Тема: «Профессионально-важные качества учителя»
Ум без сердца — мертвец,
ум без совести — подлец,
ум без воли — глупец,
ум без воображения — слепец.
Иван Ильин
Цель: формирование профессионально-важных качеств
Задачи:
3. уточнение представлений о профессионально важных качествах учителя;
4. отработка эффективных моделей педагогического общения, развитие профессионально важных качеств.
Ход темы
Проверка домашнего задания.
1. Участники тренинга называют по одному рекламному слогану и стараются определить «мишень» рекламы, то есть потребность, которая ею актуализируется. Может ли реклама заставить человека купить то, в чем нет потребности, прямо или косвенно влияя на волю человека? Создает ли реклама новые потребности или только актуализирует скрытые (делает их мотивами)? Подменяет ли одни потребности другими?
2. Прочитайте вслух эссе о своей работе или его фрагменты (по желанию). Что дала вам эта работа?
Упражнение «Я — реальный, Я — идеальный». Подчеркните качества, которые вы больше всего цените в других людях. Впишите в столбец «Я — реальный» из каждой графы по три качества, которыми вы, на ваш взгляд, обладаете.
Я — идеальный | Я — реальный | ||
В общении | В деле | В душе | |
Вежливость | Аккуратность | Справедливость | |
Доброжелательность | Ответственность | Принципиальность | |
Искренность | Инициативность | Самокритичность | |
Уравновешенность | Порядочность | Милосердие | |
Отзывчивость | Самостоятельность | Бесстрашие | |
Обаятельность | Добросовестность | Честность | |
Тактичность | Вдумчивость | Великодушие | |
Терпимость | Трудолюбие | Сочувствие | |
Щедрость | Целеустремленность | Доброта |
Какие трудности вызвало выполнение этого задание? Какие из этих качеств являются профессионально важными для учителя? При необходимости дополните этот список. Все высказывания записываются на доске.
Упражнение «Разбор полетов»
I. Детский реабилитационный центр. Чтобы дети с проблемами в здоровье не отстали от школьной программы, каждый день с ними индивидуально занимаются учителя-предметники. Педагог, вдохновленный присутствием психолога, решает поразить его своим умением играть на струнах детской души.
— Вот Саня, наш самый лучший мальчик. Никто не посмеет сказать, что ты плохой. Я-то знаю, какой ты есть…
Крупный угловатый восьмиклассник бледнеет и уменьшается в размерах.
— Саня, у тебя сегодня настроения нет? Давай я поставлю тебе пять, чтобы поднять настроение. Поставлю пять — будешь работать, да? (Восхищенная педагогической находкой, смотрит на меня, ожидая одобрения.)
Саня покрывается пятнами и втягивает голову в плечи.
— Ну, Саня, ты опять сидишь, — зависает над скукожившимся Саней всей тушей, почти наваливается на него (наверно, что-то слышала о важности тактильного контакта с учеником).
— Если я тебя ударю… Мне так хочется тебе по рукам дать… (Подмигивает мне, мол, понимаю, что нельзя, не боись, психолог!) Ты капризничать не будешь? Ты получил пять, так и веди себя на пятерку. (В голосе раздражение от того, что ее тонкий прием не сработал.)
Саня в полной прострации — похоже, нетипичное поведение обезвредило его надолго. Интересно, как проходит урок без посторонних?
— Ну как? — самодовольно интересуется моей реакцией дама после урока.
Я чувствую себя Саней. Педагог благосклонно кивает и покидает класс в уверенности, что мое молчание вызвано сильным впечатлением от урока. Она права.
II. Последние минуты тренинга. В кругу — трудные подростки из детского дома. Мы начали с банальной диагностики способностей и знакомства с миром профессий, а через неделю они уже спорят о смысле жизни.
На последнем часе их прорвало — каждый торопится высказаться. Краем глаза смотрю на часы — через пять минут в зале занятие у взрослых — то ли бизнес-тренеров, то ли психотерапевтов. Ровно в шесть в дверь заглядывает «коуч» Н. Умоляю: «Дай пять минут, чтобы закончить». «Да, конечно, мои все равно еще полчаса будут тянуться». Сразу после этого в зал входят двое молодых людей и, ухмыляясь, бесконечно повторяют: «Спасибо, что закончили занятие вовремя». Дети ничего не понимают. Они не в курсе, что «коуч» дал своим то ли бизнес-тренерам, то ли психотерапевтам задание отработать на примере этой ситуации технику «заезженной пластинки». Задание выполнено. Зачет!
III. Известный психолог Светлана Кривцова рассказывает: «Моя девятилетняя племянница, готовясь к новому учебном году, все лето выращивала в саду «астры для Татьяны Петровны». Сначала выхаживала рассаду, потом замучила всех своими тревогами о том, кто будет ее поливать, когда она уедет на юг. Она справлялась о цветах в каждом телефонном разговоре. Первого сентября Татьяна Петровна, мельком взглянув на ее букет, сказала: «Я этот мусор домой не понесу. Что, у родителей денег нет на нормальные цветы?»
Проанализируйте поведение героев данных ситуаций. Расскажите о случаях непрофессионального поведения, с которыми вам приходилось сталкиваться. Самые интересные истории могут служить материалом для следующего упражнения. Какие личностные качества героев этих ситуаций затрудняют их профессиональную деятельность?
Упражнение «Ситуации (по С.В. Кривцовой)». Ученики восьмого класса школы-интерната делают домашнее задание. Один из учеников мешает соседу по парте. Воспитательница говорит: «Так... тот, кто получает три замечания, выходит вон из класса до конца всех занятий!» — и без паузы продолжает: «Крутов, у тебя уже два замечания». Неудивительно, что Крутов тут же лезет к соседу. «Крутов, немедленно выйди из класса!» — кричит воспитательница и пытается вывести «нарушителя». Он упирается, она тащит его к двери и, вытолкнув в коридор, негромко говорит: «Пойди посиди в параллельном классе до звонка, а потом можешь вернуться». Ученик не вернулся и вообще перестал здороваться с воспитательницей. До этого дня у них были неплохие отношения, и такая «месть» ученика обидела учительницу. К чувству обиды примешивалось и смутное чувство вины.
Какие правила педагогического воздействия нарушил педагог?
Установила правила без обсуждения их с учениками (это не значит, что правила нужно было обсуждать на этом занятии, просто они должны быть обсуждены и приняты заранее).
Ввела правило «трех замечаний», никого не уведомив об этом.
«Замечание» — рискованная тема, ведь взрослый может сделать его по любому поводу. Воспитательница не объяснила ученикам, при каких условиях она будет делать замечания.
Объявленные только что правила воспитательница тут же меняет: вместо изоляции до конца занятий ученик изгнан только до звонка, но об этом она сообщает ему одному.
Конечно, совместное принятие правил не избавляет от проблем. Учитель говорит ученику-нарушителю: «Ты забыл правило такое-то!» Однако на самом деле ученики никогда не забывают правила — они просто выбирают поведение, игнорирующее то или иное правило. При этом они прекрасно знают, что ведут себя неправильно. Можно много времени посвятить выучиванию, зазубриванию, повторению правил. Это не уменьшит количество случаев «плохого поведения». Единственный конструктивный способ сделать так, чтобы правила соблюдались, — привлечь учеников к их созданию.
Урок заканчивается, и ученики записывают домашнее задание. Анна громко говорит своей подруге: «Она опять задала такое огромное домашнее задание. Не буду тратить сегодняшний вечер на эту глупость!» Аня исподтишка поглядывает на учителя. Ученики с интересом ждут реакции учителя.
Упражнение «Конфликтная ситуация». Участники тренинга разбиваются по парам или тройкам, выбирают конфликтную ситуацию и разыгрывают ее по ролям. Время на подготовку — 5-10 минут. Затем все возвращаются в круг и по очереди проигрывают свои ситуации перед всеми.
Цель упражнения — отработка эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Примерные темы ситуаций:
1. На ваших уроках ученик постоянно смеется (варианты: разговаривает, свистит и др.).
2. Ученик отказывается дежурить по классу.
3. Ученик нелестно отзывается о ваших профессиональных качествах.
4. Ученик отказывается посещать ваши уроки.
5. Учитель вталкивает нарушителя в кабинет психолога и требует разобраться с ним.
6. Мама возмущена тем, что психолог протестировал ее сына без разрешения родителей.
После ролевого проигрывания ситуаций в группах происходит общее обсуждение решений и оценка их эффективности.
Нередко в конфликтной ситуации учитель реагирует по типу «срезал» — пользуясь преимуществом своего положения, старается унизить или высмеять строптивого ученика. Такая стратегия приводит к накоплению взаимных обид и претензий, усугубляет конфликт.
Другое типичное поведение — уход от конфликта, игнорирование нежелательного поведения — тоже не способствует разрешению конфликта: ученик чувствует себя победителем и будет стремиться закрепить «успех».
Реакции учителя можно классифицировать по типу поведения в конфликтах (приспособление, избегание, соперничество, сотрудничество), стилю педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический), ролевой позиции (взрослый, ребенок, родитель). Конструктивным считается поведение, направленное на сотрудничество, проявляющееся в демократическом стиле поведения и позиции взрослого.
Поведение в конфликте | Соперничество | Избегание, приспособление | Сотрудничество |
Стиль общения | Авторитарный | Либеральный | Демократический |
Позиция | Родитель, ребенок | Ребенок | Взрослый |
Сегодня широко используется термин «ассертивность», заимствованный из английского языка (от глагола assert — настаивать на своем, отстаивать свои права). Ассертивное поведение рассматривается как оптимальный способ межличностного взаимодействия по сравнению с манипуляцией и агрессивным поведением.
Рассмотрите два документа, регламентирующих межличностное общение, и дайте им оценку.
Группа делится на две подгруппы, каждая из которых получает свой список рекомендаций.
I. Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.
Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.
Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.
Вы имеете право менять свои взгляды.
Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.
Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.
Вы имеете право на нелогичные решения.
Вы имеете право сказать: «Я тебя не понимаю».
Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует».
II. Я не считаюсь с мнением окружающих — если мне нравится ковырять в носу и сморкаться в занавески, то я вправе это делать, не испытывая ни малейшей неловкости перед окружающими.
Поскольку я сам знаю, что делаю, нет никакой нужды в том, чтобы окружающим мое поведение было понятно, а тем более ими одобрялось.
Если мне удобнее считать, что ничьи проблемы меня не касаются, я могу с легким сердцем на всех наплевать.
Твердые убеждения и незыблемые принципы — признак косности. Совершенно нормально сегодня хвалить то, что вчера ругал, и наоборот.
Не надо бояться ошибок. Нет ничего страшного в том, чтобы по ошибке вынести смертный приговор невиновному или случайным нажатием кнопки сбить пассажирский самолет.
Замечательным оправданием своего невежества выступает волшебная формула «Я не знаю». А если какой-то придирчивый экзаменатор этим не удовлетворится, то, значит, он просто бессовестный манипулятор и агрессор.
Нет никакой необходимости заслуживать расположение других людей. Зачем оно вообще нужно, если в своей жизни я все решаю сам?
В своем поведении можно отказаться от здравого смысла и элементарной логики и следовать исключительно настроению.
Стремление понять другого — совершенно излишнее и напрасное усилие. Гораздо проще отрезать: «Я тебя не понимаю!»
На любой предмет, который не затрагивает моих личных интересов, я вправе плевать с высокой колокольни и заявлять об этом во всеуслышание.
Какие из этих принципов вы принимаете, а какие — нет? Озаглавьте данные документы. Что вы о них думаете? Охарактеризуйте людей, придерживающихся в общении данных принципов.
Второй список представляет собой блестящую пародию известного психолога Сергея Степанова на первый список как «безыскусную проповедь индивидуализма», звучащую в широко используемых в нашей психологии образования «биллях о правах».
Упражнение «Идеальный учитель». Для каждой профессии существует некий минимально необходимый уровень способностей, позволяющий выполнять должностные обязанности. Достижение высокого профессионального уровня зависит от личностных качеств, мотивации и системы ценностей.
Прочитайте утверждения, отражающие взгляды на то, каким должен быть хороший классный руководитель. Какие из них вы считаете верными, а какие — ошибочными (см. табл.).
Идеальный учитель… | Верно | Неверно |
1. …должен держать учащихся под контролем и не позволять им «самодеятельности» | ||
2. …в общении с учениками открыто выражает радость, удовольствие, благодарность | ||
3. …не должен тратить время на уговоры учеников и выяснение причин возникших проблем | ||
4. …имеет право дать волю чувствам, если возмущен поведением учеников | ||
5. …не имеет права обсуждать свои чувства с учениками | ||
6. …готов понять ученика, даже если разговор идет на повышенных тонах | ||
7. …может не предпринимать никаких действий, ожидая, что проблема решится сама собой | ||
8. …готов взять на себя ответственность за неудачу общего дела | ||
9. …должен избегать проявления эмоций | ||
10. …не должен раскрывать свои карты — лучше держать учеников в неведении относительно своих замыслов | ||
11. …не обязан прислушиваться к мнению каждого ученика | ||
12. …не должен идти на поводу у своих эмоций, когда рассматривает конфликтную ситуацию в классе | ||
13. …не должен обращать внимание на разногласия в классе | ||
14. …должен сделать все, чтобы ученики гордились своим вкладом в общее дело | ||
15. …должен способствовать личностному развитию своих учеников | ||
16. …должен незамедлительно начинать борьбу с конфликтами и проблемами | ||
17. …должен использовать все возможности своего статуса | ||
18. …может обсуждать с учениками свою жизненную философию | ||
19. …проявляет спокойствие и сдержанность, когда приступает к разбору проблемных ситуаций | ||
20. …получает удовольствие от общения с учениками |
Время работы — 15–20 минут.
Число ваших утвердительных ответов на вопросы 2, 6, 8, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20 сложите с числом отрицательных на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 17. Достоверность полученных результатов зависит от степени осознания утверждений и вашей искренности.
От 15 до 20 баллов — высокий уровень сформированности профессионально важных качеств.
От 10 до 15 баллов — средний уровень сформированности профессионально важных качеств.
Менее 10 баллов — низкий уровень сформированности профессионально важных качеств.
Анализ отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволил выделить блок профессионально важных качеств, среди которых — приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.
Для эффективной работы учителю необходимы следующие качества:
1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
2. Благополучное психоэмоциональное состояние.
3. Позитивное самовосприятие.
4. Личностно-ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
5. Ответственность.
Однако профессиональная компетентность не сводится к сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений. Каким вы представляете себе хорошего педагога или психолога? Приведите примеры из реальной жизни, истории, литературы, кино. Достаточно ли этих качеств для психолого-педагогического сопровождения выбора профессии? Какие черты характера и особенности педагогического общения неприемлемы для этой деятельности и почему?
Перерыв на 30 минут