Информационный поток, аспекты мировосприятия и психические функции.
— А что такое "информационный поток". — сразу же спрашивает Читатель.
— "Информационный поток" — это постоянно воздействующая на человека информация об окружающем его мире.И эта информация неоднородна, поскольку отражает реалии и сущности окружающего нас мира. Но все дело втом, что эти существующие в мире реалии становятся информацией только в том случае, когда они кем-то воспринимаются.Вот говорят: "Глух, как пень". Пень воспринимает информацию? — Нет. А человек воспринимает, потому что у него есть специально для этого организованная структура — его психика.
Мы часто задумываемся: в чем причина наших разногласий? Почему порой так и не удается прийти к общему мнению? Почему трудно найти компромиссы?
А причина довольно проста — все люди по-разному воспринимают информацию об окружающем мире и соответственно по-разному на нее реагируют.
Отсюда вывод: мы все — разные, потому что по-разному взаимодействуем с окружающим нас миром.
— Поэтому каждый из нас и считает свою точку зрения индивидуальной? — спрашивает Читатель. — Хотя мне-то иногда кажется, что все вокруг видят то же самое, что и я, но из вредности не желают этого признавать!.
—Давайте-ка не будем спешить с выводами, а лучше разберемся, действительно ли все мы видим одно и то же?И действительно ли одинаково воспринимаем окружающий нас мир?
Нам дано воспринимать четыре области информации -материю, энергию, время и пространство —четыре извечные и необъятные категории. Никто не знает, где их истоки, где их предел, но мы с ними взаимодействуем постоянно. В каждой отдельно взятой жизненной ситуации мы наблюдаем их в комплексе: все, что нас окружает, — материально, наделено энергией, расположено в пространстве и существует во времени.
Если мы с помощью этих понятий — материи, энергии, времени и пространства — хотим представить модель наших взаимоотношений с окружающим миром, то самое простое, что мы можем сделать, — это обозначить их геометрическими символами:
квадрат будет обозначать материю
неполный квадрат — энергию
кружок — пространство
треугольник — время
Энергия и вещество, пространство и время — взаимопротивоположные, исключающие друг друга категории: сжигая вещество, мы приобретаем энергию, преодолевая пространство, — теряем время. Поэтому и рассматриваем мы эти категории, как противоположные полюса, расположенные на противоположных концах двух шкал:
— Допустим, некие общие символы у нас теперь есть. — соглашается Читатель. — но как же мы с их помощью представим наше восприятие?
Для начала следует уточнить, что мы воспринимаем? — Мы воспринимаем объекты(одушевленные и неодушевленные, статичные и динамичные), видоизменяющиеся в пространстве и времени.
Мы воспринимаем себя, как один из таких объектов, и нам интересно знать, как нас воспринимают окружающие.То есть, кроме изучения объекта как такового, нас еще интересует и соотношение между объектами.А следовательно, и каждую ситуацию мы можем рассмотреть как с точки зрения изучения свойств всех задействованных в ней объектов,так и с точки зрения взаимодействия этих объектов между собой,а именно — материальное и энергетическое развитие их взаимоотношений во времени и пространстве.
Если мы хотим выразить механизм конкретной жизненной ситуации через геометрические символы, то нам придется выделить материальные, энергетические, временные и пространственные характеристики как для обозначения собственных свойств и качеств объектов (эти символы у нас будут обозначаться черным цветом), так и для обозначения материальных, энергетических, пространственных и временных соотношений между объектами — их мы будем обозначать белыми (незакрашенными) символами, поскольку они обозначают только характер отношений между объектами,носамих свойств этих объектов не показывают.
Таким образом, каждый из наших геометрических символов в свою очередь распадается еще на два значка:
Черный символ — мыбудем называть его "экстравертным" — это как бы взгляд на себя изнутри, как бы характеристика своего (и чужого) внутреннего импульса, оценка своих (и чужих) субъективных качеств.
Белый символ —мы будем называть его "интровертным",поскольку это как бы взгляд со стороны на наши отношения, на то, как они развиваются, и на то, как мы вписываемся в уже существующую систему отношений.
Что же у нас получилось? — У нас образовались четыре характеристики свойств и качеств объектов (субъектов):
материальная —
энергетическая —
пространственная —
и временная —
Равно как и четыре характеристики свойств и качеств отношений, поскольку объект или субъект существует в отношениях:
материальных —
энергетических —
пространственных —
временных —
— Да, но каким образом это переходит из области информации в область нашего взаимодействия? — интересуется Читатель.
— "Каждая система (по теории информации) принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только те сигналы, которые и сама может выдавать..."[4] Человек наделен способностью не только воспринимать эти четыре области информации, но и адекватно реагировать на них посредством определенным образом функционирующих структур нашей психики — так называемых психических функций (ПФ).
Поэтому относительно экстравертных и интровертных аспектов восприятия и сами функции подразделяются на экстравертные иинтровертные.
Экстравертные функции — этоте, которые подают и воспринимают сигналы о внешних и внутренних качествах объектов и субъектов. Экстравертные функции условно можно рассматривать как четыре возможности, которые человек использует для того, чтобы приспособиться к внешнему миру:[5]
1) способность собирать информацию о внешних и внутренних свойствах объектов — условно называется логикой;
2) способность собирать информацию о процессах, происходящих во внутреннем мире человека, — условно называется этикой;
3) способность собирать информацию о форме и внешности окружающих объектов — условно называется сенсорикой;
4) способность разбираться в структуре объектов и их потенциальных возможностях — условно называется интуицией.
А интровертные функции в свою очередь являются условиями и обстоятельствами, на фоне которых рассматриваются свойства и качества объектов. Таким образом, мы рассматриваем еще четыре способности психики — способности уже интровертных, воспринимающих объекты через соотношения между ними:
восприятие пространственных соотношений—
восприятие энергетических соотношений (притяжения — отталкивания)—
восприятие самочувствия в пространстве—
восприятие процессов во времени —
Тот факт, что экстравертные функции мы можем рассматривать на фоне интровертных и наоборот, а рациональные — на фоне иррациональных, позволяет представить механизм взаимодействия человека с окружающей средой в форме модели информационного взаимообмена -модели, отображающей все восемь аспектов мировосприятия.
Если мы хотим рассмотреть психику человека только как механизм информационного взаимообмена, то нам удобнее всего представить ее в форме восьмикомпонентной информационной модели, где каждая психическая функция будет обозначена символом соответствующего ей аспекта информации.
— Тогда какая же разница между психической функцией и аспектом информации, если на схеме мы и то, и другое обозначаем одинаковыми значками?
—Между психической функцией и аспектом информационного потока такая же разница, как между радиоприемником и радиоволнами: первое — аппарат, имеющий свое определенное устройство, второе — это сигналы, имеющие физическую природу. Но эти сигналы несут определенную информацию, которую только это устройство и может воспринимать.
— То есть функции — это устройство, а аспекты информации — это сигналы?
—Правильно! А теперь посмотрим, какому характеру деятельности человека соответствуют эти "сигналы". (Но не забудем также, что к характеру деятельности человека имеют отношение и психические функции, эту деятельность контролирующие.)
Представим это в виде такой таблицы:
— "деловая логика" — (экстраверная логика, ЧЛ[6]).
Логика разумных действий —рассматривает труд как жизненную ценность:технология, процесс, метод, правило, алгоритм, причина и следствие. Предприимчивость, экономные, эффективные действия. Рационализация, технологичность, изобретательность. Целесообразность, здравый смысл.
— "логика соотношений" (между объектами) — (интровертная логика, БЛ[7]).
Логика систем —умение систематизировать знания, создавать теории, глубокое понимание логических взаимосвязеймежду объектами, система фактов, иерархия, подчиненность, административный аппарат, классификация, статистика, учет и контроль.
— "этика эмоций" (энергия) — (экстравертная этика, ЧЭ).
"Внутренняя энергетика" человека — его эмоции, а также умение распознавать душевное состояние других людей, умение воспроизводить эмоции (артистизм) и умение управлять чувствами других людей: смешить, вселять радость, энтузиазм, или наоборот — внушать страх, ужас, тревогу, панику.
— "этика отношений" (энергетические отношения) — (интровертная этика, БЭ).
Восприятие мира через отношения между людьми, дипломатичность, деликатность, ответственность за свои поступки, терпимость, снисходительность, любовь, доброта, милосердие, сострадание.
— "волевая сенсорика" (пространство) — (экстравертная сенсорика, ЧС).
Способность контролировать пространство и завоевывать сферу влияния. Целеустремленность, мобилизация, властность, дисциплинированность, воля к победе, отпор внешнему давлению и защита собственных интересов, силовое противостояние, умение оценить силу противника и его способность к сопротивлению. Амбициозность, авторитетность, авторитарность, стремление к лидерству.
— "сенсорика ощущений" (пространственные ощущения) — (интровертная сенсорика, БС).
Умение расслабляться и наслаждаться жизнью, умение получать тонкие и изысканные удовольствия. Восприятие секса как гармонии ощущений. Умение создавать и воспринимать прекрасное. Способность к дизайну, стремление к высокому внутреннему качеству, к чистому, неперегруженному пространству, уюту, комфорту, эстетике, красоте и здоровому телу.
— "интуиция возможностей" (время) — (экстравертная интуиция, ЧИ).
Способность чувствовать возможности людей, умение видеть перспективы развития, ощущение единства и взаимосвязи процессов, целостное восприятие мира, понимание самой сути процессов.
— "интуиция времени" (временные соотношения) — (интровертная интуиция, БИ).
Понимание противоречий и ощущение изменчивости мира, ощущение значимости момента, предчувствие опасности, учет опыта прошлых ошибок, терпимость, мечтательность, надежда на лучшее, умение управлять процессами во времени, быстрая реакция, умение рисковать.
— Ну и как все эти аспекты проявляются в характере людей? — спрашивает Читатель?
— Преобладающие аспекты психических функций проявляются в каждом человеке в виде психологических признаков. Их-то мы и наблюдаем...