Удовлетворение от обратной связи.
Конечно, пребывание на гребне не всегда сопровождается столь драматичными событиями. Чаще мы даже не осознаем, что находимся на вершине. Это может случиться, когда вы увлеченно играете в теннис или прогуливаетесь по улице и восхищаетесь красивыми четкими бликами солнечного света на зданиях, забывая обо всех своих проблемах. Вы испытываете такие чувства, просто играя со своими детьми или наслаждаясь свободной минутой с супругом или супругой.
Фактически любое активное действие, которое полностью использует ваши 126 бит сознательного внимания, может привести вас на гребень. Но если каждую минуту вы ощущаете шум, проникающий в мозг в виде тревоги, волнения, возмущения, неуверенности и т. п., то знайте, что бы вы ни делали, данное занятие для вас либо слишком простое, либо слишком сложное. Задействуй ваши усилия действительно все 126 бит — отвлекающий шум был бы полностью блокирован.
В соответствии с учением доктора Шикшентмихали обратная связь более чем любой другой фактор привносит элементы игры в работу и обучение.
Любая хорошая игра всегда содержит в себе хоть какую-то систему подсчета очков. Это способ обратной связи с играющими, позволяющий постоянно оценивать, насколько успешны усилия того или иного игрока. Мы гораздо более активны у баскетбольной корзины, если можем следить на табло за соотношением попаданий и промахов. Напряженная работа на спортивном тренажере пойдет намного веселее, если перед глазами цифровой датчик, сообщающий каждую секунду, сколько калорий мы «сожгли» и на какой этаж поднялись.
Овладейте мастерством.
Математика из всех наук наименее склонна к компромиссу. Или вы знаете материал в совершенстве, или вы не знаете его вообще. По этой причине занятия математикой доставляют нам больше всего хлопот.
Удивительно, что даже такое внушающее страх препятствие легко преодолевается, если применить принцип работы на гребне волны. К примеру, система обучения, разработанная японским педагогом Тору Кумоном, для многих студентов превратила математику из испытания в восхитительную игру — как в США, так и в Японии. Под руководством Кумона студенты выполняют порядка 4400 письменных работ, начиная с основ арифметики. Занятие длится обычно от 15 до 30 минут, и в ожидании сигнала гонга каждый, не разбрасываясь, посвящает их только одной задаче, стремясь получить более высокую оценку. Вместо того чтобы корпеть над новыми головоломками, все стараются побить свой предыдущий рекорд быстроты решения задач известного типа. Благодаря программе Кумона студенты постоянно пребывают на гребне. Они вырабатывают скорость и упорство в работе, но делают это в собственном темпе — согласно своим способностям.
Обычно студенты, изучая курс математики, чтобы не отстать от товарищей, не освоив до конца одной темы вынуждены переходить к следующей. Такая ситуация напоминает строительство сооружения на неустойчивом фундаменте. Чем выше требования к студенту, тем более беспокойным он становится, а его жизнь с каждым днем все больше напоминает многоэтажное шаткое здание.
Механизм обратной связи постепенно рушится. Преобладает тревожное состояние. Оказаться на гребне волны становится невозможным.
Студенты, обучающиеся математике по методу Кумона, напротив, никогда не приступают к решению задач по следующей теме, пока не научатся быстро и в совершенстве решать задачи предыдущей. Они подходят к каждому новому уроку почти с прокурорской уверенностью, что свидетельствует о настоящем мастерстве.
Любите сам процесс.
Во время работы над «Фантазией» Уолт Дисней обратился к своим мультипликаторам со словами: «Это не просто мультфильмы — это целый мир, который нужно завоевать». Мультипликация для Диснея была больше, чем просто сфера шоу-бизнеса. Он верил, что удивительная страна движущихся картинок когда-нибудь расширит выражение человеческих чувств настолько, что мы сможем по собственному желанию воплощать свои самые невероятные идеи. «То, что я вижу впереди, слишком туманно, чтобы его описывать, — сказал как-то Дисней о будущем индустрии развлечений, — но выглядит это как нечто огромное и сверкающее».
Сегодня предвидение Диснея уже воплощается при помощи специальных эффектов, основанных на использовании цифровых устройств. Эти технические достижения появились только через тридцать лет после его слов — и, к сожалению, он не застал их. Подобно Моисею, Дисней провел свою жизнь в пути к Земле Обетованной, которую ему так и не довелось увидеть. Но стоит ли его жалеть? По мнению самого Диснея, нет. Пока он был жив, он с неповторимым изяществом принимал все правила «смертельной игры».
Дисней говорил: «Мы, последние из первопроходцев, кто не доживет до того момента, когда можно будет увидеть реализованным будущее, о котором мы мечтаем. Наше счастье — в работе по созданию фундамента этого будущего». Как и у других гениев, для Диснея главное удовольствие заключалось в самом процессе работы. Выдающиеся результаты обеспечивались в основном кропотливым трудом, который он так любил.
Небольшое преимущество.
Джефф Олсон, президент People’s Network (TPN) (это быстро растущая сеть спутникового телевидения, специализирующаяся на программах по самоусовершенствованию), основанной в Ирвинге, штат Техас, в журнале «Success» так описывает одну, на его взгляд, наиважнейшую составляющую успеха, которую он называет небольшим преимуществом:
«У победителей есть только одно преимущество перед другими. Очень небольшое. Отличие успеха от неудачи часто заключено в повседневных простых действиях, которые так же легко выполнить, как и не выполнить... Это-то преимущество всегда и срабатывает — или за тебя, или против тебя».
«Через какое-то время, — замечает Олсон, — наши незаметные повседневные привычки приводят к гигантским достижениям или... гигантским провалам». Он уподобляет этот процесс распусканию цветков гиацинта, число которых ежедневно удваивается. Через пятнадцать дней в водоеме будет дрейфовать, правда, крохотный, но уже куст гиацинтов. На двадцать девятый день уже половина пруда будет покрыта цветами.
«А на тридцатый день, — восклицает Олсон, — пруд превратится в один огромный гиацинт!»