Переосмысление и степени свободы
В этой главе мы вели речь о ценности переосмысления, о важности свободы и гибкости в понимании себя и других людей. Нельзя относить людей к какому-то одному классу, например к солдатам или хиппи. На то же указывал пример Уильяма Джеймса с крабом, который не хочет быть просто ракообразным. Никто из нас не должен считать себя только глупым или умным либо, например, быть только женой Дэвида или любительницей кошек. Мы имеем полное право расширять и дополнять свое представление о себе и окружающих. Анализируя чью-то личность и благополучие, нужно учитывать не только факторы, делающие этого человека похожим на прочих, но и искать качества, отличающие его от остальных.
Из следующих глав вы узнаете, как стать гибче и свободнее в понимании и объяснении себя и других. Анализировать людей мы начнем с их достаточно устойчивых черт и увидим, как они влияют на наши достижения. Но мы также обратим внимание на то, что я называю свободными чертами . Понимание свободных черт другого человека и его личных проектов возможно только при непосредственном контакте, а не на расстоянии, как мы делали в мысленном эксперименте с рестораном. Для этого не потребуется создавать свой центр оценки, но нам придется перейти от простого наблюдения и выводов на основе первого впечатления к задаванию вопросов и переосмыслению.
Быть может, ваше представление о самом себе тоже ограничено узким набором личностных конструктов? Есть ли среди них те, которые вы отстаиваете наиболее ревностно? Чувствуете ли вы, что вам грозит беда, когда кто-то ставит их под сомнение? Не слишком ли вы агрессивны, когда их защищаете? Подходы к объяснению самого себя, которые вы используете, могут быть совершенно оправданными и полезными, но они также могут ограничивать вашу способность к адаптации и изменениям, когда того требует ситуация. Размышляя о своей личности и жизни, которой хотите для себя, вы, возможно, решите освоить новые способы восприятия и осмысления себя и окружающих – родных, друзей, коллег по работе. Я не исключаю, что вы найдете полезным отказ от старых конструктов, особенно от тех, что сбивают вас с толку.
В следующих главах я собираюсь хорошенько встряхнуть ваши личностные конструкты, касающиеся себя и других, предоставив в ваше распоряжение новые способы осмысления личности и благополучия. Я надеюсь, что вы испытаете чувство удовлетворения от того, что получите больше свободы, и хочу, чтобы вы научились по-новому думать о себе как о человеке, который чем-то похож на всех людей, чем-то – лишь на некоторых, а в чем-то не похож ни на кого.
Глава 2
Устойчивые черты и благополучие: характер как гипс?
Характер большинства из нас к тридцати годам застывает, как гипс, и больше никогда не размягчается.
Уильям Джеймс.
«Принципы психологии»
Очень может быть, что попытки стать счастливым так же тщетны и бесполезны, как и стремление вырасти хотя бы на один сантиметр.
Дэвид Ликкен и Ауке Теллеген.
«Счастье как стохастическое явление»
ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ РАЗМЫШЛЯТЬ НАД ТЕМ, являетесь ли вы экстравертом, не слишком ли вы уступчивы или, может быть, вспыльчивы? Не посчитали ли вы того мужчину из ресторана капризным или чрезмерно требовательным? Не думаете ли вы, что ваш кот – глупое создание? Если вы ловите себя на подобных мыслях, значит, склонны использовать проверенный временем подход к анализу себя и других: вы объясняете поведение с помощью личностных качеств или черт характера. Этот подход применяется очень давно и до сих пор не утратил своей популярности. Он предполагает, что существует некий постоянный образ мышления, действий и чувств, который отличает одних людей от других. В этой главе мы посмотрим, что психологи говорят о чертах характера, и сделаем особый акцент на связи между характером и благополучием. Если верить авторам приведенных выше цитат, получается, что наша личность и благополучие годам к тридцати принимают чуть ли не окончательный вид. Каковы же эти постоянные качества, как они влияют на нашу жизнь и действительно ли застывают, как гипс? Я начну с рассказа о том, как собирался прочитать лекцию о чертах характера, но эти самые черты чуть было не сорвали мое выступление. Вот как все произошло.