VI.Анкетирование воспитателей и родителей
Анкетирование, или письменный опрос, применяется в тех случаях, когда исследователь собирает массовый материал с помощью специально составленной системы вопросов. Анкетные данные обычно подвергаются статистической обработке и выявлению средних показателей. При изучении отдельных свойств личности и при ограниченном числе испытуемых анкетный материал почти не применяется, так как здесь качественный анализ данных, полученных объективными методами, имеет решающее значение. Анкеты, обращенные к родителям и воспитателям, могут быть использованы как вспомогательное средство для сбора дополнительных данных о ребенке, об условиях его жизни и воспитателя. С помощью анкеты 'можно получить материал, характеризующий личность и деятельность самого воспитателя: мотивы выбора профессии, трудности в его работе, оценку собственной деятельности, предложения по улучшению воспитательной работы в детском саду, по усовершенствованию подготовки воспитателей и. др.
Анкета для воспитателя
1. Для воспитателя детского сада (заполняется письменно самим воспитателем или экспериментатором)
2. Автобиографические данные:
3. Фамилия, Имя, Отчество.
4. Возраст
5. Стаж работы в дошкольных учреждениях .
6. Образование
7. Должность
8. Мотивы выбора профессии воспитателя и совершенствования квалификации:
· Почему вы выбрали для себя именно профессию педагога дошкольного учреждения?
· Чем она больше всего привлекает сейчас, когда у вас накопился практический опыт?
· Как вы совершенствуете свою квалификацию? Что вас побуждает это делать?
8.Трудности в работе воспитателя:
· Вспомните, что больше всего затрудняло вашу работу с детьми в начале педагогической деятельности?
· Что в воспитательной работе сейчас труднее всего? Чем вы это объясняете?
· Воспитание каких черт личности в ребенке доставляет вам больше
трудностей? С чем это связано?
9. Условия, необходимые для успеха:
· Каких знаний и умений вам особенно не хватает для практической работы?
· Какими нравственными качествами должен обязательно обладать воспитатель?
· Отсутствие каких нравственных качеств мешает лично вам в работе?
Анкета для родителей
Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом (общим эмоциональным настроем ее членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Для уточнения наблюдений со стороны воспитателя родителям можно задать вопросы, сформулированные в виде анкеты. Родителей просят охарактеризовать сон, аппетит и эмоциональное состояние (настроение) их ребенка, отвечая на следующие вопросы:
1.Как он засыпает?
Быстро;
медленно;
требует, чтобы с ним сидели;
требует, чтобы не гасили свет.
2. Как спит?
Крепко, спокойно;
неспокойно;
вскрикивает;
плачет;
разговаривает во сне.
3.Как просыпается?
Сразу;
не сразу.
4.В каком настроении просыпается?
Веселый, спокойный;
раздражительный;
грустный;
в слезах.
5. Как он ест?
Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам;
неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.
6. Замечаете ли вы проявления страха у вашего ребенка?
Да;
иногда;
нет.
7. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?
В темной комнате;
при наказаниях, окриках;
при недовольстве взрослых его поведением;
когда слушает страшную сказку;
когда видит собаку, змею;
без видимой причины.
8. Как проявляется страх у ребенка?
Плачет;
убегает;
впадает в ярость; зовет взрослых; справляется сам.
9. Чему радуется ваш ребенок?
10. Что вызывает у него огорчение?
11. На что он обижается?
12. Как быстро проходят у него переживания?
Быстро;
не очень быстро;
через длительное время.
13. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?
Да;
редко;
нет.
14. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?
Доброжелательный интерес;
агрессивность;
индифферентность.
15. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?
Доброжелательность;
агрессивность;
индифферентность.
16. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?
Да;
не всегда;
нет.
17. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
Да;
не всегда;
нет.
18. Каким образом он отстаивает свои интересы?
Находит аргументы;
упрашивает;
вежливо требует;
агрессивно требует;
Целесообразно заполнить такие анкеты и родителям, и воспитателям. Это позволит более точно определить причины эмоционального неблагополучия каждого ребенка, выявить его поведенческие реакции на одни и те же ситуации дома и в саду.
Кроме того, необходимо иметь сведения о психологическом климате в семье, отношении родителей к ребенку, их воспитательной активности.
Литература
1. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.
2. Тищенко П.Н. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог: «Антон», 1995 – 176с.
3. Юдина Е.Г. Педагогические диагностики в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.
4. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.