Интерпретация цвета в рисунке.
Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.
Синий - цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.
Зеленый – передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.
Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.
Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый – ощущение нежности, чувствительность.
Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:
Серый – состояние смутной тревоги.
Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.
Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:
Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: "А фиолетовый цвет - он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?" К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный - яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.
Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.
Значение размера рисунка.
Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.
То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции ("твёрдо стоит на ногах").