Суггестивная (внушаемая) функция.
Так, что же собой представляет функция, занимающая 5-ю позицию нашего "департамента"? Мы знаем, что она "слабая", "аналитическая"[12], находится на слабом "инфантильном" уровне, значит, и информацию она усваивает "лениво", с большими потерями. А следовательно, нуждается в постоянном притоке информации по своему аспекту. И вот тут-то начинают происходить странные вещи: несмотря на свой "ленивый и привередливый характер", эта функция склонна проявлять совершенно противоположные свойства, а именно: чрезмерную инициативу и "всеядность". Это выражается в том, что она начинает жадно впитывать любую информацию по своему аспекту, радуясь, что такая информация хоть кем-нибудь предоставляется.
Благодаря этому свойству пятая функция заслужила себе название "внушаемой функции".Она внушается любой информацией, которая имеет хоть какое-то отношение к ее аспекту, часто проявляя при этом совершенно детскую наивность и неразборчивость. Понятно, что в систему знаний такая информация не складывается и практические навыки здесь не нарабатываются. Но поскольку система ценностей, соответствующая этому аспекту, имеет весьма отдаленное отношение к ценностям нашей программы,мы не видим большого греха в том, что не владеем этими знаниями и навыками — это не наша сфера. Другое дело, что мы хотели бы родиться с этими знаниями, мы хотели бы их получить целым блоком: легко и не напрягаясь. Но уж если этого не произошло, то пусть этим занимается кто-то другой, для нас это "область лишней головной боли".
И вот тут возникает один "коварный" момент, который осознанно мешает нам в поиске дуального партнера. Дело в том, что в соответствии с "признаками психологической совместимости программный аспект нашего дуала должен соответствовать нашему внушаемому аспекту,т. е.это должен быть один и тот же аспект информации.Но поскольку относительно нашей "программы" наш внушаемый аспект является малозначимым и малопочтенным, то и люди, для которых этот аспект является программным, нашими симпатиями не пользуются и особого уважения не вызывают.Нам и в голову не приходит искать себе спутника жизни из их числа!
Но, к счастью, наша психика устроена так, что то, что не всегда "приходит "в голову", часто "приходит" на подсознание. Причем особой сообразительностью тут отличается именно наша внушаемая функция.
— Каким образом?
—А вот каким: всю приобретенную информацию она критически отсортировывает, сверяясь с определенным "тестом", которым располагает только она одна.Этот "тест" является для нее как бы инструкцией, в которой указывается, каким ценностям должна соответствовать получаемая информация икакими методами она может реализовываться.(Ведь пятая функция — тоже "аналитическая", и поэтому должна передать информацию на следующую реализационную функцию — шестую. Поэтому, если это окажутся "не наши ценности" или опять "не наши методы", шестая, "оценочная" функция тут же должным образом на это отреагирует.)
Вот и получается, что наша пятая функция тоже работает "Принцессой Турандот", сверяясь с "ответами", соответствующими определенной структуре подсознания, она определяет: "тот" это партнер или "не тот".
Таким образом, в этой "оценочно-ориентационной" деятельности участвуют обе функции блока СУПЕРИД (или как его еще называют "блока "слепой ориентации".)
Если пятую функцию рассматривать как "ориентационно-аналитическую", то шестая будет соответственно "ориентационно-реализационной". Чаще всего она называется "функцией активации".
Активационная функция.
Эта функция, как и предыдущая, по-детски "наивна": радуется любому методу, предложенному ей внушаемой функцией,и не просто "радуется", но и активно включается в реализацию этих методов. Если впоследствии выясняется, что это были "не те методы", а информация, полученная от пятой функции, "не того качества", вся "активность" шестой функции тут же "гаснет", и она снова становится инертной и ленивой — не случайно она находится в "инертном блоке" нашей модели.
— А где это такой инертный блок?
—В "инертный блок" попадает вся левая часть "Модели "А", поскольку всех составляющих его функций (первую, четвертую, шестую и седьмую) отличает некоторая инертность, которая им по разным причинам присуща.
В мобильный блок попадают функции, расположенные в правой части модели (вторая, третья, пятая и восьмая) — их отличают гибкость, маневренность, мобильность. Но вернемся к нашей инертной шестой функции. Не получая сколько-нибудь определенного импульса по своему аспекту, она в работу включаться не спешит: долго раскачивается. Зато и "сактивизировавшись", она не скоро успокаивается. Поэтому ей всегда бывает "обидно", когда ее беспокоят по пустякам: это тоже очень ранимая точка нашей психики. Оценочная функция также очень не любит, когда ее перенапрягают "почем зря", и поэтому опять же полагается на качество информации, собранной для нее пятой (суггестивной) функцией. А поскольку пятая функция даже при тщательном отборе информации все же может ошибиться (ведь у нас на 16 типов ИМ приходится всего восемь аспектов, а следовательно, есть и "родственные "программы", отличающиеся только способами реализации,и значит, внушаемая (суггестивная) функция может по ошибке внушиться не самой подходящей "программой" — в этом случае шестая функция может ее подкорректировать, поскольку аспект нашей активационной функции соответствует аспекту творческой функции нашего дуала,так что поиск подходящего дуального партнера без нее никак не обходится.
Даже получив наконец-то "нужный", "дуальный импульс", активационная функция еще некоторое время "раскачивается", "присматривается" к нему, "изучает" его (так просто она уже никому не поверит); и только убедившись, что это действительно "тот самый импульс", которому можно и нужно доверять, активно включается в работу и работает уже стабильно и с полной отдачей.
— И что же дуал никогда-никогда не разочаровывает нашу активационную функцию? — интересуется Читатель.
— Да, честно говоря, в жизни всякое бывает — бывает, что и "разочаровывает" и из-за этого даже самые гармоничные отношения очень осложняются. Вопрос, насколько легко это удается подкорректировать... Вот здесь как раз многое зависит от взаимных уступок и взаимного желания приспособиться...
— Как так приспособиться?! — удивляется Читатель. — И в гармоничных отношениях полного дополнения нужно еще друг к другу приспосабливаться?!
—А почему бы и нет? "Подстройка" под партнера здесь просто неизбежна, а потому и необходима, а что касается взаимных уступок, то в "конфликтных отношениях" они ни к чему, кроме болезненной ломки не приведут, а в дуальных отношениях без этого никак нельзя. Мы хоть и дополняем друг друга, но все же с разных взаимопротивоположных полюсов. И своя программа нам всегда ближе, чем программа дуала,потому и методы, которыми реализуется его программа, мы не всегда одобряем и приспосабливаемся к ним далеко не безболезненно.
Уровень ИД.
Уровень ИД — самый глубокий уровень нашего подсознания. Его можно охарактеризовать как уровень высокой самоотдачи, безрассудного самопожертвования и стремления к совершенству.
Аспекты седьмой и восьмой функций, расположенные на уровне ИДнашей модели, соответствуют третьему и четвертому аспектам, расположенным на уровне СУПЕРЭГО модели нашего дуала.И именно этим объясняется щедрая и самоотверженная деятельность функций, расположенных на уровне ИД:они призваны преданно служить нашему партнеру, обеспечивать его самой полной и самой удобной информацией по всем аспектам его СУПЕРЭГО.Точно такую же помощь получаем и мы от него. Именно потому и успокаиваются наши третья и четвертая функции, потому-то они и расслабляются, что получают действенную помощь и поддержку со стороны его седьмой и восьмой функций.
Чем же так хороша эта помощь? Тем, что она щедрая и непритязательная, что называется "от души" (это потому что — неосознанная). Человек счастлив уже тем, что плодами его трудов кто-то пользуется.И хотя по своему качеству эти аспекты не так высокопрофессиональны, как программный итворческий аспекты уровня ЭГО,но именно потому-то и удобно принимать эту помощь, что она предлагается с демонстративной услужливостью и не сопровождается упреками.
Наблюдательная функция.
Седьмая функция уровня ИД называется наблюдательной функцией.Она соответствует аспекту нормативной функции нашего дуала и следит за тем впечатлением, которое он пытается на нас произвести, когда "играет" по своей нормативно-ролевой функции какую-то "роль". Наша наблюдательнаяфункция ему в этом ничуть не мешает, наоборот, даже помогает ему, ободряет, поддерживает его, ненавязчиво подсказывает ему всю необходимую информацию. Причем делается все это легко и без затруднений — было бы только принято!
Нашанаблюдательная функциявнимательно анализирует всю информацию, касающуюся ее аспекта, поскольку видит свою задачу в том, чтобы помочь партнеру установить с нами нужный контакт, помочь ему быть нами правильно понятым.Не случайно поэтому аспект нашей наблюдательной функции соответствует аспекту контактной (нормативной, ролевой) функции нашего дуала.
Какую бы роль он от великого смущения ни разыгрывал, наша наблюдательная функция должна разглядеть под этой маской его настоящее лицо и помочь ему быть самим собой, что она, собственно, и делает.
Наблюдательная функция собирает информацию очень тщательно, поскольку в то же время она "работает" и на "программу" своей модели, передавая ей из полученных сведений необходимую базу данных (а наша "программа" нам, как известно, ошибок не прощает.)Поэтому наша наблюдательная функция сама себе цензор и сама себе контролер.
Демонстративная функция.
Информация, полученная наблюдательной функцией (аналитической), реализуется восьмой функцией — демонстративной (реализационной), и это ее очень ко многому обязывает.
— Почему?
—Потому, что наша демонстративная функция "обслуживает" "зону страха"нашего дуала, и это накладывает на нее колоссальную ответственность — от нее требуется предельное качество информации, потому что в противном случае наш дуал будет разочарован, и мы потеряем его доверие. (Разочарование по такой уязвимой функции, как мобилизационная, всегда очень болезненно переживается.)
Кроме того, подсознательно мы сами не прощаем себе ошибок по демонстративной функции.Поэтому стремимся работать по ней безупречно,хотя это для нас и непросто (как-никак, подсознание, где многое остается не до конца осмысленным, а следовательно, и не до конца проверенным). Именно поэтому мы бесконечно самосовершенствуемся по нашей восьмой функции;потому-то и радуемся любому комплименту, полученному по этому аспекту. И, разумеется, пользуемся любым случаем (особенно смолоду) продемонстрировать наши достижения всем и каждому. Порой бываем смешны, когда буквально напрашиваемся на завышенную оценку по этому аспекту и буквально гоняемся "с открытой "зачеткой" чуть ли не за каждым "ценителем" наших талантов.
Спору нет, седьмая и восьмая — достаточно сильные функции и со своей работой неплохо справляются. И тем не менее, критику по этим аспектам мы воспринимаем очень болезненно, поскольку считаем ее несправедливой, а потому и обидной для себя.
Следует заметить, что именно в партнерстве с дуалом нам это в наименьшей степени угрожает. Никто так высоко не оценивает наши достоинства, как наши дуалы,равно как и никто лучше наших "конфликтеров" не видит наших недостатков.
Предложенные в этой книге психологические описания выведены относительно структуры "Модели "А" и отражают не только позитивные качества типов ИМ,но и их негативные стороны (хотя Читатель может быть уверен: автору очень нелегко было на это решиться).
— Теперь, наконец-то мы можем их прочитать? — нетерпеливо спрашивает Читатель.
— Теперь можно, хотя, вероятно, у вас и возникнут некоторые вопросы относительно псевдонимов типов...
— Уже возникли! — листает книгу Читатель. — Вот тут какие-то все странные имена: Дон-Кихот, Гамлет, Джек... Что это?
— А это как раз то, что требует некоторых объяснений. Система псевдонимов сложилась в соционике несколько хаотично — так уж получилось. Это все потому, что сами названия социотипов поначалу нелегко запоминаются, аббревиатура самих названий — и того трудней. Вот и предложили, подразумевая какой-либо социотип, ориентироваться на некую всем известную личность или литературный персонаж, наделенный самыми характерными признаками этого социотипа.
— Еще вопрос: в каком порядке распределяются по квадрам все эти 16 социотипов? Не изволите ли сгруппировать их в одной таблице?
—Изволю. Но обратите внимание, что об этом будет более подробно сказано в характеристике соционических квадр...
Я квадра
Иррациональная диада
1. Интуитивно-логический экстраверт ("Дон-Кихот")
2. Сенсорно-этический интроверт ("Александр Дюма")
Рациональная диада
З. Этико-сенсорный экстраверт ("Виктор Гюго")
4. Логико-интуитивный интроверт ("Робеспьер")
Я квадра
Рациональная диада
1. Этико-интуитивный экстраверт ("Гамлет")
2. Логико-сенсорный интроверт ("Максим Горький")
Иррациональная диада
3. Сенсорно-логический экстраверт ("Георгий Жуков")
4. Интуитивно-этический интроверт ("Сергей Есенин")
Я Квадра
Иррациональная диада
1. Сенсорно-этический экстраверт ("Юлий Цезарь")
2. Интуитивно-логический интроверт ("Бальзак")
Рациональная диада
3. Логико-интуитивный экстраверт ("Джек Лондон")
4. Этико-сенсорный интроверт ("Теодор Драйзер")
Я квадра
Рациональная диада
1. Логико-сенсорный экстраверт ("Штирлиц")
2. Этико-интуитивный интроверт ("Фёдор Достоевский")
Иррациональная диада
3. Интуитивно-этический экстраверт ("Томас Гексли")
4. Сенсорно-логический интроверт ("Жан Габен")
— И еще вопросик — торопится Читатель. — Вот тут у вас тесты прилагаются. Мы теперь можем сами себя тестировать?
—Попробуйте, ведь вам же интересно узнать, к какому социотипу вы относитесь. Но только тут уж позвольте несколько рекомендаций:
— Желательно отвечать на тестовые вопросы, по возможности не задумываясь и не размышляя о том, что лучше — что хуже, что предпочтительнее, а что — нет. Подтасовка данных здесь крайне опасна! Лучше вообще не определять тип, чем определять его неправильно.
— Не рекомендуется тестировать детей, поскольку они обычно отвечают все, что им в голову взбредет, и правильного результата вероятнее всего не будет. (Детей лучше определять по визуальным признакам).
— Нежелательно чрезмерно увлекаться тестированием для проверки своего ближайшего окружения — лучше внимательно прочесть описания типов и относительно прочитанного понаблюдать тех, кто вам интересен.
— Не следует идеализировать всех представителей своего типа, а равно как и тип своего дуала. Не следует спешить с проявлением симпатий, с заверением в любви и дружбе — ведь мы еще только начинаем свои поиски и наша задача — выбрать самого лучшего из самых подходящих. Установка "Все равно кто — лишь бы дуал" — очень опасна и может повлечь за собой много разочарований и неприятностей.
— Не следует ограничивать круг интересов только изучением своего типа и типа своего дуала. Соционика — наука хитрая, она никому не позволяет изучать себя поверхностно. Тот, кто хочет слишком быстро и без особых трудов воспользоваться ее плодами, причинит себе больше вреда, чем пользы. Кроме того, описание типов — это еще не вся соционика. Весь необходимый материал будет излагаться постепенно, в последующих разделах и книгах...