Возрастные проявления нарушений в эмоциональном развитии младших школьников

Эмоциональная сфера человека представляет собой комплексное личностное образование. Основной эмоциональный фундамент закладывается у ребенка уже при рождении, но последующее его развитие зависит от множества факторов. Эмоции и чувства сопровождают всю нашу жизнь. Они могут по-разному влиять на наше поведение и деятельность: активизировать, рассогласовывать или оказывать негативное влияние. Любые сбои в развитии эмоциональной сферы являются предпосылкой для нарушения психологической безопасности личности. Данный вывод основывается на современных исследованиях, выполненных в рамках психологии безопасности личности [1].

Являясь относительно молодой исследовательской областью, психология безопасности личности в настоящее время переживает период бурного развития. Уже получили интерпретацию основные понятия психологии безопасности [2], раскрыты уровни [3], механизмы и стратегии безопасности личности [4], выявлен ряд ее закономерностей [5]. Рассмотрены различные виды безопасности: информационно-психологическая, корпоративная, лингвистическая [6, 7, 8]. Изучены темпоральные аспекты безопасности [9], раскрыты ее психологические ресурсы [10]. Разработаны концепции и принципы, объясняющие подходы к обеспечению безопасности [11, 12, 13]. Разработке подвергается технологическая сторона психологической безопасности. Вместе с тем, остается еще и достаточно много «белых пятен».

Для младших школьников присуща: пугливость, эмоциональная лабильность, наличие разного рода страхов. На школьной ступени развития наблюдается повышенная ранимость, впечатлительность.

Эмоциональные нарушения имеют множество различных разновидностей типов, видов. На данный момент зафиксировано огромное количество точек зрения, мировоззрения многих ученых, исследователей. У каждого из них свои версии, результаты, аргументы тех или иных типов эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста.

Так, Н.И. Костерина делит эмоциональные нарушения на два вида:

- с усилением эмоциональности;

- с понижением эмоциональности.

К первой группе относятся:

- эйфория,

- дисфория,

- депрессия,

- тревожный синдром,

- страхи.

Вторая группа содержит:

- апатию,

- эмоциональную тупость,

- паратимии.

Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение. Охарактеризовать таких детей можно, как очень импульсивных, нетерпеливых, стремящихся к доминированию. Дисфория - расстройство, характеризующееся тоскливым, недовольным, агрессивным настроением. Хотелось бы отметить, что дисфория, прежде всего разновидность депрессии. Эти дети постоянно злые, угрюмые, резкие.

Депрессия, в свою очередь, состояние, при котором наблюдается заметная пассивность поведения. Это можно охарактеризовать, как очень подавленное настроение. Дети, страдающие депрессией в основном всегда мрачные, печальные. Тревожный синдром - состояние общего беспокойства, нервного напряжения.

Данный синдром сопровождается частой сменой настроения, обидчивостью, чувствительностью. Также дети с этим синдромом напряжены, скованны, часто плачут по разным поводам. Возможен переход к страхам. Страх - это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания опасности - мнимой или реальной. Данные дети всегда чем - то испуганны, в общении замкнуты, не коммуникабельны.

Апатия - пассивное отношение, поведение к окружающему. Здесь в первую очередь страдают волевые качества детей. Дети равнодушны, неактивны, спокойны. Эмоциональная тупость - отсутствие эмоций на абсолютно все раздражители. Дети не могут проявлять эмоции в принципе. Паратимия, или неадекватность эмоций - состояние, когда наблюдается переживания противоположных эмоций.

Также многие авторы относят к эмоциональным нарушениям детей младшего школьного возраста - синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Сопровождается постоянным беспокойством, неусидчивостью, импульсивными поступками, расторможенностью. Агрессия проявляется как высокая тревожность, и как черта характера, и реакция на окружающую действительность. Как мы видим, эмоциональных нарушений достаточно много. Мы, конечно же, обозначили не все, и даже не половину, так как их огромное количество.

Агрессия - активная форма выражения эмоций гнева, реакция на различные раздражители. В результате данной реакции могут пострадать окружающие люди и предметы. Тревожность - негативное эмоциональное состояние, которое проявляется беспокойством, внутренним напряжением. Импульсивность - форма аффективной возбудимости, в результате которой любая потребность должна выполняться без учета возможностей и ситуаций.

По нашему мнению именно эти эмоциональные нарушения детей младшего школьного возраста, к сожалению, являются актуальными в наше время. Современные дети младшего школьного возраста очень агрессивны, тревожны и импульсивны. Таких детей насчитывается большое количество. Именно поэтому, эти нарушения требуют к себе особого повышенного внимания со стороны родителей, педагогов, психологов. Необходимо рационально и грамотно подходить к выбору средств коррекции тех или иных эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста.

Наши рекомендации