Интуитивно-этический интроверт
— Это вы их уже по квадрам так сгруппировали? -интересуется Читатель.
— Ни в коем случае! Разве может квадра состоять из одних только рационалов или иррационалов,из одних экстравертов или только интравертов?Где же тут будет дополнение? Нет, все намного сложнее.
Из 16 комбинаций типов мы можем составить восемь пар полностью дополняющих друг друга партнеров. Из них четыре пары будут составлять рационалы, четыре — иррационалы. Это понятно?
— Понятно! — соглашается Читатель. — И что дальше?
—А дальше я вам предлагаю дополнить все те же 16 комбинаций графическими символами аспектов информационного потока,комбинируя их попарно. И посмотрите, что у нас получается:
логико-сенсорный экстраверт
логико-интуитивный экстраверт
этико-сенсорный экстраверт
этико-интуитивный экстраверт
логико-сенсорный интроверт
логико-интуитивный интроверт
этико-сенсорный интроверт
этико-интуитивный интроверт
сенсорно-логический экстраверт
сенсорно-этический экстраверт
сенсорно-логический интроверт
сенсорно-этический интроверт
интуитивно-логический экстраверт
интуитивно-этический экстраверт
интуитивно-логический интроверт
интуитивно-этический интроверт
— И что же теперь? — спрашивает Читатель.
— А теперь из этих 16 комбинаций найдите сочетания, состоящие из одинаковых аспектов, даже если они по-разному расположены, например
и выделите их в самостоятельные группы. Сколько будет таких групп?
— Восемь.
А теперь дополните эти сочетания другими, противоположными по аспектам и по "вертности" (противоположной "окраске"). Например, так:
Дополнив, выделите их в группы. Сколько у нас получается таких групп?
— Четыре!
—Правильно! Четыре группы, составленные из двух пар, со взаимодополняющими друг друга комбинациями аспектов. Именно так выглядит схема соционической квадры: образовались две пары — в соционике они называются диадами. Поскольку в этих диадах партнеры взаимодополняют друг друга, такие диады называются дуальными.
Квадру составляют две диады. Одна диада — диада рационалов(рациональная), другая — иррационалов(иррациональная):
— Допустим, это понятно, — соглашается Читатель, — но где же тут общность мировоззрения и максимальный психологический комфорт, объединяющий, как вы говорите, людей в квадры?
—Это тоже несложно представить! Вот перед нами две диады, составляющие квадру. Давайте вынесем в ряд только доминирующие аспектывсех входящих в эту квадру психологических типов. Что у нас получится?
— Четыре аспекта информации, представляющие собой совокупность психологических ценностей всех входящих в эту квадру социотипов.Обратите внимание, что и каждая дуальная диада[8] включает в себя те же самые аспекты, которые в каждом из ее представителей проявляются в виде психологических признаков. Благодаря чему дуальная диада может быть вполне самодостаточной ячейкой социума (ячейкой общества), отстаивающей свое мировоззрение и выражающей интересы своей квадры.
Именно поэтому через соотношение квадровых ценностей (представленных на схеме моделей доминирующими аспектами) можно составить не только психологическое описание типа, но и психологическую характеристику квадры (и в этой книге читатель получает возможность ознакомиться и с тем, и с другим).
— Так теперь мы уже можем читать психологические характеристики типов и квадр?
—Пока еще рановато, дорогой Читатель. Вначале не помешало бы ознакомиться с функциональной структурой информационной модели.
— Опять какие-то теории! Зачем?!
—Чтобы понять зависимость психологической сущности типа от структуры его модели.
— Ой, а можно без этого? Так хочется просто почитать обычные описания...
—Безэтого описания типов вам покажутся похожими на обычные "гороскопные" характеристики. А ведь мы собираемся понять структуру человеческих взаимоотношений, научиться их моделировать и прогнозировать. Так что без общих знаний о структуре информационной модели нам не обойтись.
Функциональная структура "Модели "А".
Как уже говорилось, взаимодействие человека с окружающим миром носит информационный характер и осуществляется посредством психических функций, воспринимающих, обрабатывающих и передающих информацию, соответствующую аспектам окружающей нас реальности.
Аналогично тому, как жизнедеятельность человеческого организма основана на физическом обмене веществом и энергией, т.е. на физическом (вещественном) метаболизме (взаимообмене), так и психика человека основана на информационном взаимообмене (метаболизме)[9],поскольку образы, рождающиеся в психике человека в процессе взаимодействия с окружающей средой, носят информационный характер и отражают информацию об окружающей действительности. Поэтому каждого индивида можно представить носителем определенного типа информационного метаболизма (сокращенно — типа ИМ).
— Но ведь психика человека — это такой сложный аппарат! — возражает Читатель. — Просто в голове не укладывается, как это можно представить ее в форме какой-то упрощенной модели...
— Но мы ведь уже знаем, что информационный поток, проходя через структуру нашей психики, распадается на восемь аспектов информации. Мы ведь уже об этом говорили?
— Говорили. — соглашается Читатель...
Так вот, если мы представим себе человеческую психику как своего рода департамент, в котором каждое "ведомство" имеет не только свою узкую, аспектную специализацию (т. е. отслеживает информацию по одному из восьми аспектов мировосприятия), но и функционируетопределенным образом в рамках "своего департамента",а именно "отвечает" за какой-то "участок" восприятия и передачи информации...
—... Как чиновник на почте? — подхватывает Читатель.
— ... несет на этом "участке" какие-то определенные нагрузки... Словом, через характер деятельности каждого из этих "ведомств" можно понять и общий характер структуры информационной модели, а подставив в эти функциональные ячейки (позиции) аспектные обозначения, можно понять психологические особенности каждого типа личности..
Попробуем представить это на модели:
Модель "А"
1. Программная | 2. Творческая | ЭГО | Ментальный уровень | |||||
4. Мобилизационная | 3. Нормативная | СУПЕРЭГО | ||||||
6. Активационная | 5. Суггестивная | СУПЕРИД | Витальный уровень | |||||
7. Наблюдательная | 8. Демонстративная | ИД |
Каждым аспектом информационного потока здесь "занимается" соответствующее функциональное "ведомство" — "отдел" по восприятию, обработке и передаче информации. Вот это "ведомство" и называется психической функцией.Каждая функция занимает в нашем "департаменте" определенный "кабинет" — определенную ячейку (позицию), "расположенную" на одном из четырех психических уровней: ЭГО, СУПЕРЭГО, ИД, СУПЕРИД.
Ну а теперь, как во всяком приличном департаменте, следует указать, что собой представляет каждый "этаж" и какие "ведомства" на нем расположены.
Первый — самый верхний, "элитарный этаж" — уровень ЭГО.
Уровень ЭГО.
ЭГО — ядро психической структуры. Аспекты, расположенные на этом уровне, преобладающие. ЭГО — уровень наиболее осознанного восприятия информации,самой тщательной и самой осмысленной ее переработки.
На уровень ЭГО попадают те аспекты информации, по которым мы наиболее уверенно взаимодействуем с окружающим миром,по которым мы наиболее сильны. И именно потому, что мы ими сильны, мы этих информационных структур в нашей психике до поры до времени не замечаем, а обращаем внимание только тогда, когда теряем какие-то свои преимущества по этим аспектам и считаем необходимым их защищать, чтобы "не потерять себя".
Вот когда кто-то начинает посягать на наше ЭГО,только тогда мы начинаем его отстаивать,только тогда и начинаем частично осознавать, кто мы такие, и что собой представляет наша система взглядов. До тех же пор, несмотря на то, что каждый наш поступок, каждое наше действие совершаются с согласования и с соизволения нашего ЭГО,мы этого не замечаем,как не замечаем воздуха, которым дышим.
— Так какое же "ведомство" находится на 1-й позиции первого уровня нашего департамента?
—Это "ведомство" — "программная функция" нашей психики, а аспект, которым оно заведует, — "программный аспект".