Тема: «Развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития»

Выполнила:

Антонова Светлана Владимировна

6 курс 364/с группа

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Паттурина Наталья Павловна

Рецензент:

Логинова Людмила Ивановна

Санкт-Петербург

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 6

1.1 Понятие внимания в современной психологии 6

1.2 Задержка психического развития. Определение. Причины. Классификация 14

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 17

1.4 Особенности внимания младших школьников с ЗПР 28

1.5 Принципы построения коррекционных программ 37

Выводы по I главе 47

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВНАИЯ 49

2.1. Организация исследования 49

2.2 Описание выборки 53

2.3. Процедура исследования 53

2.4.Методы и методики исследования 54

2.4.1. Беседа 56

2.4.2 Наблюдение 56

2.4.3 Тестирование 56

2.4.3.1 Методика Э. Ф. Замбацявичене «Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-9 лет)». 56

2.4.3.2 Методика Д.Векслера, субтест № 11 «Шифровка» 58

2.4.3.3 Тест Д.Р.Струпа «Психологическое тестирование интенсивности и избирательности внимания». 60

2.4.4 Формирующий эксперимент. 63

2.5 Принципы и особенности организации коррекционно-развивающей программы 64 2.6. Особенности проведения занятий 68

2.7.Описание мероприятий коррекционно-развивающей программы 69

3.АНАЛИЗ И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 70

3.1 Результаты первичной диагностики 70

3.2 Результаты заключительной диагностики 74

3.3 Сравнительный анализ результатов первичной и заключительной диагностик 77

ВЫВОДЫ 81 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

Библиография 86

РЕКОМЕНДАЦИИ 88 Приложения

Введение.

Актуальность.Развитие внимания – есть развитие способности ребенка сосредотачиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов.

В школьном возрасте внимание, как и другие познавательные процессы, наиболее интенсивно развивается в ходе учебной деятельности. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка. Очень часто именно из-за не уменияя управлять вниманием, из - за его несформированности, ребенок испытывает трудности в школе. Анализ литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем.Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека.

Примерно 50% от числа детей испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития ( далее ЗПР). ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отельных психических и психомоторных функций или психики в целом.

Повышение уровня развития произвольного внимания благоприятно сказывается на вхождение первоклассников в школьную жизнь, ведет к их индивидуальным успехам в освоении школьной программы, и как следствие, положительно влияет на развитие у них угнетенных органическими причинами когнитивных процессов.

Власова и Певзнер отмечают, что одно из проявления эмоциональной незрелости неумение сосредоточится на выполнении учебных заданий. По данным исследований Чупрова недостатки внимания у детей с ЗПР отмечаются в 92% случаев.

Таким образом изучение особенностей развития внимания у детей с ЗПР, а так же возможностей коррекции его дифицитарного развития актуально по причине своей непреходящей практической значимости для последующего обучения и адаптации к окружающему миру.

К.Д. Ушинский « … внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» .

Этим обусловлена цель нашего исследования:

Цель исследования: написание и апробация коррекционно-развивающей программы

Предметом исследования: развитие произвольного внимание у детей с ЗПР.

Объектом исследования явились дети, младшего школьного возраста с задержкой психического развития, посещающие первый класс специальной общеобразовательной школы ( VIII вида)

Гипотеза исследования: использование комплекса коррекционно-развивающих игр и упражнений в процессе обучения, будет способствовать совершенствованию развития свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования

2. Проведение первичной диагностики с целью определения уровня развития произвольного внимания у детей с ЗПР.

3. Подбор приемов и средств развития свойств внимания для данной группы школьников.

4. Составление программы коррекционно-развивающей работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР.

5. Проведение вторичной диагностики с целью определения уровня развития произвольного внимания у детей с ЗПР

6.Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики

7. Формулировка выводов и разработка рекомендаций.

Для решения поставленных задач в исследовании использован комплекс методов и методик:

-формирующий эксперимент

-беседа

-наблюдение

-методика Э.Ф. Замбацявичене «Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей ( 7-9 лет)» (только для первого срезового исследования

-методика Д.Векслера, субътест № 11 «Шифровка»

-тест Д.Р.Струпа «Психологическое тестирование интенсивности и избирательности внимания»

Этапы исследования:

1.проведение психологической диагностики развития произвольного внимания

2.составление программы психологической коррекции развития произвольного внимания

3.проведение мероприятий коррекционно-развивающей программы

4.анализ эффективности проведенной работы

Практическая значимость: проведенная нами коррекционно-развивающая работа может быть использована и рекомендована для педагогов и психологов работающих с детьми младшего школьного возраста с ЗПР.

Наши рекомендации