Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет»

Экспериментатор, который находится в комнате, где раз­мещаются шкафчики для одежды детей, предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет». Игра состоит в том, что ребенок должен выбрать трех детей из группы и по «секрету», чтобы никто не видел, положить им в шкафчики подарки (перевод­ные картинки, открытки, игрушки). В заключение испытуе­мого просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах.

Перед началом эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому но одной. Можно положить картинки и тем ребятам, кото­рые болеют, если хочешь». Последнее говорилось как бы ско­роговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное. Далее ребенку дают три картинки и экспери­ментатор спрашивает, какая из трех ему больше нравится, затем — какая больше нравится из оставшихся двух. После этого просят ребенка «на минутку» вернуть картишки и на

обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставят условное обозначение: А (первый выбор), Б ((второй выбор), В (третий выбор).

Затем ребенку говорят: «Теперь подумай, как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, положи им в шкафчики, а другие ребята положат тебе». Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет: «Можешь положить тем детям, которые тебе больше нравят­ся или с которыми ты любишь играть, с которыми ты хотел бы играть». После того, как испытуемый положит все подар­ки в шкафчики, экспериментатор спрашивает: «Скажи, пожа­луйста, почему ты самую красивую картинку подарил Ма­ше?». В заключение экспериментатор задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей группы может подарить тебе кар­тинки?». В протоколе фиксируется, как ребенок относится к мысли подарить картинки другим детям; имена детей, кото­рым испытуемый отдает свои 1-й, 2-й, 3-й выборы и врем? реакции выборов; обоснование первого выбора; ожидаемы» выборы. Через два дня в этот же протокол заносится ответ ребенка на вопрос: «Кому из детей группы ты подарил кар­тинки, когда играли в игру «Секрет»? Все дети группы иг­рают в игру в течение часа. Чтобы дети, уже принявшие уча­стие в эксперименте, не общались с теми, которые в экспе­рименте еще не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку.

При анализе полученных в эксперименте результатов ис­пользуются традиционно социометрические способы обработ­ки данных с применением матрицы в форме шахматной до­ски. В клетках граф матрицы напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные: общее количество выборов, степень и суммарное количество баллов, при начис­лении которых учитывается как степень выборов, так и их взаимность. При отсутствии взаимности первый выбор, обо­значенный в таблице буквой А, оценивается в 5 баллов, вто­рой выбор (Б) — в 4 балла, а третий (В) — в 3 балла. При взаимности выборов оценка удваивается. Кроме того, фикси­руется индекс социометрического статуса ребенка в группе — маргинальное значение полученного количества баллов, по формуле

Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет» - student2.ru

где В — суммарная оценка полученных выборов, а N --число детей в группе. По величине индекса социометрического статуса все дети делятся на 4 группы. Дети, индекс кото­рых выше 0,22 относятся к первой группе особенно автори­тетных детей — «звезд». Дети, индекс которых в пределах 0,22—0,10 составляют вторую группу предпочитаемых детей. Дети, индекс которых ниже 0,10, образуют третью группу — малоавторитетных детей. Дети, не получившие выборов, за­числяются в четвертую группу — непопулярных детей. Коэф­фициент взаимности определяется как частное от деления числа взаимных выборов к общему числу выборов. Показа­тель удовлетворенности детей группы в общении выражает­ся отношением числа детей, ответивших на выбор взаим­ностью, к общему числу детей, которые осуществляют вы­боры.

Большое внимание в эксперименте уделяется предупреж­дению возникновения отрицательного эффекта. После того, как эксперимент заканчивается, необходимо посмотреть все шкафчики, зафиксировать результаты в протоколе. Детям, совсем не получившим выборов, самому положить 1—2 по­дарка в шкафчики. Большое число подарков может отрица­тельно сказаться на некоторых особенно авторитетных детях. Здесь задача экспериментатора будет обратной — несколь­ко уменьшить число подарков. Полученные данные заносятся в таблицу 9.



Фамилия, имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 –номера соответственно списку
1. Иван И. 2. Алла В. 3. Света Б. А В Б Б А В В А Б

На основании матрицы строится социограмма: чертят три окружности одна в другой. В самую маленькую вносят «звезд» группы, в следующую -— детей второй группы и т. д. Мальчиков обозначают треугольниками, в середине которых проставляют номер по списку. Девочек — кружочками. Для удобства обработки девочек чертят с одной стороны листа, мальчиков — с другой. Выборы обозначают стрелками, вза­имные — двухсторонними. Их можно выделить красным цве­том.

Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет» - student2.ru

2. Методика определения динамики настроения в группе

Тест «Цветопись» (А.Н. Лутошкин)

Материал:каждому ребёнку предлагается одина­ковый набор, состоящий из бумажных полосок разных цветов, картонный лист с кармашками.

Инструкция:

«Перед тобой полоски разных цветов. Каждый цвет означает настроение. Красный - прекрасное, самое лучшее настроение, оранжевый - хорошее настроение, жёлтый означает, что тебе приятно, зелёный — спокой­ствие, синий — грусть, фиолетовый — тревогу, тебе не­множко беспокойно, чёрный — настроение плохое, а белый — никакое, невозможно ничего сказать». (Образец каждого цвета с подписями следует помес­тить в комнате на плакате).

«Выбери ту полоску, которая больше всего соот­ветствует твоему настроению и помести её в кармашек на картонном листе».

Если тест проводится для детей младшего возраста, возможен второй вариант. Нужно выбрать среди четырех-пяти цветов - красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный.

Для получения характеристики группового на­строения воспитатель на большом листе помещает аналогичные карманы, в которые дети вставляют свои листочки. У каждого ребёнка своя строчка. Следует вести измерение настроения на каждом занятии, а в некоторых случаях - в его начале и в конце. Инфор­мация о характере настроения в группе существенно влияет на ощущения отдельных детей, синхронизирует эмоциональный настрой, способствует групповой сплоченности.

Наши рекомендации