Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых д. векслера
РУКОВОДСТВО К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Д. ВЕКСЛЕРА
198005 Санкт-Петербург, Московский пр., 19 Главный государственный центр единства измерений ГП "ИМАТОН" тел. (812)-259-90-91 (812)-251-44-61 |
Санкт-Петербург 1995 Подготовлено к печати фирмой"ИМАТОН"(методическое обеспечение практических психологов: инструментарий, обучение, информация) |
Адаптация 1995 г. Под ред. Муляр О. И.
© ИМАТОН, 1995 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем руководстве изложены основные правила работы с методикой исследования интеллекта, информация, необходимая для правильной оценки результатов тестирования, а также некоторые обобщения опыта практической работы с методикой на группах здоровых людей, больных с органическим поражением мозга м больных олигофренией.
Составители руководства считают необходимым подчеркнуть следующие принципиальные моменты:
1. Методика ориентирована прежде всего на разграничение нормы и ненормы в интеллектуальном развитии: на отсев испытуемых, не соответствующих требованиям той или иной деятельности. Дифференциация испытуемых в границах нормы не является целесообразной.
2. Заключение по результатам тестирования должно делаться достаточно корректно: устойчивость численных показателей не является абсолютной, особенно когда речь идет о молодых людях. Интенсивные учебно-воспитательные мероприятия способны увеличивать оценки интеллекта. Социально-педагогическая запущенность приводит к постепенному уменьшению .
3. Заключение по результатам тестирования не может пониматься как механическое последовательное описание субтестовых и шкальных оценок . Конечные выводы по испытуемому должен делать специалист-психолог, обладающий помимо знания методики общей квалификацией в отношении психологии обучения, развития и отклонений в развитии.
Составители руководства надеются на то, что оно окажется полезным для практических психологов.
Филимоненко Ю. И. Тимофеев В. И
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1.1. Проблемаоценки интеллекта
Первый широко известный тест интеллекта Д. Векслер опубликовал в 1939 году. Этот тест, получивший название Wechsier-Bellevue Scale, был стандартизован на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет. Модификация этого теста (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS - шкала интеллекта взрослых), вышедшая в свет в 1955 году [10], предлагается Вашему вниманию.
Для более обоснованного применения методики WAIS и оценки ее результатов необходимо отчетливо представлять научную предысторию появления этой методики.
Тесты интеллекта стали закономерным результатом практической потребности системы школьного образования, а также вооруженных сил в обнаружении лиц, неспособных отвечать соответствующим требованиям в силу неполноценности умственного плана. На этом основании уже первые тесты интеллекта, по образному выражению Ф. Гальтона, ставили перед собой цель охватить "измерением и числом операции ума". Тесты интеллекта "позволяют как бы сделать срез с достигнутого уровня усвоения основных требований, предъявляемых условиями жизнедеятельности к познавательным особенностям личности" [5, с. 145].
Проявления интеллекта исключительно разнообразны. И объединяет их включенность в любой интеллектуальный акт всех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Приведем ряд наиболее важных определений интеллекта.
W. Stern рассматривал "интеллект как общую духовную приспособительную способность к новым задачам и условиям жизни, помогающую преодолевать трудности в новых ситуациях" [11, с. 256].
По мнению современного немецкого исследователя J. Guthke [9, с. 20], "интеллект - это обобщающее понятие (мыслительная абстракция) для пока еще неопределенного точно, видимо, однако. весьма большого числа различных "мыслительных способностей", "факторов" или же "размерностей", которое характеризует уровень и качество мыслительных процессов личности и обеспечивает интеллектуальное повеление в многообразных проблемных ситуациях и на различнейшем мыслительном материале".
В работе [5, с. 145] интеллект трактуется как "относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (и врожденных) анатомофизиологических особенностей мозга и нервной системы (задатков). сформирующаяся во взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями и преимущественно обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей действительностью..."
Создавая методику WAIS Д. Векслер исходил из следующего понимания интеллекта: интеллект - это "комплексная глобальная способность индивидуума целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой" [цит. по 11, с. 415].
Если попытаться обобщить имеющиеся определения интеллекта, то обнаруживается, что он мыслится исследователями в основном в трех аспектах: как способность к обучению, как способность к адаптации, как способность к абстрактному мышлению.
В становлении психодиагностики интеллекта большую роль сыграли теоретические взгляды Ч. Спирмена и Л. Тэрстоуна. С именем первого из этих авторов связана двухфакторная теория интеллекта. Опираясь на статистический анализ взаимосвязей различных интеллектуальных тестовых заданий, Ч. Спирмен высказал гипотезу о том, что существует некий ганеральный, общий фактор интеллекта (фактор "д"), а также совокупность факторов, специфичных конкретным методикам: их материалу, требованиям к испытуемому и т. д. Реально обнаруживаемые корреляционные связи между различными интеллектуальными заданиями объясняются, тем самым, участием' в каждом из них фактора "д". И чем больше доля фактора "д" в задании, тем теснее оно коррелирует с другими заданиями. Как справедливо отмечается в работе [5, с. 154], такое толкование взаимодействия фактора "д" и специфических факторов вполне позволяет расценивать их в качестве ошибок измерения и считать теорию Ч. Спирмена однофакторной. Сущность фактора "д" виделась автору как некая "умственная энергия", наиболее четко обнаруживаемая в задачах, требующих постижения связей и отношений между предметами и явлениями, а также воспроизведения этих отношений по определенной закономерности.
Л. Тэрстоун выдвинул альтернативную, мультифакторную теорию интеллекта. Данный автор разработал математико-статистический аппарат для определения минимального количества факторов, необходимых для объяснения способности к выполнению заданий интеллектуального теста. Мультифакторная теория постулирует существование в структуре интеллекта целого ряда независимых факторов. На основе своих исследований Л. Тэрстоун утверждал, что к таким "первичным" факторам относятся: словесное понимание, беглость речи, легкость (скорость и точность) оперирования числовым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия.
Методическим следствием взглядов Ч. Спирмена явилось обоснование правомерности установления единой численной характеристики интеллекта (коэффициент интеллекта) испытуемого. Л. Тэрстоун категорически отрицал правомерность такой характеристики и настаивал на целесообразности представления результатов тестирования в виде профиля оценок по первичным факторам.
Коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient, IQ) во многих интеллектуальных тестах служит обобщающим показателем уровня интеллектуального развития испытуемого. Первым шагом к показателю IQ стало сформированное А. Бине понятие умственного (интеллектуального) возраста. Умственный возраст фактически определялся через сложность тестовых заданий, которые испытуемый смог правильно решить. В. Штерн в 1912 году предложил более удобный показатель: соотношение умственного и хронологического возрастов.
IQ = ( Умственный \ Хронологический ) 100 %
возраст возраст
В таком виде этот показатель впервые представлен в методике Стэнфорд-Бине. Он в более наглядном виде представляет информацию о степени развитости или отставания умственных способностей испытуемого.
Последующее использование показателя IQ постепенно обнаружило два существенных недостатка, заложенных в его концепцию:
1. Данная форма определения IQ предполагает, что интеллект линейно увеличивается с возрастом в течение всей жизни испытуемого. Практика исследований показала, что такое предположение не соответствует действительности.
2. С математической точки зрения сравнение величин IQ у испытуемых с разным хронологическим возрастом является некорректным.
По этой причине указанная выше форма показателя IQ была заменена стандартным показателем IQ, в котором оценка выражается в величинах стандартного отклонения и показывает, как соотносится результат испытуемого с результатами репрезентативной выборки испытуемых соответствующей возрастной группы. По мнению А. Анастази, IQ в таком виде "есть форма выражения уровня способностей индивида в данный момент времени по отношению к его возрастным нормам" [1, с. 309]. Д. Векслер был первым, кто использовал такой способ определения показателя IQ.
Однако и стандартная форма IQ встречает ряд критических замечаний, наиболее весомые из которых сводятся к следующему [9, с. 113-114]:
1. Поскольку интеллект человека все же не может быть оценен одномерно (например, как рост человека), использование только обобщенного показателя IQ дает слишком грубое, а при исследовании здоровых людей - и неадекватное представление об интеллектуальных возможностях испытуемого.
2. Сравнение IQ с ростом невозможно еще и потому, что шкала оценок IQ не имеет абсолютного нулевого значения. В этой связи нельзя сказать, что испытуемый с IQ = 140 вдвое интеллектуальнее, чем испытуемый с IQ = 70. Точно так же объект с температурой 30°С не является вдвое более теплым, чем объект с температурой 15°С (так как их истинные "абсолютные" температуры равны соответственно 303 и 288 градусам).
3. Можно сомневаться в принципиальной сопоставимости оценок IQ, полученных в разных возрастных группах: потенциальные возможности интеллекта человека обусловлены не только особенностями слагающих его интеллектуальных функций, но и в значительной степени особенностями структурных взаимосвязей этих функций, которые в показателе IQ не учитываются.
Первоначально интеллект мыслился как постепенное вызревание с возрастом неких врожденных задатков. Современная концепция генетической природы интеллекта утверждает, что около 80% вариаций IQ нужно отнести за счет генетических различий между людьми (Г. Айзенк, 1979). За эту точку зрения говорит тот факт, что в период обучения среднегрупповые результаты выполнения интеллектуальных тестов в значительной степени действительно устойчивы. Причем стабильность повторных обследований с возрастом увеличивается. Вместе с тем, при оценке результатов однократного обследования испытуемого абсолютизировать неизменность его IQ было бы неправомерно. Например, в возрастном периоде 6-18 лет, когда средне-групповые корреляции при ретестировании очень высоки, отмечаются тем не менее сдвиги оценок IQ на 15 и более баллов у 59% детей, на 20 и более - у 37%, на 30 и более - у 9%. Причем речь идет не о случайных "выбросах", а о постоянном смещении оценок в серии обследований.
В настоящее время преимущественный акцент в проблеме роли социо-культурных и генетических факторов в развитии интеллекта делается на их взаимодействии.
Думается, что однозначная оценка доли того и другого в развитии интеллекта невозможна уже хотя бы потому, что "одни и те же психические свойства индивида, по данным одних исследований, в высокой степени обусловлены наследственностью, а по данным других - обучением..." [2, с. 106].
Роль социума в развитии интеллекта вторично усиливается зависимостью от социума собственно интеллектуальных тестов. Как остроумно заметил О. Дункан (1972), если бы интеллектуальные тесты разрабатывались в обществе охотников, то под общим интеллектом, скорее всего, понимались бы острота зрения, скорость бега, координация движений и т.д., а не умение оперировать словами. В 1958 году Р. Кеттелл предложил культурно-свободный тест интеллекта. По мнению этого автора, "чистый" интеллект, свободный от наслоения культуры, можно оценить, прежде всего, на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через особенности восприятия. Первый вариант культурно-свободного теста включал в себя 8 субтестов, из которых четыре Р. Кеттелл полагал свободными от влияния культуры: "Подстановка", "Классификация", "Выбор называемых предметов", "Лабиринты", "Картинки с недостающими деталями", "Выполнение указаний", "Загадки", "Определение сходства".
Независимо от того, насколько оправданы надежды создать свободный от социума тест, факт значительного влияния образования, возможностей приобщения к культуре на успешность выполнения интеллектуальных тестов подтвержден многочисленными специальными исследованиями.
Так, обследование группы испытуемых в детском возрасте и в тридцатилетнем возрасте обнаружило зависимость оценок IQ в обоих тестированиях от домашней обстановки и отношений между родителями. В других работах IQ связывался с такими параметрами как степень эмоциональной подчиненности ребенка родителям, выраженность мотивов соревновательности, стремлением родителей сформировать у ребенка опережающие знания и навыки и т. д. С невысокими оценками соотносится установка испытуемого на психологическую защиту, уход от решения жизненных проблем; с повышенными оценками стремление активно преодолевать встречающиеся трудности. А. Мориарти выдвинул гипотезу о том, что индивидуальные различия в механизмах преодоления жизненных трудностей являются основным фактором, влияющим на изменение IQ с возрастом.
ИНСТРУКЦИИ,
Конверт
2 балла - Любой ответ, указывающий на понимание того, что письмо должно быть немедленно отправлено по почте.
Вернуть его на почту... Послать по почте... Опустить в ближайший почтовый ящик... (Ответы "Отнести на почту" или "Отправить по почте" всегда оцениваются в 2 балла, независимо от того, в какой местности проживает испытуемый - городской или сельской).
1 балл - Понимание того, что письмо является чьей-то собственностью (при слабом представлении о том, как им распорядиться).
Отдать его милиционеру... Отнести в стол находок... Попытаться найти владельца...
О баллов - Отсутствие идей о том, что делать с письмом, или о том, что письмо является чьей-то собственностью.
Не трогать его... Вскрыть его...
Воздух
2 балла - Понимание причин более чистого воздуха в сельской местности и причин его загрязнения в городе.
1 балл - Упоминание специфики воздуха либо только города, либо только деревни.
О баллов - Непонимание причин более чистого воздуха в сельской местности и причин его загрязнения в городе.
Лес
2 балла - Любое объяснение использования природных явлений для выхода из леса или систематизированный подход к проблеме.
Попробую идти в одном направлении, используя солнце (или ручей, мох и т. п.)... Использую в качестве компаса часы (с полным объяснением метода)... Найду ручей или тропинку и пойду по ним, чтобы не кружить...
1 балл - Упоминание случайных ориентиров или одного из явлений 2-балльного ответа, но без объяснений.
По солнцу (без объяснений).,. По мху (без объяснений)... Пойду по тропинке... Пойду в направлении солнца... Заберусь на самое высокое дерево и попробую обнаружить характерные объекты на местности... Буду искать межевые столбы, чтобы сориентироваться. ..
О баллов - Использование ненадежных или не относящихся к делу явлений, либо надежда на людей.
Попробую найти милиционера, чтобы выбраться... Буду продолжать идти... Попробую найти то место, где вошел... Буду ждать лесника... Обычно я запоминаю дорогу, по которой шел, и иду по луне... Я стану кричать...
6. Подросток
2 балла - Упоминание двух основных причин: забота о здоровье и необходимость получения образования.
Для того, чтобы дать подросткам возможность получить образование и достичь полного созревания...
1 балл - Упоминание одной из причин. О баллов - Неопределенное представление о причинах.
Дурная компания
2 балла - Любой ответ, содержащий идею о том, что человек изменяется к худшему, портится или получает дурное влияние от дурной компании.
Потому что она развращает образ мыслей человека... Делает человека плохим... Вводит в искушение... Чтобы самому не стать скверным... Потому что она плохо влияет на наше поведение, наши мысли... Чтобы не испортиться под ее влиянием... Потому что человек обычно начинает подражать... Становится таким, как они... Эти люди учат дурному..
щения с дурной компанией вместо обобщения всех последствий.
Разрушает репутацию... Чтобы не попасть в беду (не нажить неприятностей)... Чтобы самому не считаться дурной компанией... Если оставаться с ними, это будет всю жизнь приносить неприятности... Чтобы сохранить свою репутацию... В конце концов сам станешь преступником... Она учит человека быть проходимцем...
О баллов - Упоминание плохих сторон компании без дальнейших пояснений, или идея избежания неприятностей без объяснения того, почему у человека будут неприятности.
От плохой компании хорошего не жди... Держись лучшей компании... Затянут в такую ситуацию, где потом ничего не сможешь сделать... Потому что ничему хорошему не научишься... Неприятности от них... Следует избегать случайных знакомств...
Пожар
2 балла - Понимание того, что следует сообщить об этом представителям администрации - администратору или билетеру.
Сообщу об этом билетеру... Сообщу администратору... Скажу человеку, закрывающему и открывающему двери...
1 балл - Понимание того, что ответные действие должны быть предприняты, хотя и не столь эффективные.
Включу звонок пожарной тревоги... Постараюсь потушить пожар или вызвать пожарную команду...
О баллов - Описание действий, которые будут создавать панику и не предотвратят беды.
Закричу: "Пожар!"... Изо всех сил постараюсь выбраться оттуда... Сохраню спокойствие... Предупрежу других людей... Убегу... Пойду к ближайшему выходу... Пойду за водой...
Куй железо
Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяснения и оцените его в соответствии с критериями.
2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.
Когда предоставляется возможность, используйте ее... Действуйте, когда время подоспело... Действуйте, пока есть возможности для этого...
1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точное понимание переносного смысла.
Когда железо горячее, оно мягкое него можно ковать... Действуйте сегодня... Если у вас есть хорошая идея, реализуйте ее, пока кто-нибудь не передумал...
О баллов - Непонимание того, что данное утверждение является пословицей. Ответы, касающиеся ковки железа, чеканки. Неопределенное объяснение на уровне использования преимуществ ситуации в личных целях. Буквальное перефразирование или развитие утверждения.
Если кто-то сердит на вас, сведите с ним счеты, когда вы оба сердиты... Это идея "сведения счетов"... Делай первое, что приходит в голову... Гладь одежду, пока утюг горячий... Действуй под влиянием своего порыва...
Брак
2 балла - Понимание необходимости как физического, так и социального созревания людей, вступающих в брак.
1 балл - Упоминание только одной из приведенных выше
причин.
О баллов - Непонимание причин.
Много шума
Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяснения и оцените его в соответствии с критериями.
2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.
1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точное понимание переносного смысла.
О баллов - Непонимание того, что утверждение является пословицей, или специфические описания личного характера.
Глухой
2 балла - Знание того, что нужно слышать звуки или речь,
чтобы быть в состоянии повторить их.
Нужно слышать звуки, чтобы подражать им... Они не слышали, как говорят другие люди и не научаются говорить... Потому что научиться говорить можно при помощи слуха...
1 балл - Идея о том, что слух и речь соединены, без знания
того, каким образом.
Не могут слышать, потому и не говорят... Не могут слышать, как произносятся звуки... Они не в состоянии правильно произносить слова... Потому что он не слышит, что говорят... Не может говорить, потому что не может слышать...
О баллов - Отсутствие представления о взаимозависимости между способностью слышать других и овладением речью.
Это связано с гландами... Наверно, нервы плохие... Такими уж они уродились...
Планирование
2 балла - Понимание того, что планирование необходимо для правильной рациональной организации работы в любой отрасли труда.
1 балл - Понимание того, что отсутствие планирования может вызвать нежелательные явления в работе (или какое-то одно из них) или упоминание лишь какой-либо одной стороны планирования.
О баллов- Непонимание необходимости и сущности планирования.
Ласточка
Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяснения и оцените его в соответствии с критериями.
2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.
Не делайте обобщений на одном примере... Не делайте поспешных выводов... Нельзя делать предсказания на основе единственного случая...
1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точное понимание переносного смысла.
Один признак успеха необязательно означает полный успех... Одна часть - это еще не целое... Одна скрипка - это еще не струнный оркестр... Если один раз выиграл, это не значит, что будешь выигрывать все время... Одна птица может опередить всех остальных, а лето все еще будет далеко...
О баллов - Непонимание того, что утверждение является пословицей или перевод смысла пословицы на очень специфический уровень.
Если ты один раз что-то хорошо сделал, ты еще не самый главный... Для лета еще много чего нужно, кроме этого... Летом целая стая ласточек прилетит... Чтобы решить проблему, много людей должно собраться... Жизнь дана не для тривиальных вещей, а для гораздо большего...
2.3. Субтест 3 "АРИФМЕТИЧЕСКИЙ"
Инструкция. Предъявляя этот тест, не упоминайте о том, что он состоит из арифметических задач. Некоторые испытуемые характеризуются таким отрицательным или безнадежным отношением к своей способности решать арифметические задачи, что подобное вступление может неблагоприятно повлиять на выполнение ими теста. Начинайте тест, сказав только:"Теперь давайте попробуем это".
Для всех испытуемых начинайте с задания 3. Если и^ытуе-мый не справляется ни с 3-м, ни с 4-м заданием, предъявите задания 1-2. Если испытуемый не справляется с ними, прекращайте тестирование; но если он справился хотя бы с одним из них, переходите к заданию 5.
По просьбе испытуемого и в тех случаях, если налицо непонимание вопроса, экспериментатор может повторить задание, но не имеет права изменить его формулировку.
Временные ограничения указаны для каждого задания. Начинайте регистрировать время в конце предъявления каждого вопроса. Если вопрос повторен, время отсчитывается от конца первого предъявления. В Бланке фиксации результатов предусмотрено место для регистрации времени выполнения каждого задания. В заданиях 11-14 за быстрые ответы даются дополнительные баллы.
Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач испытуемого.
Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. 2 балла добавляются испытуемым, которым не предъявлялись вопросы 1 и 2. Если дан правильный количественный ответ, балл начисляется даже в том случае, если не названы единицы измерения, например рубли и копейки. Балл начисляется также, если испытуемый спонтанно исправляет неправильный ответ в пределах лимита времени. В задачах 11-14 за скорость дается дополнительный балл, как показано в протоколе. Максимальная оценка - 18.
Вопросы Время Ответы
1. 'Используя кубики из Методики Косса, расположите 7 кубиков красной гранью кверху в 2 группы по три и четыре, с расстоянием в 1 см между кубиками и 5 см между группами.
Затем спросите: "Сколько здесь всего кубиков?"
Уберите кубики, прежде чем продолжать опыт. 15" 7
2. У Вас есть 3 книги и 1 Вы отдаете. Сколько у Вас остается книг? 15" 2
3. Сколько будет 4 рубля и 5 рублей? 15" 9 руб.
4. Если человек купил карандаши на 6 рублей и дает 10 рублей, сколько он должен получить сдачи? 15" 4 руб.
5. Сколько килограммов в 2,5 центнерах? 15" 250 кг
6. Ученик купил 6 тетрадей по 25 рублей. Сколько он истратил денег? 30" 150 руб.
7. Сколько пирожков можно купить на 36 рублей, если один пирожок стоит 6 рублей? 30" 6 пирожков
8. Сколько времени потребуется человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час? 30" 8 часов
9. Если человек покупает 7 двухрублевых марок и дает полтинник, сколько он должен получить сдачи? 30" 36 руб.
10. Из 18-ти рублей израсходовано 7 руб. 50 коп. Сколько денег осталось? 30" 10 руб. 50 коп. 1 1. 11.Цена двух банок зеленого горошка 31 рубль. Сколько стоит 12 банок? 60" 186 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-10")
12. Человек приобрел подержанную мебель за 2/3 стоимости новой. За это он заплатил 400 рублей.
Сколько стоит новая мебель? 60" 600 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-10")
13. 1-й сорт пальто стоит 60 рублей, 2-й сорт стоит на 15% дешевле 1-го. Сколько стоит 2-й сорт? 60" 51 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-15")
14. 8 человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы закончить эту работу за полдня? 65" 96 чел. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-20")
2.4. Субтест 4 "СХОДСТВО"
Инструкция. С каждым испытуемым начинайте с задания 1. Предъявляйте задание со словами:"В чем сходство между пальто и платьем?" Если испытуемый отвечает, что и то и другое одежда или что их носят, скажите:"Хорошо" и переходите к заданию 2.
Если испытуемый указывает на различие, не может ответить или говорит, что между пальто и платьем нет сходства, оцените его ответ в 0 баллов и скажите:"Сходство между ними состоит в том, что оба являются одеждой, и то и другое шьют из ткани, люди одевают их на тело, оба сохраняют тепло" и затем переходите к заданию 2.
Спросите: "Ну,а в чем сходство между собакой и львом?" Не помогайте испытуемому в этом и последующих заданиях. Все задания предъявляйте одинаковым образом.
Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач (ответов, оцениваемых в 0 баллов). Максимальная оценка - 26.
Задания теста
1. Пальто - платье 8. Воздух - вода
2. Собака - лев 9. Глаз - ухо
3. Топор - пила 10. Поощрение - наказание
4. Апельсин- банан 11. Яйцо - зерно
5. Стол - стул 12. Муха - дерево
6. Север - Запад 13. Древесина - спирт
7. Поэма - статуя
Критерии оценки и примерыответов к субтесту "Сходство"
Общие критерии оценки в 2, 1 или 0 баллов для всех заданий таковы: 2 балла - любое родовое понятие, под которое в основном
подпадают оба члена пары;
1 балл - любые специфичные признаки, общие для обоих членов пары, устанавливающие любое разумное подобие между ними;
О баллов - специфичные признаки каждого из членов пары; неуместные обобщения, различия.
Приведенные ниже примеры представляют собой некоторые типичные ответы, полученные в стандартизующей популяции, и иллюстрируют процесс оценки. Слова "Оба являются..." или "У обоих есть..." можно понимать как предшествующие большинству ответов.
Пальто - платье
2 балла- Одежда... Предметы одежды... Наряд... Обмундирование. ..
1 балл - Сделаны из ткани... Помогают сохранить тепло... Их носят... Ими прикрывают тело... Вещи, которые надеваются...
О баллов - Пальто теплее, чем платье... Сделаны из одного и того же материала... Пальто надевается поверх платья... Оба имеют пуговицы...
2. Собака - лев2 балла - Животные... Млекопитающие...
1 балл - У них лапы... Мех... Хвосты... Принадлежат к одному виду...
О баллов - Похожи внешне... Лев рычит, собака лает... Опасны...
Топор - пила
2 балла - Инструменты... Рассекающие орудия...
1 балл - Используются плотником... Ими расчленяют на части... Металлические изделия...
О баллов - Сделаны из металла... Люди боятся их... У них есть
ручки... Ими пилят и рубят...
Апельсин - банан
2 балла- Фрукты
1 балл - Пища... То, что едят... Покрыты кожурой... Одинакового цвета... Растут... Содержат витамины...
О баллов - Круглые... Одинаковой формы... Содержат калории...
Стул - стол
2 балла - Мебель... Предметы мебели...
1 балл - Предметы домашнего хозяйства... Находятся в кухне и в ресторане... Используются во время еды...
О баллов - Стол - для того, чтобы за ним есть, стул - чтобы на нем сидеть... Имеют по четыре ножки... Деревянные предметы...
6. Север - запад
2 балла - Направления... Стороны света... Компасные точки... 1 балл - Указывают вам, куда вы идете... Места на карте... О баллов - Расстояние... Можно пойти в обе стороны...
7. Поэма - статуя
2 балла - Произведения искусства... Художественные творения... Выражение художественных чувств...
1 балл - Сделаны человеком... Символичны... Красивые вещи... Волнуют чувства... Являются памятниками -заставляют помнить... Рассказывают о чем-то... Выражают чувства или идею...
О баллов - Поэма описывает статую... Созданы знаменитыми людьми... Безжизненные (неодушевленные)... Поэму читают, а на статую смотрят... Нравятся людям... Если хорошие, то сохраняются надолго...
Воздух - вода
2 балла - Необходимы для жизни... Воздух необходим, чтобы жить, и вода необходима, чтобы жить... Необходимы для функционирования человеческого тела... Без них невозможно жить... Стихии... Составные части атмосферы... Геосфера...
1 балл - Элементы... Содержат кислород... Помогают нам жить... Средства передвижения... Нужны оба... Текучи...
О баллов - Всюду на земле... Продукты природы... Содержат воду... Дары природы... Дышим воздухом и пьем воду... Воздух - вещество и вода - вещество... Все время перемещается, точно так же вода все время перемещается... В облаках...
Глаз - ухо
2 балла - Органы чувств или восприятия... Рецепторы стимулов...
1 балл - Органы... Части тела... Через них мы получаем знания. ..
О баллов - Необходимы человеку... Глазом видим, ухом слышим... Оба открываются наружу... Сообщают нам о том, что говорится... Читаем по губам и слышим ухом то, что произносится... Оба нужны человеку...
Поощрение - наказание
2 балла - Дисциплинарные меры... Способы критической оценки... Меры воздействия на поведение других... Методы стимулирования...
1 балл - Для воспитания людей... Для выражения своего отношения... Используются для того, чтобы привестилюдей в определенное эмоциональное состояние... Способ добиться выполнения дела...
О баллов - Делать полезное человеку... 11. Яйцо - зерно
2 балла - Начало жизни... Воспроизводят то, из чего они сами произошли... Зародыши (эмбрионы)... Из того и из другого происходит потомство...
1 балл - Из обоих вырастают живые существа... Производят... Дают жизнь (при неполном объяснении)... Могут создавать... Покрыты оболочкой... Из обоих что-то вырастает... Средства размножения (при неполном объяснении)...
О баллов - Растут... Пища... Одно происходит из другого... И то и другое можно есть... Имеет желток... Круглые...
Муха - дерево
2 балла - Живые существа... Имеют жизнь...
1 балл - Дышат... Растут... Нуждаются в пище... Творения природы... Нуждаются в солнечном свете для жизни...
О баллов - Поднимаются в вышину на открытом воздухе... У мухи есть крылышки, а у дерева - листья... Муха маленькая, а дерево большое... Полезны для человека... Способны размножаться...
Древесина - спирт
2 балла - Органические соединения... Содержат углерод... Углеводороды...
1 балл - Горят... Используются в промышленности... Используются как горючее (топливо)...
О баллов - Продукты дерева... Спирт производят из древесины... Полезны... И то и другое может сбить с ног...
2.5. Субтест 5 "ПОВТОРЕНИЕ ЦИФР"
Следующие задания - повторение цифр в прямом и обрат ном порядке - предъявляются раздельно. В обоих тестах произ носите цифры со скоростью 1 цифра в секунду, не объединя! цифры в группы. Понижайте голос на последней цифре серии Номер серии указывает на количество цифр в данном задании.
Деньги
2 балла - Металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Капитал, средства.
Всеобщий эквивалент... На них можно все купить... Средства платежа, обращения... Богатство... Достаток...
О баллов - Бумажные... Большие... Разного цвета...
Завтрак
2 балла - Утренняя еда до обеда; первый прием пищи, или еда, которую едят во время первого приема пищи.
То, что едят утром... Утренняя еда... Ранняя еда... Прием пищи утром... Самый важный прием пищи -первый... Еда... То, что едят...
О баллов - Завтрашняя еда... 3.Корабль
2 балла - Крупное морское судно. Средство передвижения, на котором путешествуют или перевозят что-либо по воде или по воздуху.
Пароход... Судно... Вид транспорта... Фрегат... Плавает по морю... Имеет паруса...
О баллов - Ехать на нем... То, на чем люди ездят - или на чем перевозят что-нибудь другое... Люди передвигаются на нем или воюют - как линейный корабль...
4. Смелый2 балла - Отважный, храбрый, дерзающий, нескромный.
Не знающий страха, не боящийся опасностей... Не боящийся трудностей, препятствий, решительный... Бесстрашный... Мужественный... Безбоязненный... Неустрашимый... Дерзновенный... Новый, необычный (например, "смелая рифма")... Не смущающийся в общении с другими, неробкий... Не совсем приличный, нескромный...
1 балл - Отчаянный... Лихой... Бравый... Нахальный... Дерзкий... Наглый... Рискующий...
О баллов - Громкий, шумный... Хвастливый... Откровенный...
5. Зима
2 балла - Самое холодное время года. Время года, когда солнечные лучи имеют наибольший наклон. Сезон в году между осенью и весной.
Самое холодное время года... Последний сезон в году, после осени... Время года, когда солнце ниже экватора... Холодные месяцы... Сезон льда и снега -холодный сезон...
1 балл - Идея только сезона или холодной погоды.
Холодная погода... Когда все замирает и отдыхает... Когда холодно... Противоположность лета... Холодно так, что нужно тепло одеваться... Время года (без указания на то, что холодное время года)...
О баллов - Климат... Изменение погоды...
6.Спешить
2 балла - Стараться делать, исполнять что-нибудь как можно
скорее. Торопиться.
Торопиться, ускорять, увеличивать скорость... Быстро выполнять... Быстро идти, нестись... Поторапливаться... Убыстрять темп... Делать что-то