II Организация и процедура исследования

Организация исследования

Цель данного исследования: написание и апробация коррекционно-развивающей программы

Гипотеза нашего исследования: Мы предполагаем, что использование комплекса коррекционно-развивающих игр и упражнений в процессе обучения, будет способствовать совершенствованию развития свойств внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.

В связи с этим, задачами нашего исследования явились:

1. Проведение первичной диагностики с целью определения уровня развития произвольного внимания у детей с ЗПР.

2. Написание коррекционно-развивающей программы

3. Проведение вторичной диагностики с целью определения уровня развития произвольного внимания у детей с ЗПР

4. Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики.

Этапы исследования:

1.психологическая диагностика детей

2.математическая обработка полученных данных, а так же получение сведений и установление взаимосвязей, играющих роль для составления коррекционно-развивающей программы

3.проведение коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с программой

4.анализ эффективности проведенной работы

Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учиться управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно.

Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнок не редко приспосабливается к условиям учёбы.

Выбор метода обследования уровня развития внимания - один из наиболее сложных этапов диагностико – коррекционной работы.

Для научно-практической психодиагностики важным является быстрота и акцент обследования на конкретной проблеме.

В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта

Очень важно сочетание этих подходов, но главным является качественная характеристика полученных данных.

Тестовые методики обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах.

Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткого отбора, селекции учащихся. Эти методы помогать выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции и содействия развитию учащихся.

Опыт работы школьных психологов показывает, что психолог должен владеть самыми разнообразными методами - как высоко формализованными (техниками типа теста Д.Векслера, опросника Кэттлера, теста Алетхадора), так и низко формализованными (наблюдение, беседа, проективные методы). Лишь разнообразие методов может дать новое знание.

Очень эффективен метод так называемого «интенсивного наблюдения» Он даёт тонкое психологическое значение ребёнка.

Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития.

В целом ряде случаев психолог должен получить быструю и оперативную информацию о ребёнке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику.

Экспресс-методики большей частью основаны на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий. В качестве таких психодиагностических средств могут быть использованы так называемые функциональные пробы.

Роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребёнок в своей жизнедеятельности.

Центральный момент диагностико-коррекционной работы - психологический диагноз.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз - предсказание на основе проделанных этапов исследования. Прогноз фиксируется в двух направлениях: при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.

Работа психолога обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций.

Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом.

Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощью и под постоянным наблюдением психолога.

Содержание и адресат рекомендации зависят от сложности вопроса и области его разрешения. Психолог несёт полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат.

Для составления программы, прежде всего, необходимо определить предмет программы (внимания младших школьников). Ставиться цель, определяются задачи; объект исследования.

Далее ставиться психологический диагноз и составляются соответствующие рекомендации.

Психологический диагноз - центральный момент диагностико-коррекционной работы. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учётом зоны ближайшего развития ребёнка,

Для определения уровня внимания исследуемой группы детей на формирующем этапе эксперимента была использована методика методика Д.Векслера, субътест № 11 «Шифровка», тест Д.Р.Струппа «Психологическое тестирование интенсивности и избирательности внимания.

Обследование проводилось в групповой форме, в условиях максимально исключающих взаимодействие каких-либо факторов. Диагностические процедуры проводились два раза в неделю, в первой половине дня, с целью предотвращения утомляемости и снижения мотива, деятельность была совместной: ребенок и экспериментатор. Учитываю высокую сензитивность детей с ЗПР к ситуации успеха и неудачи, использовались приемы сниженной оценочности рабочей ситуации. Все дети были заинтересованы процессом и с удовольствием участвовали в исследовании, работали с интересом.

2.2 Описание выборки:

В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста с зпр в составе 15 учеников 1 класса восьмого-девятого лет жизни.

Процедура исследования

В ходе представления администрации школы-интерната №37, в частности, при беседе с заместителем директора по воспитательной работе З.Н.Елышевой, для последней был очерчен уровень имеющихся знаний, умений и навыков практиканта как достаточный для проведения мероприятий по:

- психологической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья;

- математической обработке полученных эмпирических данных, а также получению сведений и установлению взаимосвязей, играющих роль основы для составления психокоррекционной программы;

- составлению и представлению на утверждение администрации психокоррекционной программы;

- проведению психокоррекционных мероприятий в соответствии с утвержденной программой (при условии супервизии со стороны администрации школы-интерната №37).

Заместитель директора по воспитательной работе З.Н.Елышева, учитывая заявленный практикантом уровень знаний, умений и навыков, сформулировала следующую имеющуюся у школы практическую потребность. Процесс адаптации учеников первого класса школы-интерната №37, помимо традиционно анализируемого в психологической литературе, осложнён спецификой недоразвития высших корковых функций лобных долей головного мозга, что, в частности, связано с дефицитарностью произвольного внимания у таких детей. Вместе с тем, повышение уровня развития произвольного внимания благотворно сказывается на вхождении первоклассников в школьную жизнь, ведёт к их индивидуальным успехам в освоении школьной программы, и, как следствие, положительно влияет на развитие у них угнетённых органическими причинами когнитивных процессов. Указанную задачу, как отметила в беседе З.Н.Елышева, педагоги школы-интерната №37 решают каждый год. В этой связи практиканту было предложено поучаствовать в решении задачи развития произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, посещающих 1 класс школы-интерната №37 в 2011/2012 учебном году, для чего:

- провести психологическую диагностику развития произвольного внимания у них;

- описать развитие произвольного внимания у детей и установить значимые для последующей коррекции взаимосвязи;

- составить программу психологической коррекции развития произвольного внимания;

- при условии супервизии педагогического персонала школы-интерната №37 практически провести мероприятия психологической коррекции;

- проанализировать эффективность проведённой работы.

Наши рекомендации