Эмоции, социальные взаимодействия и даже индивидуальность могут систематически измениться, когда человек входит в средний возраст.

Работа когнитивного психолога Мары Мэтер из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе подтверждает, что старшие взрослые склонны больше сосредоточиваться на положительной информации и меньше – на отрицательной. Проведенное ею исследование[26]показало, что миндалевидное тело людей старшего возраста меньше отвечает на отрицательные стимулы (типа неприятных картин), чем миндалевидное тело молодых. Начиная примерно с сорока лет люди также показывают лучшую память на положительные изображения, чем на отрицательные, и эта тенденция продолжается по крайней мере до восьмидесяти лет.

Этот эффект еще более сильно выражен у тех людей, которые отлично сохраняют познавательные способности. А это, как говорит Мэтер, означает, что позитивность – активный процесс, который отнюдь не является побочных эффектом ухудшения познавательных способностей. Причем, добавляет она, полученные ею данные согласуются с тем, что люди среднего и старшего возраста рассказывают о себе сами. Старшие взрослые ценят эмоциональную стабильность и позитивизм даже больше, чем младшие, и говорят, что лучше, чем в юности, управляют собственными эмоциями.

Анализировать с научной точки зрения такие качества, как рассудительность и мудрость, гораздо труднее, чем измерять скорость выполнения двигательных операций или объем памяти. Но все же некоторые исследователи пробуют это делать. Так, было обнаружено, что люди средних лет гораздо более опытны во многих социальных взаимодействиях (типа оценки истинных намерений других людей), чем те, что сильно младше или сильно старше. А еще работа Дэвида Лэйбсона из Гарвада показала, что люди среднего возраста лучше разбираются в планировании расходов и принимают лучшие финансовые решения, чем молодые или пожилые. Согласно результатам его работ, экономическая рассудительность достигает пика в пятьдесят три года.

Одна из самых поразительных особенностей сознания в среднем возрасте – это, возможно, даже не особенность и не способность, а, скорее, изменение в познавательных навыках. Хотя познавательные способности у всех индивидуальны независимо от возраста, эти различия в среднем возрасте увеличиваются. Например, память и внимание часто ухудшаются, но способности некоторых людей лишь улучшаются. В исследовании Уиллис способность большинства участников запоминать списки слов уменьшалась в среднем возрасте, но приблизительно пятнадцать процентов участников справились с этой задачей лучше, чем они же сами в молодости. Поэтому Уиллис говорит, что, изучая не какую-то одну способность, а способности в их широком диапазоне, исследователь начинает понимать, насколько сложным и неоднородным процессом является когнитивный спад и сколько в нем индивидуальных различий.

Предположения Уиллис доказывает исследование генов, связанных с изучением и памятью[27]. В ходе исследования было доказано, что в возрасте до сорока лет мозг последовательно имеет лишь небольшие повреждения и высокие уровни выражения этих генов, в то время как в возрасте от семидесяти трех лет и выше мозг имеет большее повреждение и низкое выражение генов. Но в группе участников средних лет результаты широко варьировались. У одних мозг уже показывал спад, в то время как у других состояние мозга ничем не отличалось от его состояния у тридцатилетних. Поэтому права Грэйди, которая говорит, что люди среднего возраста – это очень интересная и неоднородная группа.

Все эксперименты в этой области преследует практическую цель: ученые надеются, что исследования среднего возраста (особенно среди тех, кто с годами сохраняет познавательные способности неповрежденными, а то и улучшает их) помогут многим людям сохранить ясность мысли в старшем и пожилом возрасте. Уиллис полагает, что такое сохранение четкости разума – результат постоянных интеллектуальных тренировок плюс некоторой генетической удачи. Например, исследователи идентифицировали несколько генных сочетаний, которые являются факторами риска для ранних проблем памяти. Вместе с тем люди, чьи познавательные способности с середины жизни даже улучшаются, склонны одновременно быть более сильными физически и более социально активными.

Рейтер-Лоренц дает совет каждому, кто вступает в средний возраст: вместо того чтобы настраиваться на кризис, нужно принимать этот этап как время для новой формы работы над собой. Она уверена, что этот возраст приносит очень много новых возможностей увеличить свои познавательные и физические ресурсы. А это, в свою очередь, поможет предотвратить многие издержки пожилого возраста.

Восстановление памяти

Травма головного мозга, например полученная в результате несчастного случая или удара, может поставить человека в условия, когда он вынужден бороться за каждое действие – от приготовления пищи до узнавания собственных детей. К тому же число пожилых людей растет, а значит, одновременно возрастает и число людей с возрастным слабоумием, которое вызывает отчаяние и неверие в свои силы.

Поскольку потребность во вмешательстве увеличивается, британский нейропрсихолог Барбара Уилсон, эксперт в области восстановления памяти, говорит, что из-за нехватки специалистов лишь немногие демонстрируют прогресс в борьбе за ежедневное функционирование. И все же, по ее словам, возможность помогать людям приспосабливаться, понимать, справляться и компенсировать проблемы памяти есть.

Благодаря новым научным открытиям область восстановления памяти достигла замечательных успехов. Это подтверждает, например, такой видный эксперт, как Аллен Хайнеманн, реабилитационный психолог из Северо-Западного университета и Института реабилитации (Чикаго). Новая задача, по его словам, заключается в том, чтобы применить результаты современных исследований локализации функции памяти. Соответственно, психологи ищут способы поддержать независимость каждодневного бытия и даже помочь исправить мозговые нарушения. Хайнеманн уверен, что в следующее десятилетие будет проводиться еще больше клинических испытаний различных нарушений памяти, увеличится число самих исследователей, высококачественных амбулаторных услуг и стационарных средств обслуживания, обеспечивающих реабилитацию. Он предсказывает, что уже в скором времени инвестиции в исследования начнут приносить плоды.

Хотя большинство людей думают, что хорошая память означает способность вызывать воспоминания, на самом деле хорошая память – это, по сути, хорошее учение. Человек, обладающий хорошей памятью, способен к формированию сильной ассоциации при усвоении новой информации. Поэтому эксперты по реабилитации часто советуют людям, имеющим проблемы с памятью, систематически обращать внимание на вещи, которые они видят. Например, можно научиться мысленно делать снимок, когда кладешь на место ключи. Эта мнемоническая техника полезна не только людям с нарушениями памяти, но и каждому, кто хочет свою память улучшить. Если вы склонны забывать, где оставляете, например, газету, в следующий раз, кладя ее куда-либо, мысленно сфотографируйте этот момент.

Этот способ в качестве научно обоснованного подхода использовал и описывал Кит Сайцерон, клинический директор отделения когнитивной реабилитации в Институте реабилитации им. Дж. Ф. Кеннеди (Эдисон, Нью-Джерси). Он и его коллеги работают с людьми, страдающими слабоумием ранней стадии и другими подобными формами потери памяти, при которых человек все еще способен к изучению. Цель работы – обратить их внимание на ежедневные привычные действия, научить их активно обрабатывать информацию, перестать быть рассеянными и избежать необходимости писать примечания. Также активно использует данный подход нейропсихолог Линда Клэр, профессор Лондонского университетского колледжа и эксперт Центра исследований слабоумия в Уэльсе. Клэр и ее партнеры помогают пациентам с ранней стадией слабоумия устанавливать цели, актуальные в ежедневной жизни. Типовые цели:

● запоминать имена знакомых людей, которых они часто встречают, с тем чтобы не чувствовать неловкости каждый раз, выходя из дома или отвечая на звонок;

● используя мнемонические техники, запоминать элементарную информацию, вместо того чтобы задавать членам семьи один и тот же вопрос много раз;

● запоминать семейную информацию, чтобы можно было легче и спокойнее участвовать в разговорах внутри дома;

● идентифицировать различные типы монет, чтобы облегчить процесс оплаты в магазине.

Клэр обнаружила, что пациенты с умеренными проявлениями болезни Альцгеймера получают заметную пользу и стабильное улучшение от простых систематических тренировок памяти, которые могут вовлечь все еще не поврежденную кору головного мозга. Участники исследования были в состоянии запомнить имена людей при использовании определенных мнемонических техник. Например, записывая имя раз за разом, пока оно не начинает вызывать отзыв, – иными словами, пока оно буквально не впечатывается в память. Другая техника строится на периодическом повторении определенной информации с целью самопроверки. Нечто подобное вы используете, когда собираетесь в магазин: вы говорите себе «купить хлеб», когда решаете идти за покупками, когда одеваетесь, когда идете и когда заходите в магазин. Если некую фразу вы будете повторять регулярно, вы запомните ее, – используйте этот способ по своему усмотрению. Этот вид обучения не полагается на поврежденные части мозга, типа гиппокампа. Клэр уверена, что если другие области мозга могут принять на себя некоторые функции поврежденных областей, то это открывает новые возможности для восстановления памяти[28].

Занимаясь восстановлением памяти, эксперты используют мощный подход – безошибочное изучение . Этот метод минимизирует ошибки в процессе обучения. Л. Клэр и упомянутая выше Б. Уилсон описали его в «Журнале клинической и экспериментальной нейропсихологии»[29]; они пришли к выводу, что люди даже с серьезными нарушениями памяти учатся лучше, если применять безошибочное обучение, потому что этот метод выполняет важнейшую задачу – повышает уверенность в себе. Кроме того, само понимание проблемы также помогает терапии. В центре всего – когнитивная поддержка, но жизнь с нарушением памяти вовлекает не только мозг, а всего человека. Поэтому восстановление памяти также использует способы поддерживать человека в хорошем настроении: это может быть и простой обед с друзьями, особенно в гостях, и совместный поход в музей, театр, кино или на прогулку. Все эти простые действия и улучшают настроение, и создают здоровый уровень умственного возбуждения.

До сих пор мы говорили о легком ухудшении памяти. В случае с умеренной потерей памяти вспомогательные технологии, по существу, помогают взять то, что теряется, и переместить это с внутренней части на внешнюю. Звучит сложно, но на самом деле все просто: сюда относятся всевозможные будильники, списки, пейджеры, запрограммированные на целые потоки напоминаний устройства, персональные цифровые помощники (PDA), которые шаг за шагом постепенно проводят пациентов через сложные задачи.

В ходе исследования, проведенного Б. Уилсон и ее коллегами, было обнаружено, что система оповещения делала пациентов значительно более успешными в выполнении каждодневных действий. Механизм отклика оказался похож на ситуацию, когда вы ждете звонка будильника и просыпаетесь до того, как он зазвонит. Пациенты выполняли запланированное действие быстрее, чем получали напоминание о нем[30].

Еще более необычными экспериментами занимаются в Мичиганском университете систем здоровья, где реабилитационный психолог Нед Кирш, директор нейрореабилитационных программ для взрослых, использует PDA и ноутбуки с беспроводными соединениями, чтобы помочь пациентам со сложными функциональными задачами. Так, в одном исследовании команда Кирша использовала беспроводной PDA, чтобы помочь пациенту, который не мог вспомнить путь от одной комнаты до другой. Для него по пути следования были установлены большие цветные круги на стенах. Каждый раз, находя круг, он прикасался к нему. Кирш говорит, что если в доме есть беспроводная сеть, то настроить беспроводный узел на каждом установленном на стене круге будет легко и дешево.

Этот тип технологического подхода к обучению станет еще более доступным с распространением беспроводного интернет-соединения. Впрочем, до тех пор пока это не произошло, можно использовать и другой вариант метода, так сказать, вариант для дома, где нет возможности установления точек беспроводного соединения на стенах. В таком случае можно расположить на стенах яркие круги из материала, отличного от материала стен (например, обои гладкие, круги шершавые). Проходя мимо кругов, человек каждый раз дотрагивается до них, задействуя и тактильную, и визуальную память и условные рефлексы, в результате вырабатывая способность преодолевать весь путь самостоятельно. Похожий прием используют инвалиды по зрению, которые ориентируются в пространстве по своеобразным тактильным маякам: трещине на обоях, электрическому выключателю, отверстию от гвоздя и т. д.[31]

Вспомогательная технология имеет пределы: например, люди со слабой памятью могут испытывать сложности в изучении перечисленных выше устройств, или могут потерять их, или вообще забыть о необходимости их использовать. Наконец, люди, которые никогда не любили технику, так ее и не полюбят. Помочь в ее освоении и использовании могут удобный дизайн и элементарное управление. В США такие устройства с 2004 года разрабатываются в Центре реабилитационной инженерии и исследований (Колорадский университет) при участии Национального института инвалидности и реабилитационных исследований, в рамках программы «Продвинутые когнитивные технологии». Некоторые частные компании разрабатывают устройства специально для неврологической поддержки, но, как говорит К. Сайцерон, их эффективность под большим сомнением. То же самое относится к созданным по игровому принципу «устройствам построения памяти»: люди хорошо играют в игры на этих устройствах, но на деятельности мозга успех в такой игре не отражается.

Мы ничего еще не сказали о лекарственных препаратах для улучшения памяти. Такие препараты разрабатываются в огромных количествах, потому что на них есть спрос. И тем не менее фармацевтические возможности для улучшения памяти довольно ограниченны. Ингибиторы холинестеразы – препараты первого поколения – не доказали эффективности в улучшении качества ежедневной жизни. Они не совсем бесполезны и способны помочь некоторому числу пациентов, но помощь эта весьма ограниченна. Исследованиями в области препаратов для восстановления памяти занимается один из ведущих мировых экспертов, Сюзанна Коркин, невролог на отделении мозга и когнитивных наук в знаменитом Массачусетском технологическом университете – одном из лучших вузов мира, обладающем богатейшей базой для научной работы.

Выбросить негативные мысли

Люди не перестают искать способы избавиться от нежелательных, отрицательных мыслей. Новое исследование[32]предлагает просто порвать эти мысли в клочья, как бумагу, и выбросить подальше.

Исследователи обнаружили, что, когда люди записывали свои мысли на бумагу и затем выбрасывали листы, они мысленно избавлялись и от самих мыслей. С другой стороны, люди с большей вероятностью реализовывали задуманное, если сначала записывали свои мысли, а потом убирали листок в карман и там его хранили. Один из руководителей исследования, профессор психологии Государственного университета штата Огайо Ричард Петти, утверждает: то, как человек помечает свои мысли – как хлам или как нечто нужное, – играет роль в том, как это влияет на реальность. Некоторые типы психотерапии используют вариации этого отношения, чтобы побудить пациентов отказаться от отрицательных мыслей. Но это первое исследование, которое подтвердило данный подход. По словам Петти, предложенный метод может показаться глупым, но ученые доказали, что он действительно работает: физически выбрасывая или защищая свои мысли, вы влияете на то, как решаете их использовать. При этом просто воображать себя выбрасывающим негативные мысли – неэффективно.

Полученные данные предполагают, что люди могут рассмотреть свои мысли как материальные, конкретные объекты. Мы говорим о своих мыслях, как будто можем их визуализировать; мы держим и храним их; мы выбираем отношение к ним и склоняемся к тому или иному пути. Это все делает наши мысли более реальными, более жизненными, более, как сказали ученые, материальными.

В ходе исследования были проведены три связанных между собой эксперимента.

В первом эксперименте, касающемся представления о собственном теле (очень актуальная для современной психотерапии проблема), участвовали восемьдесят три испанских студента, которым было предложено записать положительные или отрицательные мысли о своем теле. На выполнение задания было дано три минуты. Затем половине участников предложили перечитать написанное и выбросить листки в мусорное ведро, потому что их мысли не должны были остаться с ними. Другой половине предложили перечитать написанное, вдуматься, а также исправить грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки. После этого участники прошли тест, в котором оценили собственные мнение о своих телах, используя три пункта для описания каждого из девяти параметров: плохо – хорошо, непривлекательно – привлекательно, нравится – не нравится.

Результаты показали, что те, кто сохранил листки с записями и проверял их на наличие ошибок, были гораздо больше обеспокоены видом своего тела, а также тем, производит ли тело положительное или отрицательное впечатление. Участники, записавшие положительные мысли, относились к своим телам более позитивно, чем те, кто записал отрицательные мысли. Однако те, кто выбросил листки, не показали никакого различия в том, как они оценивали свои тела, независимо от того, были записанные мысли положительными или отрицательныи. По словам Р. Петти, когда студенты выбрасывали записи, они больше не рассматривали свои мысли, не принимали их близко к сердцу, независимо от того, были они положительны или отрицательны.

Во втором эксперименте участвовали двести восемьдесят четыре студента. На этот раз они записывали свои мысли о том, что большинство людей считает хорошим, – о средиземноморской диете, которая предполагает высокое потребление фруктов, овощей, неочищенных хлебных злаков с оливковым маслом в качестве основного жира. Затем одни участники выбросили записи, другие оставили их на столе, а третьи положили листок в карман или кошелек и держали при себе. После этого всех участников попросили оценить их отношение к диете и намерение использовать ее для себя.

Как и в первом исследовании, те, кто держал записи на столе, находились под б*ольшим влиянием своих мыслей, оценивая диету, чем те, кто их выбрасывал. Однако те, кто сохранил записи, поместив их в карман или кошелек, зависели от зафиксированных мыслей еще сильнее, чем те, кто держал записи на столе. Другими словами, те, кто написал положительные мысли о средиземноморской диете и поместил листок в карман, оценили диету более благоприятно, чем те, кто написал положительные мысли и просто держал листок с записями на столе. И те, кто написал отрицательные мысли и положил бумагу в карман, оценили диету более негативно, чем те, кто держал записи на столе.

Результат эксперимента предполагает, что вы можете усилить значение вашей мысли и сделать ее более важной для вас, просто сохранив записи и постоянно держа их при себе.

Следующий вопрос – насколько важно физическое действие выбрасывания этих мыслей или хранения их при себе? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи провели третий эксперимент. На сей раз семьдесят восемь испанских студентов колледжа записали свои мысли на компьютере, используя обычный текстовый редактор. Некоторые затем переместили файл в корзину, в то время как другие сохранили его на диске.

Так же как в предыдущих исследованиях, участники реже использовали отрицательные мысли, которые они удаляли, по сравнению с теми, кто сохранял свои мысли на диске.

Было в эксперименте и еще одно условие для некоторых участников: просто вообразить, как они перетаскивают свои отрицательные мысли в корзину или сохраняют их на диске. Но это никак не повлияло на их более поздние суждения.

Чем сильнее уверенность человека в том, что мысли действительно ушли, тем лучше, говорит Р. Петти. Только воображая, что вы выбрасываете их, вы никак не повлияете на силу их воздействия на вас. Конечно, если вы избавляетесь от мыслей, бросая записи в мусорное ведро или стирая их в компьютере, они на самом деле не уходят: вы можете восстановить их. Но, записав мысли, вы их материализовали, – и эти материализованные представления уходят. По крайней мере, временно. Во всяком случае, это помогает вам не думать о написанном, не прокручивать эти мысли в голове раз за разом.

По словам руководителей исследования, эта техника реально помогает людям, которых беспокоят навязчивые и надоедливые негативные мысли о неудаче, или потере, или ошибке. Часто от таких мыслей трудно избавиться. Целью исследователей было узнать, есть ли способ помешать подобным мыслям возвращаться снова и снова, – если не навсегда, то, по крайней мере, на длительный промежуток времени.

Наши рекомендации