Психогимнастические упражнения для дошкольников
Предлагаемая серия упражнений — это систематизированное целенаправленное развитие психики ребенка, осуществляемое посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям. Первый путь — изменение степени сложности упражнений от занятия к занятию, второй — поочередный перенос воздействия с одного психического процесса на другой, третий — поэтапное выполнение действий на громкоречевом уровне.
СЧИТАЛОЧКА-БОРМОТАЛОЧКА
Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качается» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками.
Итак, это выглядит следующим образом:
1. Идет — бычок — качается.
2. Идет — бычок — (хлопок).
3. Идет — (хлопок) — (хлопок).
4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
Если ребенок не понял задание, покажите ему сами, как это нужно делать.
Можно использовать другие варианты считалочки-бор-моталочки.
1. Ехал — грека — через — реку.
2. Ехал — грека — через — (хлопок).
3. Ехал — грека — (хлопок) — (хлопок).
4. Ехал — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
1. Золотое — решето — черных — домиков — полно.
2. Золотое — решето — черных — домиков — (хлопок).
3. Золотое — решето — черных — (хлопок) — (хлопок).
4. Золотое — решето — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. Золотое — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
6. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
1. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — сапожек.
2. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — (хлопок).
3. Подарил — утенку — ежик — пару — (хлопок) — (хлопок).
4. Подарил — утенку — ежик — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. Подарил — утенку — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
6. Подарил — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
7. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
1. Мы — писали — мы — писали — наши — пальчики —устали.
2. Мы — писали — мы — писали — наши — пальчики — (хлопок).
3. Мы -а писали — мы — писали — наши — (хлопок) — (хлопок).
4. Мы — писали — мы — писали — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. Мы — писали — мы — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
6. Мы — писали — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
7. Мы — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
8. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
1. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик —из — кармана.
2. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик —из — (хлопок).
3. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик — (хлопок) — (хлопок).
4. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. Вышел — месяц — из — тумана — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
6. Вышел — месяц — из — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
7. Вышел — месяц — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
8. Вышел — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
9. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
1. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — иду —искать.
2. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — иду — (хлопок).
3. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — (хлопок) — (хлопок).
4. Раз — два — три — четыре — пять — я — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. Раз — два — три — четыре — пять — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
6. Раз — два — три — четыре — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
7. Раз — два — три — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
8. Раз — два — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
9. Раз — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
10.(Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
1. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — сапожник — портной.
2. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — сапожник — (хлопок).
3. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — (хлопок) — (хлопок).
4. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
6. На — золотом — крыльце — сидели — царь — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
7. На — золотом — крыльце — сидели — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
8. На — золотом — крыльце — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
9. На — золотом — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
10. На — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлогюк) — (хлопок) — (хлопок).
11.(Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ
КОЛЕЧКИ
Первый вариант.Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении.
Чуть подросший малыш (в 1,5—2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.
Второй вариант.Дети 6—7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» — и все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
Третий вариант.Самый сложный вариант игры — обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен дошкольникам старшего возраста.
Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец.
В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным.
Затем следуют движения в противоположном направлении.
МЕЛЬНИЦА
Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» — вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой.
Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» — вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: «Моя спеет!» — вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: «Моя жнет!» — поднимая средний палец левой руки.
Перечисление разных видов работ («молотит», «мелет», «пироги печет») продолжается, пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.
Такой вариант игры доступен ребенку с 4—5 лет.
Малышу взрослый сначала просто показывает «мелен-ку» на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская.
Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль:
«Моя пашет!» — «И моя пашет!»
«Моя сеет!» — «И моя сеет!»
ПЕРЕМЕНЫ
Взрослый договаривается с ребенком или группой детей о тех позициях пальцев, которые будут использоваться в сегодняшней игре. Можно предложить самые разные варианты.
Крючки.Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.
Цепочка.Сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук.
Слоник.Правая рука встает на выпрямленную левую ладонь; указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона, большой и мизинец — задние ноги, вытянутый средний палец — хобот.
Тяни-толкай.Руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются так, чтобы средний и безымянный пальцы нижней руки были направлены вверх, а те же пальцы верхней руки — вниз.
Мячик.Округленные
ладони складываются
одна на другую.
Домик.Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально — «труба».
Цветок.Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты — «лепестки».
Ребенку 4—5 лет для начала достаточно четырех позиций пальцев, шестилетнему — пяти-шести.
Сначала ребенок вслед за взрослым несколько раз повторяет позиции пальцев, чтобы запомнить их. Затем следует условие:
«Вместо цепочки делаем крючки. Вместо крючков — цепочки.
Остальные — так, как есть».
Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается. Если ребенок после нескольких повторений не сбился, следует замена условия на новое, более сложное.
Например:
«Вместо слоника — домик, вместо домика — мячик,
Вместо мячика слоник, А на цветок — запрет»,
т.е. одну из пальцевых позиций повторять не нужно.
Детям 4—5 лет при определенной тренировке доступна «пяти-шаговая» перемена; будущие первоклассники справляются с семью переменами и сами предлагают новые пальцевые фигурки и новые забавные задания, к примеру:
«Вместо домика — замри!».
ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо — новая и трудная для ребенка деятельность, — делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;
поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;
после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.
Определение пространственных соотношений между дву-мя-тремя предметами или изображениями.
Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.
Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа — ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.
Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Мон-тессори и получила распространение уже в двадцатые годы.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
Положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.
Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок.
Нарисовать квадрат, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку.
Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.
Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.
В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.
2. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.
3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.
4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
7. Движения, как при растирании замерзших рук.
8. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ
КИНЕЗИОЛОГИИ
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологйи.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиоло-гических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение'кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения психолог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.