильных ответов, чем испытуемые из второй группы, для которых горел только флуоресцентный свет.
Те же исследователи провели четвертый эксперимент, где участникам вновь дали тест отдаленных ассоциаций, только на этот раз вместо противопоставления лампы накаливания и флуоресцентных ламп ученые использовали для одной группы ярко горящую лампу накаливания мощностью 25 ватт, а для другой – затененную лампу накаливания мощностью 40 ватт. Более яркую лампу для затененного света использовали затем, чтобы поток света от обеих ламп был примерно одинаковым. Тест RAT показал, что те, кто видел перед собой лампу, горящую в полную яркость, выполнили тест лучше и дали больше правильных ответов, чем участники из другой группы, перед которыми была затененная лампочка. Эти результаты подтверждают, что креативность повышается от вида зажженной яркой лампочки, которая метафорически соотносится с инновациями и догадками и символизирует открытие. Свет влияет на наши когнитивные процессы и повышает способность испытывать озарения и мыслить креативно.
Одно яблоко в день… добавляет вам креативности
[158]
Креативность может повыситься и от символов, ассоциирующихся с озарением и креативностью. Креативное мышление может усилиться даже от фирменного названия, соотносящегося с креативностью. Группа исследователей[159]выбрала две компьютерные фирмы – IBM и Apple. Обе – почитаемые торговые марки, но Apple больше ассоциируется с креативностью. Более того: фирма подчеркивает в рекламе свою инновационность и нонконформизм и использует слоганы типа Think different – «Думай иначе». Один мой юный друг, который только что перешел работать в Apple из другой высокотехнологической компании, сказал мне, что, хотя ему нравилось работать в прежней фирме, все же в Apple вся атмосфера пропитана креативностью.
Исследователи попросили группу студентов указать степень, в которой каждый из двух брендов – IBM и Apple – олицетворяет собой различные качества, в том числе креативность. Результат ясно показал, что Apple воспринимается как более креативный, чем IBM. Студентов также спросили, насколько им нравится каждая из компаний и как они к ним относятся. В ответах на эти вопросы разницы не наблюдалось: студентам равно нравились обе компании, их воспринимали положительно. Единственное отличие состояло в том, что Apple считали более креативной компанией.
После этого исследователи провели другой эксперимент с двумя группами участников, которым одну за другой показывали на компьютерном экране цифры, и целью испытуемых было складывать эти числа по мере их появления. Во время показа каждой цифры одной группе неявно показывали логотип IBM, а другой – логотип Apple. Оба логотипа появлялись на экране на 13 миллисекунд, участники не успевали воспринимать их сознанием: когда по окончании эксперимента они отвечали на вопрос об увиденном на экране, никто не заподозрил, что там был какой-то логотип.
Во время эксперимента участники выполняли творческое задание – «задание на нестандартное применение», в ходе которого они должны были написать как можно больше примеров нестандартного использования кирпича. Возможные варианты – придавливать им бумаги на столе, ставить его под дверь, чтобы не закрывалась, заворачивать в фольгу и использовать в качестве груза для гриля при приготовлении бекона или бутербродов. Задание предполагает, что чем более вы креативны, тем больше применений для кирпича сможете найти. Те испытуемые, которым показывали логотип Apple, находили кирпичу больше нестандартных применений. Кроме того, двое судей оценивали креативность первых трех способов использования кирпича, перечисленных участниками. У тех, кому показывали логотип Apple, эти пункты оказались более неожиданными. Демонстрации логотипа, даже не воспринимаемого человеком сознательно, оказалось достаточно для повышения креативности. Потрясающий результат!
Итоги этих экспериментов можно применить дома или на работе: развесить постеры с символикой, стимулирующей творческий подход: изображения лампочки, логотипов или слоганов различных креативных фирм, фотографию широкого поля или другого пространства, не имеющего границ, изображение комнаты с высоким потолком или человека, стоящего или сидящего за пределами ограниченного пространства. Может пригодиться и репродукция одной из картин Пикассо, написанных в стиле кубизма: они характеризуются оригинальным подходом к изображению реальности и показывают объект сразу с нескольких точек зрения. Подойдут и фотографии ландшафтов других стран, поскольку выяснилось[160], что после путешествий за границу творческие способности студентов усиливались. Как показывают описанные здесь исследования, эти приемы могут помочь вам больше, чем вы подозреваете. Будьте креативны и придумайте еще больше символов, которые позволят вам стать еще более креативными.
Выводы
Многие исследования, о которых рассказывает эта книга, свидетельствуют о том, что наши физические ощущения активируют абстрактные понятия и, как следствие, влияют на наши поступки, эмоции и мысли. Например, прикосновение к мягкому предмету повлияет на мягкость нашего последующего поведения, а от сладкой приятной пищи мы будем вести себя приятнее. От этих открытий захватывает дух.
Однако исследования, описанные в этой главе, демонстрируют еще более потрясающие результаты. Воплощение соответствующих метафор или реакция на символы, относящиеся к креативности, не только задействуют имеющиеся у нас знания, но и пробуждают способность быть креативными, придумывать новые оригинальные идеи и видеть отдаленные ассоциации. Воплощение метафор ощутимым образом увеличивает знания и влияет на способности. Сам факт воплощения метафоры или восприятия символа, соотносящегося с креативностью, влияет на нашу способность решать задачи такими способами, которые при других обстоятельствах не пришли бы нам в голову. Ошеломляющий результат. Ваши творческие способности – в ваших собственных руках! Ваше тело может помочь сознанию воплотить как малые, так и большие замыслы.
Эпилог
(вместо заключительной главы)
Пока я писала последнюю главу этой книги, я услышала по радио, что над Россией взорвался огромный метеорит, от которого пострадали сотни людей. Это явление редкое и необычное: даже другие природные катаклизмы, такие как землетрясения и цунами, случаются относительно редко. Это заставило меня задуматься о том, с какой легкостью природные стихии могут вмиг изменить человеческую жизнь без малейшего предупреждения.
Данная книга, впрочем, повествует не о зримых силах природы, повелевающих землей, морем и небом и способных изменить нашу жизнь самым трагическим образом. Моей целью было сосредоточиться на менее заметных факторах окружающей среды, которые мы не замечаем в повседневной жизни, но которые тем не менее оказывают на нас серьезное воздействие. Передовые инновационные исследования, о которых я рассказала, вновь и вновь демонстрируют нам удивительные эффекты взаимозависимости нашего внутреннего и окружающего мира. Восприятие нами с помощью физических чувств фактуры предметов, их запаха, цвета, веса, размера и чистоты влияет на наши поступки, эмоции и оценки.
Психологам и философам давно известно, что наше поведение зависит от телесных ощущений, однако только в последние несколько десятилетий стали возможны обширные исследования в рамках теории воплощенного познания , которые систематически изучают эти удивительные взаимосвязи, показывающие, что метафоры имеют вполне физический смысл.
Как утверждает теория воплощенного познания , мы воспринимаем абстрактные понятия через телесный опыт, ассоциирующийся с этими понятиями. Дети узнают мир через физические ощущения и приходят к пониманию конкретных идей расстояния, тактильных ощущений (твердый, мягкий и пр.), тепла, веса и размера или высоты. Например, дети чувствуют тепло, когда родители их держат на руках и обнимают, и таким образом ребенок постигает связь между физической и эмоциональной теплотой. Когда родители укладывают детей спать, уходят из комнаты и выключают свет, те начинают понимать разницу между близким и далеким, светлым и темным, позитивным и негативным. Связь между ростом и властью они усваивают, глядя снизу вверх на окружающих их взрослых.
Эти физические ощущения – базис и структурная основа для восприятия более высоких абстрактных понятий, таких как дружба, эмоциональная дистанция и статус. Наши эмоции, мысли и поступки основаны на физических ощущениях. Мы переводим взгляд выше, когда думаем о властных людях или группах, и считаем некое явление более важным, когда несем в руках что-то тяжелое.
Наши сенсомоторные ощущения и физическое мышление значимы не только для понимания взаимодействия мыслей и чувств, они также жизненно важны при создании искусственного интеллекта. Как сказал Ханс Моравек (известный изобретатель в области робототехники, теоретик, преподаватель университета Карнеги – Меллона), гораздо проще научить компьютер играть в шахматы, чем научить его имитировать восприятие младенца. Его теория, «парадокс Моравека», утверждает, что при создании роботов и искусственного интеллекта сенсомоторные навыки требуют намного больше расчетов, чем высокоорганизованные процессы, такие как обсуждение и аргументирование. «Парадокс Моравека» напоминает нам, что наши органы чувств имеют удивительную природу, они служат связующим звеном между нашим сознанием и миром и даже играют отдельную роль в развитии человеческого сознания.
Эти исследования показывают, что метафоры – идеальный посредник для воплощенного познания . Они постоянно присутствуют рядом с нами в речи и мыслях и постоянно влияют на нас невидимым образом. Метафора связывает конкретное понятие с абстрактным, она облегчает нам понимание абстрактного понятия через непосредственное и легко постижимое сравнение. Мы знаем, что холодный человек не стоял на морозе, что поднявшаяся на самый верх общества личность не вышагивала по ступеням общественных зданий, что эмоционально далекий человек может сидеть от нас в непосредственной близости. Тем не менее между абстрактными идеями и ощущаемым нами миром существует четкая связь. Этот «физический разум» снабжает нас ценной информацией, но подчас и делает рабами предубеждений. Под воздействием холодной температуры мы больше склонны считать человека холодным , даже когда такое мнение о нем неверно. Однако знание об изменчивых связях между телом и сознанием может помочь нам избежать неверных оценок и уберечься от влияния ненужных воплощенных факторов.
Некоторые психологи полагают, что метафоры – всего лишь отражение ассоциаций между физическими ощущениями и абстрактными понятиями, однако многие ученые обнаружили, что на деле эти образные выражения являются частью процесса восприятия и играют важную роль в нашем понимании абстрактных концептов. Исследования, описанные в данной книге, показывают, что метафоры не просто фигуры речи, обогащающие язык и придающие ему дополнительную глубину. В действительности наше мышление является образным. Метафоры, пройдя определенный путь развития, стали универсальными и образными единицами смысла в нашем сознании . Они более значимы, чем мы себе представляли ранее, и активно воздействуют на наши мысли и поступки.
Мы видели, как чашка горячего кофе растапливает сердце и меняет мнение людей, тяжелые планшеты добавляют весомости валютам, а свежевымытые руки дают право на обман. И хотя вы, несомненно, по собственному опыту знаете, что температура воздуха способна воздействовать на ваш настрой, вы вряд ли подозревали, что простое прикосновение к теплому предмету может повлиять на ваше мнение о человеке или сделать вас более общительным. Тактильные ощущения играют в жизни более серьезную роль, чем считалось раньше. Вряд ли вы задумывались о том, что мягкость стула, на котором вы сидите, может сказаться на вашем стиле ведения переговоров и тем изменить их результат. Если даже вы интуитивно догадывались, что жестикуляция и ходьба способны помочь вам с решением некой проблемы, то вы, вероятно, никогда не подозревали, что посидеть за границами коробки (за рамками шаблона) – отличный способ повысить креативность мышления.
Рассказывая об этих экспериментах и их потрясающих результатах, я порой слышала от скептиков что-то вроде такого: «Да-да, все это очень интересно, но не преувеличиваете ли вы?» Многим сложно поверить в то, что такие результаты исследований не обусловлены некими неучтенными факторами или несовершенством самого эксперимента. Как может физическое ощущение метафорически соотноситься с эмоциями и поступками и иметь над нами такую власть?
Удивительные исследования, описанные мной в этой книге, были проведены авторитетными учеными из солидных университетов, их результаты опубликованы в серьезных, престижных научных журналах, методику проведения экспериментов контролировали независимые эксперты. Исследования были задуманы и проведены с большой тщательностью, участники из одного и того же слоя населения распределялись по группам произвольным образом, между группами не было других отличий, кроме изучаемого экспериментом влияния (факт вытирания рук, цвет фона на изображении и пр.). Эксперименты ставились способами, полностью обеспечивавшими уверенность в том, что на поведение испытуемых влияют исключительно те факторы, ради изучения которых и задуман опыт.
Тем не менее ученым при вести о таких поразительных результатах и в самом деле пристало держаться настороже и хранить скептицизм, ведь порой странные и неожиданные открытия оказываются всего лишь плодом ошибок, или недостоверных данных, или сознательного манипулирования результатами, к которому порой прибегают недобросовестные экспериментаторы. Изучение воплощенного познания (так же как и исследования во всех прочих научных областях) тоже не обошлось без нескольких сомнительных случаев, когда методика проведения экспериментов имела серьезные изъяны и результаты оказались неверными и ненадежными. Эти психологи впоследствии были вынуждены объявить свои опыты недействительными, двое из них даже ушли из университета. Такие исследования я, разумеется, не вставляла в книгу, и упоминаемые мной эксперименты тщательно проверяла, чтобы убедиться, что описываю здесь только самые достоверные и обоснованные данные, полученные в этой новой и захватывающей области знания.
Однако в недавнее время некоторые самые знаменитые и наиболее цитируемые статьи в области социальной психологии стали объектами нападок из-за неудачных попыток повторить те же опыты. Большинство критикуемых исследований не относились к воплощенному познанию , описываемому в этой книге, хотя некоторые эксперименты, связанные с этой теорией, тоже подвергались критике. Чтобы обеспечить надежность сведений и быть уверенной, что результаты экспериментов истинны, я в основном опиралась на те, в рамках которых проводилось больше одного эксперимента. Когда один и тот же вопрос изучается в ходе нескольких экспериментов, использующих разные методики, то результат можно считать достаточно надежным, а общие заключения – достаточно верными, шанс случайных, непреднамеренных отклонений здесь невысок. В большинстве случаев, описанных мной в книге, исследования проводились в разных лабораториях и порой даже в разных странах, однако результат был одинаков. Например, влияние физического веса на восприятие важности было открыто в ходе разных экспериментов, проводившихся в нескольких лабораториях в США и Нидерландах.
Однако все же существует возможность того, что некоторые из этих экспериментов при повторных попытках их воссоздать не дадут того же результата. Я полагаю, что в случае исследований по воплощенному познанию главная причина таких неудач может заключаться в большом разнообразии переменных факторов (таких как окружающая обстановка, личностные качества, культура), которые не были учтены в изначальных опытах. Эти факторы могут оказать свое влияние на результат, и, откровенно говоря, их не так-то легко учесть. И все же перед нами лежит новая и захватывающая область для изучения, и – как часто случается в науке – первые этапы исследований стали источником удивительных открытий. Исследования следующего этапа, несомненно, учтут дополнительные переменные, способные влиять на результаты, и послужат уточнению и углублению теорий. Перед следующим поколением ученых, которые будут заниматься разработкой теории воплощенного познания , стоит задача изучить эти переменные и расширить теорию до рамок, в которых она сможет объяснить, как, когда и почему возникают эти удивительные связи между телом и сознанием.
Будущие исследователи могут, например, попытаться выяснить, в каких случаях физические ощущения оказывают наименьшее влияние. Например, мы уже знаем, что прикосновение к теплому предмету воздействует на наши оценки и поведение, однако не будет ли на эту конкретную связь влиять температура воздуха: прикосновение к теплому предмету в холодный или жаркий день может вызвать разный эффект. Иные факторы, та