Почуять запах и напасть на след
Запах тоже способен влиять на наши эмоции, поведение и оценки. Широко известна его способность воздействовать на поведение покупателей. Риелторы говорят, что надежный способ ускорить продажу дома – сделать так, чтобы в нем стоял запах свежеиспеченного хлеба или сдобы (особенно с примесью ноток ванили): тогда потенциальный покупатель будет более склонен к покупке. Несколько исследований показали, что в магазинах с приятным запахом покупатели проводят больше времени и тратят больше денег, а также более позитивно оценивают товар. В эксперименте[131], проведенном в крупном престижном магазине одежды, исследователи в течение недели распыляли аэрозоль с приятным запахом и сравнивали поведение покупателей за этот период с покупательским поведением в другую неделю, когда никакого специального запаха не было. В «ароматную» неделю покупатели лучше отзывались о магазине и его продукции и выражали больше желания прийти снова.
Еще один эксперимент[132]показал, что приятный запах в магазине влиял на количество потраченных денег, но только среди молодых покупателей. В другом эксперименте ученые[133]сказали участникам, что группа студентов собирается открыть у студенческого кампуса магазин с разнообразными товарами. Участников просили войти в сооруженный ради эксперимента магазин и оценить помещение и товары. Студенты одной группы посещали магазин, когда в нем были распылены аэрозоли с ароматами лаванды, имбиря, мяты или апельсина; другая группа приходила в магазин, когда запахов в нем не было. Студенты из первой группы (посетившие «ароматизированный» магазин) отзывались о нем и товарах более благосклонно, чем студенты из второй группы.
Работники сферы обслуживания прекрасно осведомлены о том, что запахи влияют на поведение клиентов. Многочисленные магазины, рестораны, клубы и гостиницы активно используют этот эффект, наполняя пространство нужными запахами. По словам Карен Равн из Los Angeles Times [134], когда фирма Verizon представляла публике свой новый телефон LG Chocolate, во многих фирменных магазинах распыляли аэрозоль с ароматом шоколада. Приятные запахи, присутствующие в помещении, влияют на настрой клиентов не только в торговых точках. Эксперимент[135], проведенный в одном из казино Лас-Вегаса, показал, что в те дни, когда зону у игральных аппаратов ароматизировали, клиенты играли более охотно и тратили больше денег по сравнению с теми днями, когда никаких специальных запахов не было. Во время выездного эксперимента, проводившегося в пиццерии небольшого городка во французской Бретани[136], исследователи обнаружили, что посетители дольше оставались в ресторане и тратили в нем больше денег, когда в помещении витал аромат лаванды. В танцевальных клубах люди также танцевали больше и отзывались о вечере как о более приятном в тех случаях, когда в помещении пахло апельсинами, морем или мятой; в тех случаях, когда никакого специального запаха не было, отзывы были более сдержанными[137].
Вас, возможно, удивит тот факт, что некоторые запахи влияют не только на наше покупательское поведение, но и на когнитивные и физические способности. В ходе нескольких исследований обнаружилось, что ароматы перечной мяты и корицы способствовали большему успеху в когнитивных тестах, в том числе в заданиях на внимание и память[138][139], на скорость набора текста и сортировки данных[140], а также улучшали результаты пользователя в видеоиграх[141]. Запах мяты столь же благоприятно влиял на результаты физических упражнений. Например, участников опыта просили 15 минут позаниматься на беговой дорожке, в это же время снимая им кардиограмму[142]. Те, кто выполнял упражнение в помещении с мятным запахом, воспринимали нагрузку как более легкую. Еще один эксперимент показал, что запах перечной мяты не только влияет на психологическое восприятие тяжести нагрузки, но и на деле повышает силу и выносливость и улучшает результат: спортсмены в ароматизированном мятой помещении быстрее бегали, сильнее сжимали кистевой тренажер и отжимались большее количество раз, чем те, кто занимался в помещении без запахов[143].
В следующий раз, когда вам придется готовиться к экзаменам, писать статьи и отчеты или платить по счетам, сделайте это более приятным (и быстрым!) способом: с использованием запаха мяты или корицы. Может помочь и жевательная резинка или мятный леденец, или просто перед работой откройте на время коробочку с пряностями, чтобы в комнате появился нужный запах. Можно также приобрести освежитель воздуха с ароматом корицы или перечной мяты. Эта простая хитрость сделает трудную работу не такой уж трудной.
Несколько исследований показали, что запахи влияют на наше взаимодействие с людьми. Одним из самых приятных считается аромат свежевыпеченного круассана, к которому примешивается запах свежемолотого кофе. Вероятно, вашему обонянию это тоже нравится, но знали ли вы, что это может усилить ваше чувство симпатии к окружающим? В одном из исследований[144]экспериментаторы обращались с просьбой к покупателям крупного торгового центра, выбирая места с хорошим запахом: поблизости от кондитерских (Cinnabon, Mrs. Field’s Cookies), кофеен, использующих обжаренные зерна кофе (Coffee Beanery), а также места рядом с магазинами одежды (например, Nine West или Banana Republic), где не наблюдалось никакого выраженного запаха. Просьба к прохожим была простой: разменять долларовую купюру. Там, где пахло приятно, люди чаще откликались на просьбу, чем в местах без запаха.
Аромат свежей выпечки усиливает не только готовность помочь, но и склонность к романтическим отношениям. В исследовании, проведенном в крупном торговом центре, молодые люди подходили к девушкам и просили у них номер телефона[145]. Экспериментаторы держались поблизости от точек двух типов: в «ароматных» местах (кондитерские и булочные) и в местах без ярко выраженного запаха (магазины одежды). В местах с приятным запахом девушки давали номер телефона охотнее, чем там, где запахов не было.
Если вам нужно привлечь внимание незнакомого человека, попытайтесь сделать так, чтобы в помещении, где вы будете общаться, пахло приятно. Если дело происходит в торговом центре, поищите ближайшую булочную или кофейню, где варят свежий кофе, и договоритесь о встрече там. Эксперименты свидетельствуют, что в окружении запахов приятной пищи или напитков ваши действия будут успешнее, чем в других местах.
Приятные запахи также могут помочь в тягостных ситуациях, когда, например, приходится сидеть в окружении посторонних людей – перед приемом у врача, перед собеседованием, в гостиничном холле в ожидании, пока вам приготовят комнату или пока придет человек, с которым назначена встреча. Исследователи[146]сравнили поведение незнакомых между собой людей, которые сидели в ожидании – одни в помещении с запахом, другие в помещении без запаха. В комнате, где в воздухе витал запах масла герани, люди больше общались с соседями: там было больше разговоров, взаимных взглядов и касаний, общение происходило на меньшем расстоянии – люди придвигали стулья ближе друг к другу, а не отсаживались в сторону.
Приятные запахи позитивно влияют на наш настрой и соответственно повышают эффективность общения, усиливают склонность помочь окружающим и способствуют тому, что места вроде магазинов и ресторанов считаются более приятными. Однако в других случаях некий запах пробуждает конкретные ассоциации, соматически связанные с ним. Например, запах моющих средств активирует мысленные ассоциации с уборкой и чистотой и настраивает на поведение, связанное с идеей чистоты. Исследователи[147]показывали участникам несколько последовательностей букв и просили их как можно быстрее указать, реальное ли слово они видят (например, different ) или бессмысленный набор букв (например, rinexe ). Одни слова относились к чистке и мытью – например, гигиена или уборка , другие не имели никакой связи с этой сферой (например, компьютер или велосипед ). Половину участников усадили в помещении с цитрусовым запахом моющего средства, другую половину – в помещении без запаха. Те, кто сидел в помещении с запахом, реагировали на ассоциирующиеся с чистотой слова быстрее, чем их коллеги в другом помещении. Участники не знали, что запах, относящийся к чистоте, улучшал их реакцию.
Во втором эксперименте, в ходе которого половину участников усадили в комнате с цитрусовым запахом, ассоциирующимся с чистотой, а другую половину в помещении без запаха, исследователи попросили испытуемых написать список из пяти дел, запланированных на тот день. Те, кто находился в помещении с запахом, вписали в список больше дел, связанных с чисткой и мытьем, чем участники из второй группы. Третий эксперимент, проведенный теми же исследователями, оказался наиболее интересным. Как и прежде, участники сидели в помещении с запахом и в помещении без запаха, но на этот раз им раздали анкету – она была совершенно неважна для эксперимента и служила лишь поводом к тому, чтобы усадить участников в определенные помещения. После заполнения анкеты всех участников перевели в другое помещение без запаха и дали каждому съесть печенье, оставлявшее много крошек. Участников снимали скрытой камерой, чтобы исследователи могли тщательно изучить их реакцию. Те, кто на первом этапе были в помещении с запахом, связанным с чистотой, убирали со стола крошки чаще, чем участники, сидевшие в помещении без запаха.
Эти удивительные результаты свидетельствуют о том, что простое вдыхание запаха, вызывающего ассоциации с чистотой, влияет на наши поступки по соблюдению чистоты. Если вам хочется, чтобы ваши дети, супруги или соседи по комнате держали жилье в чистоте, сделайте так, чтобы в помещении был запах, ассоциирующийся с чистотой.
Описанные эксперименты показывают, что определенный запах активирует в мозгу понятия соматического уровня (запах «чистоты» способствует «чистому» поведению). К данному моменту вы уже догадываетесь, что нам, ученым, занимающимся теорией воплощенного познания , интересно выяснить, может ли определенный запах, метафорически связанный с конкретным поведением, изменить в соответствующем направлении наши суждения или поступки. В главе 9, исследовавшей вопросы морали, мы видели, что в таких метафорах, как чистая совесть или прогнить насквозь , ассоциации с физически приятными ощущениями или брезгливостью отражали моральные оценки и одни и те же нравственные дилеммы разрешались по-разному.