Игра «где мы выли, не скажем»

Ход занятия. Дети делятся на две группы. Группы рас­ходятся в разные стороны и договариваются, какую деятель­ность они будут изображать. Одна группа показывает движе­ние, а вторая должна догадаться по движениям, что дети делают. Дети изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали или сами выполняли, например мы­тье рук, причесывание, чистку зубов, стирку белья, чистку бо­тинок, чтение книг и т.д.

Первая группа детей, которая загадывает, подходит ко вто­рой и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, по­кажем», после чего и показывает действия. Вторая группа от­гадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют. Игра повторяется: те, кто от­гадывал, теперь загадывают. Эту игру хорошо проводить на про­гулке с детьми разного возраста: чем старше дети, тем действия, которые они придумывают, становятся более сложными.

Оборудование: карточки с дорожными знаками (по се­риям): дорога идет в (бензозаправку, пункт техобслуживания, медпункт и т.д. - 3 варианта); встречи в пути (люди, живот­ные, виды транспорта и т.д. - 3 варианта); сложности в пути, возможные опасности (железнодорожный переезд, узкая доро­га, мост - 3 варианта); запрещающие знаки (проезд запрещен, обгон запрещен, ограничение скорости - 3 варианта); полоски бумаги, изображающие эту дорогу; игрушечный автобус; 30 зе­леных кружочков.

Ход занятия. Дети усаживаются вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвленная дорожка (из бумаги). Педагог ставит в начале дорожки автобус и говорит: «Работа водителя нужная и трудная. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий на дороге. А происшествия могут быть разные: то дорога разветвляется и водителю надо решить, куда ехать; то путь лежит мимо школы или детского сада и маленькие дети нечаянно могут выскочить на дорогу; то бензин закончился в баке; то вдруг испортился мотор; то вдруг у пассажира, который едет рядом с шофером, что-то заболело. Чтобы помочь водителю в различных сложных ситуациях, люди решили по всем дорогам расставить знаки - картинки. Посмотрит на них водитель и сразу поймет, о чем знак «гово­рит». Но для этого обязательно нужно знать их. Когда вы вы­растете, станете взрослыми, то тоже сможете научиться водить машину, а со знаками мы уже познакомимся сегодня». Педа­гог продолжает: «Автобус быстро мчится по дороге, и вдруг мотор стал глохнуть, что-то сломалось». Во время рассказа пе­дагог то продвинет автобус вперед, то останавливает его. В со­ответствии с рассказанным сюжетом дети должны догадаться, около какого знака остановился водитель, и без лишних дета­лей рассказать, что там может быть нарисовано. Варианты зна­ков, предлагаемые дошкольниками, обсуждаются.

Педагог комментирует движение автобуса, при этом ориен­тируется на имеющиеся у него карточки с дорожными знака­ми. Игра заканчивается словами: «Сегодня мы познакомились с некоторыми дорожными знаками, которыми пользуются во­дители не только в нашем городе, но и во всей стране, даже во­дители других стран. Советуем вам, когда будете переходить дорогу, ехать в автобусе, троллейбусе, трамвае, машине, обра­щайте внимание на знаки». Каждый раз обыгрываются знаки 1-3 серий. Игру следует повторить, предлагая те дорожные зна­ки, которые вызывают трудности у детей.

Серия 3

Игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию

ИГРА «ПОЕЗД»

Оборудование: большой лист бумаги, карандаш; четы­ре стрелки (длина 50-60 см).

Ход занятия. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором лежит большой лист бумаги. Педагог рисует план групповой комнаты, обозначая четыре основных ориен­тира: дверь, два окна, кукольный уголок, - и объясняет, что он изображает. Затем говорит: «Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будете вагончики, я паровоз. Поезд поедет туда, куда показы­вает стрелка». Педагог прочерчивает на плане путь поезда: от двери по диагонали комнаты в угол; вдоль одной из стен до дру­гого угла; по диагонали комнаты в противоположный угол; сно­ва вдоль стены комнаты. И в плане, и в реальной комнате при каждом повороте поезда ставится стрелка, указывающая на из­менение направления пути. Она должна быть хорошо видна всем детям.

Дети выстраиваются по одному в колонну, кладя руки на плечи впереди стоящего. Педагог, указывая на стрелку, го­ворит: «Поехали!» Все начинают двигаться, приговаривая: «Чу - чу - чу!» Педагог ведет поезд в одном направлении. Дой­дя до стрелки, обозначающей поворот, он говорит: «Стрелка по­казывает, что надо завернуть сюда». Поезд движется до следу­ющего указателя: «А здесь стрелка показывает, что повернуть надо в эту сторону». Поезд идет в новом направлении. Когда все указатели пройдены, педагог говорит: «Остановка». Все ос­танавливаются, опускают руки. Затем педагог говорит: «Сей­час паровозом будет Саша. Он поведет весь поезд и будет вни­мательно смотреть, куда указывает стрелка».

Примечание. Каждый поезд должен три раза поменять направление движения.

Наши рекомендации