Тест Д.Р.Струпа «Психологическое тестирование интенсивности и избирательности внимания».
В 1935 году Джон Ридли Струп опубликовал статью под названием «Исследование интерференции в серии вербальных реакций», которая включала в себя три различных эксперимента. В этих экспериментах Д.Р.Струп использовал три вида стимулов для одного и того же теста. В первом варианте названия цветов были напечатаны черными чернилами. Во втором варианте названия цветов были напечатаны чернилами, отличными от истинного названия цвета. И в третьем варианте были предложены квадраты, окрашенные в цвета, соответствующие цвету чернил во втором эксперименте.
В первом эксперименте использовался стимульный материал первого и второго порядка. Участники должны были прочитать названия цветов независимо от того, какими чернилами они написаны (слово «фиолетовый» испытуемый должен был прочитать как «фиолетовый» не зависимо от того, что это слово написано красным цветом). Во втором эксперименте использовались стимулы второго и третьего порядка. Участники должны были называть цвет, которым написано слово, вне зависимости от самого слова в случае со стимулами второго порядка (так если слово «фиолетовый» написано красным цветом, что испытуемый должен сказать «красный») и называть цвет квадрата в случае со стимулами третьего порядка. В третьем эксперименте Д.Р.Струп исследовал испытуемых во время работы с различными заданиями и стимулами, использованных в первом и втором экспериментах, чтобы учесть эффект ассоциаций.
Д.Р.Струп обнаружил, что испытуемые во втором эксперименте тратят значительно больше времени, называя цвет слов, по сравнению со временем, которое они затрачивают, называя цвет квадратов, хотя подобной задержки не наблюдалось в первом эксперименте. Такая интерференция объяснялась автоматичностью чтения, где разум автоматически определял семантическое значение слов, но затем должен был отвергнуть это первое впечатление в связи с необходимостью определять цвет слова, процесс, который не является автоматизированным.
Данное явление получило название эффекта Струпа - латентное время называния краски, которой отпечатано слово, увеличивается пропорционально семантической связи этого слова с цветовой областью. Максимальная задержка наблюдается, если слово обозначает цвет, отличный от цвета краски (слово оранжевый напечатано голубой краской); при совпадении значения слова и названия цвета краски происходит уменьшение латентного времени по сравнению с латентным временем называния нейтральных изображений.
Для нашего исследования мы использовали следующую модификацию теста Д.Р. Струпа с использованием персонального компьютера. Испытуемому предлагается таблица из слов, обозначающих разные цвета. Эти слова могут быть бесцветными (серыми) или написанными разными цветами. Испытуемый должен просматривать эти слова строчка за строчкой, слева направо, передвигаясь от слова к слову нажатием клавиши-стрелки "вправо" и вычеркивая все заданные слова нажатием клавиши-стрелки "вниз". В случае ошибки оно может вернуться назад (клавиша "влево") и снять зачеркивание нажатием клавиши-стрелки "вверх". Задача - просматривать строчки и вычеркивать слова как можно быстрее, но самое главное - работать без ошибок, внимательно, ни одного заданного слова не пропустить и ни одного лишнего не вычеркнуть.
В таблице представлены последовательно строки бесцветных слов (написанных светло-серым цветом на черном фоне) и цветных слов (написанных цветом, в большинстве случаев не совпадающим с цветом, который обозначается этим словом) - последовательно по две строки цветных и бесцветных – для исключения влияния эффекта выработки навыка. Слова выровнены по яркости и заведены в отдельные ячейки, чтобы скорость обработки бесцветных слов не снижалась из-за необходимости выделять однообразно серые слова из фона (такой эффект был замечен на этапе разработки). Данные по работе испытуемого с первой и последней строками не обрабатываются (для исключения ошибок регистрации времени, связанных с периодом зрительного ознакомлением с таблицей и ожидания завершения теста на последней строке).
Обработка результатов проводится следующим способом. Все действия испытуемого регистрируются с вычислением следующих первичных показателей:
1. Время обработки бесцветных строк (мс)
2. Время обработки цветных строк (мс)
3. Количество ошибок в бесцветных строках
4. Количество ошибок в цветных строках
При этом ошибками считаются все неправильные действия, в том числе позднее исправленные (проход мимо слов, которое нужно зачеркнуть, а также зачеркивание слова, которое нужно пропустить).
Далее рассчитываются вторичные показатели:
5. Коэффициент Струп-эффекта по скорости (частное от деления длительности обработки цветных и бесцветных строк (равных по длине).
6. Коэффициент Струп-эффекта по точности (количество ошибок в цветных строках + 1, деленное на количество ошибок в черно-белых строках + 1; единица добавляется к количеству ошибок для исключения необходимости деления на 0).
По нашему мнению, отобранные методики отвечают цели и задачам исследования
В результате исследования были получены следующие первичные данные.
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент (преобразующий, обучающий) – это активное воздействие на условия, в которых находится объект, с целью изучения динамики развития изучаемого процесса или явления. Формирующий эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон личности, а их активное формирование или воспитание. В этом случае в ходе эксперимента создается специальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, глубже раскрыть их структуру.
Формирующий эксперимент широко используется при изучении конкретных путей формирования качеств личности, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием, изучением и апробацией наиболее эффективных технологий, методов, приемов, форм учебно-воспитательного процесса.
В процессе формирующего эксперимента организуется проверка выдвинутой гипотезы. Изменяются или вводятся новые условия, с целью изучения влияния этих условий на педагогический процесс. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.
Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, что позволяет решать проблемы, имеющиеся в учебно-воспитательном процессе.
На основе данных первичной диагностики, была составлена коррекционно развивающая программа, направленная на развитие произвольного внимания. Основой ее послужили принципы описанные ниже.