Возрастные проявления нарушений в интеллектуальном развитии младшего школьника

Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, мышление и внимание, кроме того эти способности подразделяют на разные уровни (Р.С. Немов, С.А. Рубинштейн) – учебные и творческие. Различают также общие умственные способности и специальные способности2.

Общие умственные способности (интеллектуальные способности) – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь, внимание.

До сих пор ученым трудно прийти к единой точке зрения относительно природы интеллекта. В психологии известно несколько десятков трактовок интеллекта в зависимости от теоретического подхода. Общим для всех определений интеллекта неизменно является включение в его структуру познавательных способностей и признание его адаптивного значения для поведения человека.

В связи с разнообразием структур, представленных в интеллекте, в психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального интеллекта. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Функционирование вербального интеллекта осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Решение этих вопросов требует квалификации и оценки уровневых характеристик познавательных способностей, как в норме, так и при различных формах задержки интеллектуального развития. Поэтому измерение уровня интеллектуального развития учеников является необходимым звеном практики педагога-психолога. Например, рассмотрение и диагностика такого интегрального образования, как невербальный интеллект, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления, поможет объективно определить характеристики общих интеллектуальных способностей. Особенно важна данная диагностика на определенных этапах образовательного процесса: при поступлении ребенка в школу или при переходе ученика из начального школьного звена в среднее. Это позволяет увидеть динамику интеллектуального развития ребенка.

Если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств - внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков.

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Психические процессы у детей младшего школьного возраста развиваются интенсивно, но неравномерно. В этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистичным, управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.

Рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития. В младшем школьном возрасте в ходе освоения учениками различных, далёких друг от друга предметов, главную роль играют общие умственные черты, выступающие на уровне обобщений, в соотношении абстрактного и конкретного, в темпе умственной работы.

Формирование личности как субъекта социальной действительности, способной самостоятельно раскрывать и развивать все свои потенциальные возможности, обуславливает мобилизацию умений самостоятельно критически мыслить, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, постоянно пополнять свои знания и совершенствовать умения по их применению. Это позволит каждому индивиду не только следовать за прогрессивными изменениями в науке и культуре, но и самому их осуществлять, создавая собственный творческий продукт.

В связи с этим возрастает роль интеллекта в формировании личности. Исследования в области интеллекта осуществлялись психологами и педагогами начиная с XVI в. Однако и в настоящее время существует достаточно много проблем в области развития интеллекта.

Особенно актуальна в этом контексте проблема развития интеллектуальной сферы младших школьников. Возможности новых современных технологий увеличивают объем и сложность воспринимаемой информации в несколько раз. Чтобы адаптироваться в окружающем мире, адекватно воспринимать действительность, интеллектуальная сфера детей должна активно расширяется.

Увеличение роли интеллекта влечет за собой необходимость развития интеллектуальных способностей, которые являются фундаментом для формирования умений и навыков. Сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей является младший школьный возраст [1]. Именно в начальной школе наиболее интенсивно развиваются основные психические функции человека (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь), раскрываются его задатки, формируются интеллектуальные качества, которые в большинстве своем останутся неизменными на протяжении всей жизни.

Однако проблеме развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. Используемые средства развития интеллектуальной сферы детей в работах И.Л. Лебедевой, Л.П. Терентьевой, М.Ш. Мартиросян, С.Ю. Боруха, Ю.Г. Тамберг, Э.А. Петросян, посвященных развитию интеллекта этой возрастной группы, не учитывают в полной степени механизмов формирования интеллектуальных способностей.

В зависимости от концептуальной линии и подхода к трактовке природы интеллекта строят свои теории различные ученые. В своем исследовании мы опирались на эксплицитные теории интеллекта, которые подразумевают разнообразные подходы к изучению интеллекта. Наиболее известными из них являются двухфакторная теория Ч. Спирмена, мультифакторная Л. Тэрстоуна, «куб Дж. Гилфорда», системный подход Г. Гарднера и Б. Стернберга, теория однопланового развития Ж. Пиаже и теория открытий Дж. Брунера, концепция «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского.

Обоснованием нашей работы в области интеллекта стала психометрическая модель интеллекта, которая рассматривает интеллект как иерархическую структуру различных факторов. Это подтверждается исследованиями современных отечественных ученых В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной. Особое внимание в их работах обращено на формирование и развитие столь сложной психической организации. Осуществление этой задачи всегда возлагалось на школу.

Учебная деятельность является новым видом деятельности для поступающих в школу и имеет совершенно особое содержание. «Содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей» [2, с.432]. В своей учебной деятельности «дети воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм, которые человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры» [3, с.133]

Поэтому одним из доминирующих средств для решения этой проблемы может стать, на наш взгляд, эвристическое обучение. Применение эвристических методов и приемов открывает огромные потенциальные возможности для развития различных форм и уровней мышления, активизации познавательной деятельности учащихся.

Исходя из того, что интеллект сугубо индивидуальное образование, а традиционные формы и методы обучения рассчитаны на формирование интеллектуальных способностей среднего уровня в массовой школе, мы считаем целесообразным обратиться к такой форме обучения как эвристический метапрактикум, т.к. он позволяет персонифицировать процесс развития интеллектуальных способностей. Метапрактикум включает эвристические методы обучения (конструирование понятий, правил и теорий, смысловое и об- разное видение, эмпатия, эвристическое наблюдение и эвристическая беседа, эвристическое моделирование и синектика), реализация которых происходит посредством деятельности по развитию интеллектуальных умений, с выполнением соответствующих заданий и эвристических предписаний, ориентированных на разный исходный уровень развития интеллектуальных способностей.

Исследования современных отечественных ученых В.Д.Шадрикова, В.Н.Дружинина, М.А.Холодной позволили выявить иерархию в формировании вербальных и невербальных факторов интеллекта в онтогенезе. Общий интеллект в иерархической модели разделен на вербальный и невербальный, которые в свою очередь представлены соответствующими компонентами: общая осведомленность, социальная компетентность, оперирование числовым материалом, понятийное мышление, речевое развитие, оперативная память; восприятие, зрительная наблюдательность, логическое мышление, пространственное воображение, конструктивные способности, внимание, зрительно-двигательная координация, сенсомоторное развитие.

Специфика младшего школьного возраста дает возможность выбрать из множества компонентов иерархической модели интеллекта наиболее необходимые для развития этой категории детей. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных функций на уровень произвольного характера протекания психических процессов (памяти, восприятия, внимания), увеличение их словарного запаса, а также формирование абстрактно- логической формы мышления. Опираясь на исследования в данной возрастной группе [4] нами были выбраны 4 вида способностей: лексические, мнемонические, перцептивные и аналитико-синтетические. Эти компоненты интеллекта наиболее информативны в отражении развития интеллектуальных способностей младших школьников, охватывая основные психические функции – внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь.

Рассматривая развитие интеллектуальных способностей детей как процесс культурного преобразования, где учитель является представителем данной культуры, Л.С. Выготский [1] выделял «зону актуального» и «зону ближайшего развития», как различие между фактически развитыми способностями ребенка и скрытыми потенциальными возможностями. Согласно концепции обучения «через совершение открытий», разработанной психологом и педагогом Дж. Брунером [5], изучая предмет и осмысливая его, учащимся необходимо создать собственную систему кодирования. А лучший способ создания этой системы – самому открыть ее, вместо того, чтобы получить ее в законченном виде от учителя. Исходя из этого, перевод из «зоны актуального» в «зону ближайшего развития», может быть осуществлен средствами эвристики [6]. Эвристическое обучение ориентировано на конструирование собственного смысла, целей и содержания образования. Оно создает условия для личностного развития ребенка и формирования глубинных когнитивных механизмов, без которых невозможно прогрессирующее развитие индивидуального интеллекта. Эвристические методы и приемы, используемые в обучении младших школьников, позволят совершенствовать развитие интеллектуальных способностей учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

Анализ литературы по проблеме исследования и учет особенностей младшего школьного возраста, а также ориентация на строение интеллектуальной сферы, позволили разработать модель развития интеллектуальных способностей младших школьников (рис. 1).

Рисунок 1 - Модель развития интеллектуальных способностей.

Все 4 вида когнитивных способностей диагностируются с помощью теста Д.Векслера WISC (детский вариант), основанного на иерархической модели интеллекта, по основным показателям: общая осведомленность (словарный запас), оперативная память, восприятие (зрительная наблюдательность) и пространственное воображение.

Наши рекомендации