Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет»
Экспериментатор, который находится в комнате, где размещаются шкафчики для одежды детей, предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет». Игра состоит в том, что ребенок должен выбрать трех детей из группы и по «секрету», чтобы никто не видел, положить им в шкафчики подарки (переводные картинки, открытки, игрушки). В заключение испытуемого просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах.
Перед началом эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому но одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют, если хочешь». Последнее говорилось как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное. Далее ребенку дают три картинки и экспериментатор спрашивает, какая из трех ему больше нравится, затем — какая больше нравится из оставшихся двух. После этого просят ребенка «на минутку» вернуть картишки и на
обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставят условное обозначение: А (первый выбор), Б ((второй выбор), В (третий выбор).
Затем ребенку говорят: «Теперь подумай, как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, положи им в шкафчики, а другие ребята положат тебе». Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет: «Можешь положить тем детям, которые тебе больше нравятся или с которыми ты любишь играть, с которыми ты хотел бы играть». После того, как испытуемый положит все подарки в шкафчики, экспериментатор спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил Маше?». В заключение экспериментатор задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей группы может подарить тебе картинки?». В протоколе фиксируется, как ребенок относится к мысли подарить картинки другим детям; имена детей, которым испытуемый отдает свои 1-й, 2-й, 3-й выборы и врем? реакции выборов; обоснование первого выбора; ожидаемы» выборы. Через два дня в этот же протокол заносится ответ ребенка на вопрос: «Кому из детей группы ты подарил картинки, когда играли в игру «Секрет»? Все дети группы играют в игру в течение часа. Чтобы дети, уже принявшие участие в эксперименте, не общались с теми, которые в эксперименте еще не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку.
При анализе полученных в эксперименте результатов используются традиционно социометрические способы обработки данных с применением матрицы в форме шахматной доски. В клетках граф матрицы напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные: общее количество выборов, степень и суммарное количество баллов, при начислении которых учитывается как степень выборов, так и их взаимность. При отсутствии взаимности первый выбор, обозначенный в таблице буквой А, оценивается в 5 баллов, второй выбор (Б) — в 4 балла, а третий (В) — в 3 балла. При взаимности выборов оценка удваивается. Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе — маргинальное значение полученного количества баллов, по формуле
где В — суммарная оценка полученных выборов, а N --число детей в группе. По величине индекса социометрического статуса все дети делятся на 4 группы. Дети, индекс которых выше 0,22 относятся к первой группе особенно авторитетных детей — «звезд». Дети, индекс которых в пределах 0,22—0,10 составляют вторую группу предпочитаемых детей. Дети, индекс которых ниже 0,10, образуют третью группу — малоавторитетных детей. Дети, не получившие выборов, зачисляются в четвертую группу — непопулярных детей. Коэффициент взаимности определяется как частное от деления числа взаимных выборов к общему числу выборов. Показатель удовлетворенности детей группы в общении выражается отношением числа детей, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляют выборы.
Большое внимание в эксперименте уделяется предупреждению возникновения отрицательного эффекта. После того, как эксперимент заканчивается, необходимо посмотреть все шкафчики, зафиксировать результаты в протоколе. Детям, совсем не получившим выборов, самому положить 1—2 подарка в шкафчики. Большое число подарков может отрицательно сказаться на некоторых особенно авторитетных детях. Здесь задача экспериментатора будет обратной — несколько уменьшить число подарков. Полученные данные заносятся в таблицу 9.
Фамилия, имя ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 –номера соответственно списку |
1. Иван И. 2. Алла В. 3. Света Б. | А В Б Б А В В А Б |
На основании матрицы строится социограмма: чертят три окружности одна в другой. В самую маленькую вносят «звезд» группы, в следующую -— детей второй группы и т. д. Мальчиков обозначают треугольниками, в середине которых проставляют номер по списку. Девочек — кружочками. Для удобства обработки девочек чертят с одной стороны листа, мальчиков — с другой. Выборы обозначают стрелками, взаимные — двухсторонними. Их можно выделить красным цветом.
2. Методика определения динамики настроения в группе
Тест «Цветопись» (А.Н. Лутошкин)
Материал:каждому ребёнку предлагается одинаковый набор, состоящий из бумажных полосок разных цветов, картонный лист с кармашками.
Инструкция:
«Перед тобой полоски разных цветов. Каждый цвет означает настроение. Красный - прекрасное, самое лучшее настроение, оранжевый - хорошее настроение, жёлтый означает, что тебе приятно, зелёный — спокойствие, синий — грусть, фиолетовый — тревогу, тебе немножко беспокойно, чёрный — настроение плохое, а белый — никакое, невозможно ничего сказать». (Образец каждого цвета с подписями следует поместить в комнате на плакате).
«Выбери ту полоску, которая больше всего соответствует твоему настроению и помести её в кармашек на картонном листе».
Если тест проводится для детей младшего возраста, возможен второй вариант. Нужно выбрать среди четырех-пяти цветов - красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный.
Для получения характеристики группового настроения воспитатель на большом листе помещает аналогичные карманы, в которые дети вставляют свои листочки. У каждого ребёнка своя строчка. Следует вести измерение настроения на каждом занятии, а в некоторых случаях - в его начале и в конце. Информация о характере настроения в группе существенно влияет на ощущения отдельных детей, синхронизирует эмоциональный настрой, способствует групповой сплоченности.