VI.Анкетирование воспитателей и родителей

Анкетирование, или письменный опрос, применяется в тех случаях, когда исследователь собирает массовый материал с помощью специально составленной системы вопросов. Анкетные данные обычно подвергаются статистической обработке и выявлению средних показателей. При изучении отдельных свойств личности и при ограниченном числе испы­туемых анкетный материал почти не применяется, так как здесь качественный анализ данных, полученных объективны­ми методами, имеет решающее значение. Анкеты, обращен­ные к родителям и воспитателям, могут быть использованы как вспомогательное средство для сбора дополнительных данных о ребенке, об условиях его жизни и воспитателя. С помощью анкеты 'можно получить материал, характеризую­щий личность и деятельность самого воспитателя: мотивы вы­бора профессии, трудности в его работе, оценку собственной деятельности, предложения по улучшению воспитательной ра­боты в детском саду, по усовершенствованию подготовки воспитателей и. др.

Анкета для воспитателя

1. Для воспитателя детского сада (заполняется письменно самим воспитателем или экспериментатором)

2. Автобиографические данные:

3. Фамилия, Имя, Отчество.

4. Возраст

5. Стаж работы в дошкольных учреждениях .

6. Образование

7. Должность

8. Мотивы выбора профессии воспитателя и совершенствования ква­лификации:

· Почему вы выбрали для себя именно профессию педагога дош­кольного учреждения?

· Чем она больше всего привлекает сейчас, когда у вас накопился практический опыт?

· Как вы совершенствуете свою квалификацию? Что вас побуждает это делать?

8.Трудности в работе воспитателя:

· Вспомните, что больше всего затрудняло вашу работу с детьми в начале педагогической деятельности?

· Что в воспитательной работе сейчас труднее всего? Чем вы это объясняете?

· Воспитание каких черт личности в ребенке доставляет вам больше
трудностей? С чем это связано?

9. Условия, необходимые для успеха:

· Каких знаний и умений вам особенно не хватает для практической работы?

· Какими нравственными качествами должен обязательно обладать воспитатель?

· Отсутствие каких нравственных качеств мешает лично вам в рабо­те?

Анкета для родителей

Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологиче­ским климатом (общим эмоциональным настроем ее членов) ока­зывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребен­ка. Для уточнения наблюдений со стороны воспитателя родителям можно задать вопросы, сфор­мулированные в виде анкеты. Родителей просят охарактеризовать сон, аппетит и эмоциональное состояние (настроение) их ребен­ка, отвечая на следующие вопросы:

1.Как он засыпает?

Быстро;

медленно;

требует, чтобы с ним сидели;

требует, чтобы не гасили свет.

2. Как спит?

Крепко, спокойно;

неспокойно;

вскрикивает;

плачет;

разговаривает во сне.

3.Как просыпается?

Сразу;

не сразу.

4.В каком настроении просыпается?

Веселый, спокойный;

раздражительный;

грустный;

в слезах.

5. Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам;

неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.

6. Замечаете ли вы проявления страха у вашего ребенка?

Да;

иногда;

нет.

7. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

В темной комнате;

при наказаниях, окриках;

при недовольстве взрослых его поведением;

когда слушает страшную сказку;

когда видит собаку, змею;

без видимой причины.

8. Как проявляется страх у ребенка?

Плачет;

убегает;

впадает в ярость; зовет взрослых; справляется сам.

9. Чему радуется ваш ребенок?

10. Что вызывает у него огорчение?

11. На что он обижается?

12. Как быстро проходят у него переживания?

Быстро;

не очень быстро;

через длительное время.

13. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?

Да;

редко;

нет.

14. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

Доброжелательный интерес;

агрессивность;

индифферентность.

15. Какие эмоции преобладают по отношению к сверст­никам во время игры?

Доброжелательность;

агрессивность;

индифферентность.

16. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?

Да;

не всегда;

нет.

17. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?

Да;

не всегда;

нет.

18. Каким образом он отстаивает свои интересы?

Находит аргументы;

упрашивает;

вежливо требует;

агрессивно требует;

Целесообразно заполнить такие анкеты и родителям, и воспи­тателям. Это позволит более точно определить причины эмоцио­нального неблагополучия каждого ребенка, выявить его поведен­ческие реакции на одни и те же ситуации дома и в саду.

Кроме того, необходимо иметь сведения о психологическом климате в семье, отношении родителей к ребенку, их воспитатель­ной активности.

Литература

1. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.

2. Тищенко П.Н. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог: «Антон», 1995 – 176с.

3. Юдина Е.Г. Педагогические диагностики в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.

4. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

Наши рекомендации