Эксцентричность: счастливое забытье
Дэвид Уикс и Джейми Джеймс представили в наше распоряжение обилие интересного материала об эксцентриках и подарили немало прекрасных и увлекательных описаний их колоритного поведения. Одной из самых занимательных является история Джошуа Эбрахама Нортона, который жил в середине XIX века и называл себя императором Соединенных Штатов и покровителем Мексики. В Сан-Франциско (где же еще?) Нортон был наделен большими привилегиями и дефилировал по городу в синей военной форме, в шляпе с пером и настоящим мечом. Он издавал указы, «расформировал» Республиканскую и Демократическую партии и печатал собственную валюту, которая высоко ценилась в магазинах и других заведениях городской агломерации Сан-Франциско. Хотя большинство его указов были чудны ми, некоторые оказались прозорливыми. Например, он велел построить мост между Сан-Франциско и Оклендом и туннель под заливом Сан-Франциско. Оба проекта были реализованы лишь спустя долгое время после смерти Нортона.
Сан-Франциско, безусловно, либеральный, а может, слетевший с катушек город, поэтому он был идеальной «резиденцией» для самопровозглашенного императора, который занимался всем, что ему заблагорассудится. В других городах отношение к нему было бы не столь теплым. Сегодня он мог бы стать причиной большого столпотворения на линии безопасности в каком-нибудь аэропорту, и не только из-за своего меча. Таким образом, эксцентричные люди далеко не везде чувствуют себя комфортно. Стоит отметить, что Джошуа Эбрахам Нортон родился в Лондоне – месте, очень толерантном к разного рода чудакам.
Позвольте рассказать о своем опыте общения с эксцентричной англичанкой, которая могла бы составить неплохую конкуренцию императору Нортону. Несколько месяцев в году я провожу в Кембридже – английском городе, изобилующем неординарными людьми. Одна пожилая женщина, с которой я часто вижусь, любит носиться по булыжным мостовым города на велосипеде с высоким рулем. Она носит военную форму в стиле Муаммара Каддафи, яркую шляпу с пером и красные кроссовки. Я зову ее Мод. Мне кажется, я ни разу не видел ее без свистка во рту. Когда ее кто-то раздражает, она начинает громко свистеть, пока «нехороший человек» не уберется с ее дороги или не отвернется. Когда Мод находится в состоянии повышенного возбуждения, она достигает скоростей самого Лэнса Армстронга, причем без всяких запрещенных препаратов. Она не просто управляет своим велосипедом, а делает это прицельно. Я помню бегущих врассыпную китайских туристов, которые осмелились перейти улицу в тот момент, когда она на всех парах неслась в их направлении.
Мод, несомненно, эксцентричная личность, но, не имея в своем распоряжении дополнительных сведений, я не взялся бы утверждать, кто она – просто творческая натура или психически больной человек. Учитывая, что мы говорим о Кембридже, вполне возможно, что она является чудаковатым профессором-эмеритом[14], которая пытается оградить свой родной университет от наплыва посетителей. Но я также слышал, как она свистела в свой свисток, когда банкомат не хотел выдавать ей наличные, поэтому, возможно, проблемы у нее все-таки имеются. Одно отличие эксцентричных людей от больных заключается в том, что первые обычно довольны – иногда, пожалуй, слишком – своей жизнью, даже если окружающие считают их странными. Несмотря на приступы со свистком, мне кажется, что Мод не думает о том, как ее действия выглядят со стороны, и по-своему счастлива.
Нортон, Мод и другие эксцентрики могут иметь психическое расстройство, а могут и не иметь. Также не факт, что они творческие личности, особенно если использовать определение креативности, данное Институтом диагностики и исследования личности (умение воплощать новаторские, нетрадиционные идеи в полезные практические решения). Эксцентричные люди отличаются от настоящих творцов, в частности, тем, что они поглощены своими собственными проектами, которые могут не иметь ценности для других. Но, в отличие от людей с психическими заболеваниями, эксцентрики всегда довольны собой, с удовольствием подрывают устои и наслаждаются свободой. Психическая болезнь не является результатом выбора. Напротив, она накладывает на человека и его волю ряд неприятных ограничений. Кроме того, она обычно пугает, истощает и опустошает человека.