Тренируйтесь, пока навык не закрепится.
Самым серьезным препятствием на вашем пути к обучению фоточтению будет искушение бросить это занятие, поскольку оно поначалу покажется вам бесплодным. Как и любой другой навык, описанный в этой книге, фоточтение развивается по мере практического использования. Совершенствуя свои способности, вы получите более глубокое представление о том, как работает метод и как с его помощью добиться наиболее значительных результатов.
Чтобы убедиться в эффективности фоточтения, лучше всего использовать его во всем многообразии возможных ситуаций. Вам не придется долго ждать, чтобы оценить этот метод — ваш собственный опыт будет самым красноречивым доказательством успеха.
С помощью памяти.
Наиболее яркая примета гения в народном сознании — мастерская работа левого полушария, которая проявляется в успехах и в высшей математике, и в овладении иностранными языками, и в удивительно богатом и образном языке. Однако все достижения в этих областях основаны лишь на элементарном механическом запоминании, и фоточтение будет способствовать вашему продвижению в любой из них.
Попробуйте, например, несколько раз прочесть словарь, используя фотометод. Такое простое упражнение существенно увеличит ваш словарный запас. В паре с традиционной системой обучения метанавыку фоточтения почти нет равных.
Глава 10. Эффект Сократа.
Во время корейской войны американцы с ужасом наблюдали, как их сограждане, оказавшиеся в китайском плену, провозглашали перед камерой антиамериканские лозунги и открыто заявляли о своей вере в коммунизм. Каким образом их удалось переубедить так быстро? Как стало известно позднее, китайцы воспользовались хси-нао, что в дословном переводе означает «вымой мозг». Американский журналист Эдвард Хантер перевел это как «промывание мозгов», и такой термин сохранился и по сей день.
Что по-настоящему замечательно в изобретенном китайцами способе, так это отсутствие необходимости применять пытки. Пленников просто мало-помалу убеждали добровольно высказывать чуждые им мнения. Сначала их спрашивали всего лишь о преимуществах, которыми, по их мнению, обладает коммунистическая система. Затем, под предлогом вежливости, просили перечислить недостатки с точки зрения американцев. И все это продолжалось неустанно, час за часом, пока последний пленник не обращался в другую веру.
Когнитивный диссонанс.
Основная сила «промывания мозгов» в том, что в результате человек не просто повторяет чужое мнение, вложенное кем-то в его уста, а абсолютно сознательно высказывает собственные взгляды. В противном случае у китайских пленников расширяющаяся пропасть между восприятием самих себя лояльными американцами и постоянно растущим списком нелояльных убеждений явилась бы причиной когнитивного диссонанса, как назвал психолог Леон Фестингер дисгармонию мыслей, чувств и поведения человека.
По Фестингеру, людям свойственно стремление к искоренению когнитивного диссонанса. Если вы, например, заставляете себя улыбаться и веселиться, когда вам на самом деле грустно, то в какой-то момент вы обязательно отреагируете на когнитивный диссонанс и либо оставите тщетные попытки, либо действительно развеселитесь. Невозможно в течение долгого времени выдерживать существование в себе двух конфликтующих состояний, как не смогли этого сделать и несчастные американские призывники в китайских концентрационных лагерях.
Метод Сократа.
Сегодня многие думают, что система образования занимается впихиванием информации в головы студентов. Однако латинское слово educare буквально означает «вытягивать». Ведь в древности работа преподавателя состояла в вытягивании из учеников их собственных предчувствий и прозрений.
В древности люди верили, что источник мудрости расположен внутри человека. В Афинах великие учителя «вытягивали» из студентов их тонкие прозрения, пользуясь системой сократовских вопросов.
Образование следовало тогда методу Сократа. Хотя он и не был его автором, тем не менее активно популяризировал. Согласно методу Сократа учитель лишь предлагает ряд острых вопросов, заставляя учеников проверять, защищать и описывать свое восприятие проблемы и появляющиеся идеи ее разрешения.
То, что ученики сами находят ответы, используя собственные догадки и прозрения, а затем учатся выражать их своими словами, является одной из самых сильных сторон метода, но отнюдь не единственной. Китайские специалисты по промыванию мозгов несомненно согласились бы, что не существует и более надежного способа добиться продолжительного эффекта.
Метод Сократа, получивший имя метода самопознания, приносит пользу и ученику и учителю. Древние греки создавали школы как во благо ученых-преподавателей, так и на пользу их студентам. Занимаясь преподаванием, передовые умы классической Греции — софисты — могли быть уверены, что всегда найдут благодарную аудиторию для представления своих новых идей и открытий. А платой за оказанную им честь служило «вытягивание» восприятия слушателей или студентов при помощи сократовских вопросов. Обе стороны только выигрывали от образующегося замкнутого цикла с обратной связью, который пришпоривал их интеллект и расширял кругозор. Остатки этой образовательной системы дошли до наших дней в виде афоризма «Если хочешь изучить предмет, начни его преподавать».
Кончина преподавания.
Метод Сократа позволил Афинам — городу с населением меньше 100 000 человек — достичь небывалых высот культуры и образования, внушающих благоговейный трепет и 2400 лет спустя. Этот метод вплоть до середины девятнадцатого века составлял основу педагогики Запада. Затем неимоверное количество учащихся, заполонивших американские общеобразовательные школы, заставило преподавателей отказаться от сократовского подхода. Столкнувшись с классами, насчитывающими сорок, а то и шестьдесят детишек с неиссякаемой энергией, учителя уже не могли улучить свободную минутку, чтобы во время урока задать вопросы в сократовском стиле хотя бы одному-двум ученикам.
Именно в этот момент прекратилось преподавание и началось обучение. Сегодняшние дидактические методы исходят из того, что каждый студент — это «пустой горшок», который в процессе учебы должен быть наполнен.
Умение глубоко мыслить, данное природой каждому студенту, уже более не находит своего применения, как это было в Афинах во времена Перикла. «Реликтовые останки» метода Сократа сохранились сегодня лишь в тесных взаимоотношениях, складывающихся между профессорами и студентами старших курсов. Хотя принято считать, что сократовский метод используется в начальной школе, он подвергся там существенной адаптации, в результате чего угроза немедленного отчисления за неправильный ответ заставляет учеников постоянно концентрировать свое внимание. Воцарившийся современный метод куда более навязчив по сравнению с сократовским.
Только сегодня мы начинаем понимать, какую цену заплатили, отказавшись от преподавания в пользу обучения. Поэтому процитированное выше замечание Эйнштейна «Образование — это то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе» приобретает новый горький смысл для современных педагогов.
Инстинкт самовыражения.
Кому не известно жгучее желание ввязаться в обсуждение и высказать свое мнение? Независимо от того, сколь красноречиво или убедительно говорят другие, мы их почти не слышим, так как поглощены повторением про себя снова и снова метких фраз долгожданного выступления. Даже после того как, наконец, представится возможность высказаться, сознание вновь продолжает проигрывать наши собственные слова, смакуя каждый нюанс и оборот речи, в то время как обсуждение идет своим чередом. Попробуйте угадать, чье выступление мы запомним лучше всего?
И уж совсем огорчительно, что чем интереснее обсуждаемая тема, тем больше нас тянет говорить и тем меньше мы обращаем внимание на происходящее вокруг! Такое поведение обычно оценивают как неучтивое и эгоцентричное. Все наши инстинктивные движения и в самом деле представляются неприглядными, если мы оставляем их без контроля. Великое множество разных книг по самосовершенствованию просто умоляет читателей «закрыть рот и послушать, что говорят окружающие!» Однако этому совету не суждено быть услышанным. Необходимость самовыражения любой ценой столь же неистребима в нашем сознании, как желание набить желудок или влечение к противоположному полу.
То, что мы обычно подразумеваем под человеческим сознанием, в основном располагается в articulariae — структурах мозга, управляющих самовыражением. Это и речевая зона Брока, ведающая способностью говорить, и область Вернике, обеспечивающая процесс чтения и восприятие чужой речи. Более «физические» способы выражения, такие как письмо, рисование, танец, существенно затрагивают также дополнительную моторную область.
Затор в articulariae.
На протяжении миллионов лет естественным и неизменным направлением потока информации через articulariae был внешний мир. Эта своеобразная система «озвучания» выдергивает из бурного океана впечатлений, наполняющих сознание человека, отдельное восприятие какого-нибудь предмета или явления в целом и придает ему конкретную форму, благодаря чему и сам человек, и окружающие могут получить представление о нем.
К сожалению, современное школьное обучение построено так, что в девяноста девяти случаях из ста делаются попытки не вытянуть, а запихнуть информацию в мозг через те же самые каналы самовыражения. Сложившаяся ситуация постоянно усугубляется снижением внимания к невербальным предметам — таким как искусство и музыка. Со временем затор в articulariae притупляет и парализует способности к восприятию и обучению.
Ментальное айкидо.
Борцы айкидо, вместо того чтобы закрываться или противостоять атакам противника, направляют силу его ударов против него самого. Этим высоко эффективным принципом можно воспользоваться для борьбы с затором в каналах самовыражения.
Попытки, размахивая дубиной, заставить людей, сосредоточившись, безропотно внимать чему-либо всегда будут обречены на неудачу. Даже если мы все же и достигнем успеха, то все равно неясно, сколько информации будет пассивно воспринято. Подумайте, далеко ли зашли бы китайцы в «промывании мозгов», усади они пленников с заклеенными липкой лентой ртами в классы и часами втолковывая им основы марксизма! «Проект возрождения» предлагает эффективную методику ментального айкидо, которая обеспечивает полный выход самовыражению во время любого заседания, лекции или урока и в то же время позволяет информации проникать в память на подсознательном уровне. Эта методика, ставшая краеугольным камнем программы PAAL, носит название непринужденных заметок.
Непринужденные заметки.
Большинство истинных любителей книг с глубоким презрением относятся к привычке оставлять заметки на полях. Но, как ни парадоксально, во многих знаменитых античных томах нет-нет да и попадутся комментарии каких-нибудь прославленных гениев. Великие умы питали неутолимую страсть оставлять свои впечатления о прочитанном тут же на полях, отмечая мысли и факты, спровоцировавшие их воображение. Эти заметки — настоящий клад для историков, открывающий перед ними уникальную возможность проследить за ходом мыслей непревзойденных мира сего.
Непринужденные заметки являются продолжением давней человеческой привязанности. По существу, это просто запись всех мыслей, возникающих в сознании во время урока, лекции или при чтении книги. Отличие непринужденных заметок от обычных состоит в запрете излагать факты, о которых говорит лектор. Напротив, позволяйте перу забираться в дебри, далекие от центральной темы лекции, куда вас неизбежно поведет ваше воображение. Стремитесь записывать быстро, чтобы вам практически не удавалось следить за ходом изложения — такой прием обеспечит вам подсознательное восприятие материала.
Метод непринужденных заметок, аналогично фоточтению, позволяет «схватывать» материал лекции значительно полнее, чем при обычном внимательном прослушивании. Более того, заметки, как оказалось, содержат ценнейшие прозрения, обобщающие информацию в свете личных практических интересов слушателя.
Увидеть — значит поверить.
Как и многие методики ускоренного обучения, требующие получения информации нетрадиционным путем, непринужденные заметки вызывают скептическое отношение у начинающих. Сама идея чтения или присутствия на лекции без привычной должной концентрации внимания кажется пустой тратой времени. В связи с этим я очень обрадовался письму, которое получил от Тони Бригмана, жителя Гранд Патрика, что в Техасе. Вот что он пишет:
"Должен признаться, я весьма скептически относился к вашему заявлению о том, что запись комментариев по поводу прочитанного сможет и в самом деле помочь больше запомнить. Так что сегодня с утра я решил все проверить на собственном опыте.
Вооружившись своим верным магнитофоном, я выбрал для чтения главу из Библии. (Неплохая идея для проведения теста на полноту восприятия!) Как только я принялся за чтение, мое сознание стало заполняться потоком свежих мыслей, ассоциаций, идей, аргументов и т. д. Я только успевал записывать их на пленку. Я заметил, что, чем активнее начинаешь комментировать, тем быстрее приходят в голову прозрения, мысли и ассоциации.
Закончив чтение главы, я закрыл книгу и попытался припомнить содержание прочитанного. Я был поражен. Я запомнил намного больше, чем когда-либо ранее, читая Библию по старинке. Как известно, некоторые сюжеты книги книг не так-то легко поддаются запоминанию...
Правда, я так и не понял, почему материал лучше воспроизводится не когда мы концентрируем на нем все наше внимание, пытаясь запомнить, а если просто фиксируем мысли, идеи и аргументы, приходящие на ум? Но с уверенностью могу сказать, что убедился в этом сегодня утром на собственном опыте. В ваших словах, безусловно, есть смысл, Вин, но я должен был сам все испытать. Ожидаю новых приятных открытий в будущем."
Случай с мистером Бригманом лишь подтверждает старое правило: во всем надо убедиться на собственном опыте.